Российское и зарубежное законодательство в отношении коренных малочисленных народов Севера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.

Дата публикации: 08.08.2018

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Перепечкина, Д. В. Российское и зарубежное законодательство в отношении коренных малочисленных народов Севера / Д. В. Перепечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52288/ (дата обращения: 19.04.2024).



Существующие на сегодняшний день тенденции развития общемирового уровня, прежде всего связаны с преобразованием всего социального пространства и, как следствие модернизации социальных институтов. Данный факт подтверждает и то, что в дальнейшем произойдет реформирование нормативно — правовой базы в области регулирования отношений коренных малочисленных народов Севера.

Безусловно, существует большое количество прав для коренных малочисленных народов Севера, которые закреплённые в действующем российском и зарубежном законодательстве. Констатацией является то, что существующее «множество» не порождает исчерпывающее и позитивное регулирование в отношении коренных малочисленных народов Севера.

Также на сегодняшний день отсутствует единый механизм защиты прав коренных малочисленных народов, при всем наличии гарантированных прав народы севера не всегда могут реализовать их. Все вышеизложенное говорит об актуальности темы статьи. Политика государств в отношении коренного населения с момента зарождения и по сей день складывалась с учетом исторических особенностей конкретной страны и политической специфики в отношении малочисленных народов Севера.

В «Основах государственной̆ политики Российской̆ Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» Арктика определяется как «северная область Земли, включающая глубоководный̆ Арктический̆ бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой̆ суши Европы, Азии и Северной̆ Америки». Кроме того, дано понятие пяти практических государств — России, Канады, Соединенных Штатов Америки, Норвегии и Дании как «обладающих исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане».

В марте 2017 года на VIII съезде Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в основе направления своей деятельности было определено: «Главной целью совершенствования национально-этнической политики в современной России является укрепление общегражданской идентичности и единства российской (государственной) нации с учетом сохранения этнокультурного многообразия и безусловном приоритете национальных интересов страны».

Стоит подчеркнуть, что изучение зарубежного опыта позволяет не только изучить проявления страновых особенностей̆ данного явления, но и более глубоко осмыслить роль и значение человеческого фактора в освоении и развитии Арктики в целом, как мега региона, территории мира, стабильности и конструктивного сотрудничества. Представители организаций аборигенных народов России и других стран входят в состав международных организаций, имеют статус постоянных участников и наблюдателей̆ в ряде международных органов. В зарубежной научной и правовой практике присутствуют следующие определения: в Норвегии — «коренные народы» (саамы), «этнические меньшинства», «мигранты», в Швеции — «коренное население или национальные меньшинства» (саамы, евреи, цыгане, шведские финны, турнедальцы), в Финляндии — «национальные меньшинства» (саамы, финские шведы и цыгане (кале), старые русские, евреи и татары), «исторические меньшинства» (немцы, уроженцы Фарерских островов, евреи, цыгане), в Дании — «коренные народы» (эскимосы, проживающие на территории Гренландии), в Канаде — «арктические народы» (Arctic peoples), относящиеся к этнической группе инуитов в Арктической части Канады. [1]

Правовые основы гарантий развития коренных малочисленных народов РФ установлены Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» [2], Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [3], общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р [4] утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которая представляет собой систему принципов и приоритетов в отношении деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере укрепления социально — экономического потенциала перечисленные народов, а совершенствование нормативно — правовой базы для обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера является главной задачей, поставленной в реализации Концепции. Данная Концепция предполагает этапность ее реализации до 2025 года, включая в себя 3 этапа. План реализации первого этапа Концепции (2009–2011 годы) был утверждён распоряжением Правительства от 28 августа 2009 года № 1245-р [5], второго этапа (2012–2015 годы) — распоряжением Правительства от 12 октября 2012 года № 1906-р [6].

Распоряжением от 25 августа 2016 г. № 1792 — р [7] утвержден план реализации третьего этапа Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и включает комплекс мер, которые направлены на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов и их образа жизни. В 2001 г. был принят Федеральный закон № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» определяет правовой режим таких территорий, причем «правовые отношения в этом случае регулируются как законодательством, так и обычаями коренных малочисленных народов.

Наиболее известными международными актами является Декларация ООН о правах коренных народов [8], гарантирующая право на доступ и быстрое разрешение в рамках справедливых процедур урегулирования конфликтов и споров, затем Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» [9]. Важное значение представляет основной ФЗ от 30.04.1999 г. № 82 — ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», в котором разграничиваются ведения и полномочия РФ и ее субъектов по защите прав малочисленных народов Севера.

Основные международные документы, защищающие национальные меньшинства от дискриминации и других видов притеснения: Устав ООН (ст. 1); Международный̆ пакт о гражданских и политических правах (ст. 27); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (ООН, 1948 г.); Устав Совета Европы (ст. 3); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, 1950 г. (ст. 14). Международные документы, закрепляющие права национальных меньшинств в области образования, культуры, языка, религии: Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, 1995 г.; международные документы, непосредственно нацеленные на защиту прав и интересов коренных народов: Всемирная конвенция о биологическом разнообразии, 1992 г.; Международная конвенция по регулированию китобойного промысла,1946 г. [10; с. 70].

Зарубежное законодательство в различных странах, где проживают коренные малочисленные народы, основной ключевой проблемой ставит решение земельного вопроса. Например, в Скандинавии, коренные малочисленные народы предлагают свою концепцию земельных прав, а в Финляндии большинство саами живут в самой северной части страны, которую Конституция и Закон о статусе саами признают в качестве исконной саамской территории. Однако, действующее законодательство не признает и не предоставляет саами каких — либо особых земельных прав на их собственную исконную территорию, а также не признает за саами никаких исключительных прав на сохранение традиционного уклада жизни. В Финляндии действует принцип «terra nullius», который заключается в отсутствии правового признания и защиты земельных прав саами. В Норвегии также действует данный принцип и действующее законодательство не признает за норвежскими саами и не предоставляет им каких бы то ни было особых земельных прав, а государство может претендовать на владение лишь «бесхозными землями».

В целом, общее отличие российского законодательства от зарубежного заключается в поставленных задачах и главных (стратегических) целях, а также в ядре понимания существующего на сегодняшний день понятийно — категориального аппарата.

Литература:

1. Indigenous People: Arctic // The Canadian Encyclopedia. URL: http://www.thecanadi- anencyclopedia.ca/en/ article/aboriginal-people-arctic/ (дата обращения: 17.02.2018).

2. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82 — ФЗ

3. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета. — № 90. — 12.05.1999.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» № 104-ФЗ // Российская газета. — № 142. — 25.07.2000.

5. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 16.02.2009. — № 7. — ст. 876.

6. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2009 г. № 1245-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2009–2011 гг. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» // Собрание законодательства РФ. — 07.09.2009 г. — № 36. — Ст. 4364.

7. Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2012 г. № 1906 — р «О плане мероприятий по реализации в 2012–2015 гг. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» // Собрание законодательства РФ. — 15.10.2012г. — № 42. — Ст. 5773.

8. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2016 № 1792-р (ред. от 04.08.2017) «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016–2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 05.09.2016. — № 36.- ст. 5440.

9. Technical Review of the United Nations Draft Declaration on the Rights of Indigenous Peoples, U. N. ESCOR, Comm’n on Hum. Rts.,Subcomm’n on Prev. Of Discrim. & Prot. of Min., 46th Sess., Agenda Item 15, 2, U. N. Doc.E/CN.4/Sub2/1994/2/Add.1 (1994).

10. Конвенция № 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957–1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда. — 1991. — С. 2193–2207.

11. Юдин В. Нормативно — правовая база в отношении коренных малочисленных народов Севера: отечественный и зарубежный опыт // Власть. — № 4. — 2012 г. С. 69–72.

Основные термины (генерируются автоматически): малочисленный народ Севера, Сибирь, Дальний Восток, коренной, народ, зарубежное законодательство, Международная конвенция, правовая база, Российская Федерация, устойчивое развитие коренных.


Похожие статьи

Социально-экономическая безопасность северных территорий...

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, качество жизни, устойчивое развитие, природопользование.

Конституция Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в качестве самостоятельного субъекта права, гарантируя им права в...

Похожие статьи

Социально-экономическая безопасность северных территорий...

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, качество жизни, устойчивое развитие, природопользование.

Конституция Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в качестве самостоятельного субъекта права, гарантируя им права в...

Задать вопрос