Твои эмоции позволяют тебе чувствовать… | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.

Дата публикации: 12.08.2018

Статья просмотрена: 795 раз

Библиографическое описание:

Карчага, Е. С. Твои эмоции позволяют тебе чувствовать… / Е. С. Карчага. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 83-84. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52294/ (дата обращения: 25.04.2024).



Я, кажется, натер мозоль на том участке мозга, который заведует положительными эмоциями!

Макс Фрай. «Чужак»

С детства каждый ребёнок испытывает эмоции, проявляет чувства по отношению к людям или же действиям, предметам. И, когда его просят их описать, то человек испытывает большое затруднение. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Однако наука дает нам возможность рассмотреть эмоции и чувства под другим углом и понять, что сначала возникает эмоция или чувство.

Человек индивидуален и уникален не только внешне, но и внутренне. Определенным образом он относится к предметам и явлениям, познавая окружающий мир. Отражение окружающей действительности происходит благодаря познавательным процессам. Ощущения предоставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятие дает их целостный образ, память, в свою очередь, осуществляет хранение воспринятого, мышление и фантазия перерабатывают материал и преобразуют его в мысли и новые образы.

Эмоции позволяют человеку узнать, насколько важны для удовлетворения его потребностей предметы и явления познавания. Эмоции (от лат. emoveo-потрясаю, волную) — это специфическая форма психического отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или неприятного. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубокими будут его переживания. Это сигнальная функция эмоций. Регулирующая функция отвечает за то, как переживания направляют и поддерживают человека, формируя его поведения в различных ситуациях. Коммуникативная функция несет информацию для общения. Внешнее проявление эмоций в мимике, пантомимике позволяет информировать других людей о своем отношение к предметам и явлениям действительности.

В настоящее время признается, что эмоция — сложная эмоциональная реакция, состоящая в большинстве случаев из четырех компонентов. Три из них — это системы, активизирующиеся во время эмоционального переживания: 1) субъективные ощущения, 2) физиологические механизмы, опосредующие и поддерживающие эмоциональную реакцию и 3) поведенческие проявления, включая экспрессию. Четвертая система — это важнейший предвестник эмоций — когнитивная оценка ситуации, запускающая эмоциональную реакцию. [3, с. 9]

Высшим уровнем развития эмоций являются чувства, которые характеризуют устойчивое переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, имеющие мотивационную, направляющую значимость. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т. п.). [1, с. 54- 55].

Эмоции имеют свои плюсы и минусы. С общебиологической точки зрения полезные свойства эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма». Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности. [2, с. 339–341]. Только умом и разумом человек не способен разрешить трудную ситуацию и удовлетворить потребность. Эмоции позволяют переосмыслить происходящее и принять верное решение. Человек думает, что положительные эмоции свидетельствуют о пользе, а отрицательные же эмоции — о вреде. Это не так. Радость, счастье говорят, что человеку приятно эта ситуация и он спокоен. Если же гнев и злость берут вверх, то значит нужно что-то изменить, но никак не отказываться от этого. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).

Эмоции управляют человек намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций — это эмоция. К. Е. Изард провел исследования о природе эмоций и выделил основные, «фундаментальные»: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. При соединении фундаментальных эмоций у человека возникает полный спектр эмоционального состояния. Например, тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из эмоций лежит в основе целого комплекса эмоционального состояния, различающаяся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т. д.). [4]

Сила, продолжительность и осознание характерны для эмоций. При этом диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик. Радость относится к более слабой эмоции, чем восторг. В диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости проявляется гнев. А вот страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Иногда человеку трудно понять причину возникновение той или иной эмоции в данный момент. Однако, это чувство тоже проходит и проясняет вопрос.

Эмоциями и чувствами человек отражает то, как удовлетворяются его потребности. Другими словами, это форма отображения переживаний жизненного смысла явлений и ситуаций. Все, что способствует и облегчает удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные. Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции — возникают в конкретный момент в виде ответа на ситуацию. Советский психофизиолог П. В. Симонова утверждает, что «эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно».

Литература:

  1. Бондарчук Е. И. «Основы психологии и педагогики», Курс лекций, 3-е издание — Киев, 2002 г.
  2. Анохин П. К. «Эмоции». БМЭ. Т. 35 — Москва, 1964
  3. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства» — Питер, 2001 г.
  4. Рогов Е. И. «Эмоции и воля» — Москва, 2001 г.
  5. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» — Москва, 1964 г.
  6. Кэрролл Е. Изард. «Эмоции человека». Пер. с английского — Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, переживание, предмет, чувство, эмоциональная реакция, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Чувства представляют собой устойчивые эмоциональные отношения к другим людям и явлениям действительности. Чувства в отличие от эмоций носят предметный характер. Различают нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства.

Похожие статьи

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Чувства представляют собой устойчивые эмоциональные отношения к другим людям и явлениям действительности. Чувства в отличие от эмоций носят предметный характер. Различают нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства.

Задать вопрос