Экологическая квест-игра для учащихся 3–4 классов «Будь природе другом!» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (217) август 2018 г.

Дата публикации: 07.08.2018

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Дюкарева О. А. Экологическая квест-игра для учащихся 3–4 классов «Будь природе другом!» // Молодой ученый. — 2018. — №31. — С. 96-99. — URL https://moluch.ru/archive/217/52279/ (дата обращения: 21.10.2018).



Актуальность изначимость мероприятия:

Данное воспитательное мероприятие направлено на повышение экологической культуры детей младшего школьного возраста и призвано повысить чувство ответственности за совершаемые по ступки по отношению к ней. Мероприятие проводится в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».

Квест-игра «Будь природе другом!» является интерактивной формой, которая способна увлечь детей, погрузить их в мир приключений, дать возможность продемонстрировать смекалку, талант и получить удовольствие от участия. Дети выполняют поставленные перед ними задания, чтобы в конечном итоге достигнуть своей цели — собрать картинку из пазлов и прочитать главные слова, которые служат девизом мероприятия — «Природа — твой друг! Приди к ней на помощь!».

Цель мероприятия:

привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей среды, содействие формированию у них экологической культуры.

Задачи:

– активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы,

– продолжить воспитывать бережное отношение к природе,

– формировать умение работать в команде,

Предполагаемые результаты:

– получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;

– повышение экологической культуры учащихся начальных классов;

Организаторы игры:

– учащиеся 10 класса под руководством педагога.

Возрастной состав участников игры:

– 9 -11лет.

Сценарий игры

Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня на адрес школы пришло письмо, и я хочу его прочитать.

«Добрый день, дорогие друзья! Вас приветствуем мы — Эколята: Шалун, Умница, Тихоня и Ёлочка. Мы родились в лесу и знаем про него всё или почти всё! У нас здесь много друзей, приятелей и просто знакомых. Мы, так же как и вы, озорные и весёлые, любим шалить и играть. А ещё мы очень любим природу: леса, озёра, поля и луга, красивые цветы, могучие деревья и всех животных, населяющих нашу прекрасную Землю. Все мы обязаны своей жизнью планете — прекрасной и единственной Земле-матери. Зелёной от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета — величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Всё в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце — всё замёрзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода — нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения — нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь. Для защиты нашей чудесной планеты от экологической катастрофы мы создали отряд «Друзья и защитники природы» и призываем вас вступить в наши ряды. Ведь если мы сейчас не задумаемся над тем как решить экологические проблемы, то всего через несколько сотен лет наша планета превратится в гигантскую свалку».

— Ребята, вы готовы стать друзьями и защитниками природы и не допустить, чтобы наша прекрасная планета погибла?

На сцене появляются Эколята (Ёлочка иУмница)

— Приветствуем вас, ребята! Мы услышали, что вы готовы вступить в наш отряд. Это здорово! Не дадим погибнуть нашей планете, сделаем всё, что в наших силах!

— Но для начала давайте и с вами познакомимся поближе.

У.: Я — Умница, много знаю и часто рассказываю своим друзьям интересные истории, потому что люблю читать.

Ё.: А я — Ёлочка, весёлая и общительная, очень люблю поговорить то о том, то о сём. А ещё люблю играть в разные игры. А вы, ребята, любите играть?

У.: Игры играми, но не будем забывать о главном. Чтобы стать членами нашей команды, вы должны пройти испытания. Вы готовы?

Ё.: Вы уже разделились на две команды. Одну команду возглавит Умница, а другую я.

У.: Каждой команде предстоит пройти 5 станций. На станциях вас будут ожидать организаторы с заданиями. Путеводителем вам будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций.

Ё.: За каждое правильно выполненное задание вы получите пазл. Собрав все пазлы, сможете собрать картинку и прочитать девиз отряда друзей и защитников природы.

У.: А помогать вам будем мы — ваши новые друзья.

Старт игры.

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием площадок. Команды перемещаются между актовым залом, библиотекой, учебными кабинетами, выполняя тематические, практические и интеллектуальные задания. На каждом этапе команды получают пазлы за правильно выполненные задания.

1 станция «Экологический светофор»

Установка: Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Чёрный цвет — стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет — будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Зелёный цвет — ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Закрасить кружки чёрным, красным, зелёным цветами, в зависимости от того решения, которое принимается. За правильное выполнение задания команда получит пазл картинки, которую в итоге нужно собрать.

1

Ребята наблюдают за муравьями

2

Дети оставили костёр в лесу

3

Ребята огородили муравейник

4

Мальчики взяли в лес весной собаку

5

Девочки не стали рвать ландыши в лесу

6

Ребята срезают грибы ножиком

2 станция «Эко-задачи»

Установка: Сейчас вам предстоит решить несколько экологических задач. После правильного выполнения всех задач, команда получает два пазла.

  1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?
  2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?
  3. За последние 100 лет на Земле разрушена почти ¼ часть всех плодородных почв. К чему может привести разрушение почвы? Как можно сохранить её?

3 станция «Мутации животных»

Установка: На этой станции вам предстоит выполнить два задания, за которые вы сможете получить целых два пазла. Итак, вследствие воздействий человека на природу, загрязнения воздуха, воды и почвы, происходят мутации животных. Отгадайте, какое это животное (Демонстрация слайдов). Чтобы их спасти, необходимо ответить на вопросы:

  1. Коллекция специально собранных и засушенных растений. (Гербарий)
  2. Самая большая ягода, плод лианы. (Арбуз)
  3. Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название. (Зверобой)
  4. Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев. (Тысячелистник)
  5. Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук)
  6. Цветок, название которого связано со звоном. (Колокольчик)

4 станция «Сортировка мусора»

Установка: На этой станции вам предстоит выполнить два задания, за которые вы сможете получить целых два пазла.

Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения. Объемы потребления ежегодно стремятся вверх, а с ними увеличиваются и объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Этот знак означает, что сама упаковка сделана из материала, который может быть вторично переработан (рис.1). Вам необходимо рассортировать мусор по корзинам (пластик, бумага, стекло), найти на упаковках этот знак и сказать, что можно сделать из этого материала. Вам поможет таблица (рис.2).

C:\Documents and Settings\Зам. директора по ВР\Рабочий стол\эко\-17-638.jpg

Рис. 1.

C:\Documents and Settings\Зам. директора по ВР\Рабочий стол\эко\f_c2RlbGFub3VuYXMucnUvaW1hZ2VzL3Bob3Rvcy81NDIxLmpwZWc_X19pZD04MDUx.jpeg

Рис. 2.

5 станция «Очищение воды»

Установка: Раньше казалось, что в огромном количестве воды Мирового океана все отходы хозяйственной деятельности человека должны легко раствориться. На этой станции вам предстоит эксперимент по очистке воды, за правильное выполнение которого вы получите два пазла.

Опыт «Очистка разливов от нефти»

Для выполнения опыта понадобится:

– небольшой кусок алюминиевой фольги

– растительное масло

– форма для выпечки или контейнер

– вода

– несколько ватных дисков

Время для проведения эксперимента: около 10 минут.

Начинаем эксперимент:

  1. Налейте воду в форму для выпечки (заполните форму на половину водой).
  2. Сделайте из фольги подобие лодки или катера размером с палец.
  3. Заполните лодку маслом и поместите ее на поверхности воды в форму для выпечки.

Подведение итогов игры:

Из полученных пазлов ребята собирают картинку со словами «Природа — твой друг! Приди к ней на помощь!». Получают от Эколят значки «Друзья и защитники природы». На большом листе записывают выводы по квесту, и каждый участник наклеит листочек своей деятельности.

Желтый цвет — всё прошло отлично, хочу еще раз поучаствовать в другом квесте.

Зеленый цвет — было интересно, но надо было подумать, допустил(а) несколько ошибок.

Красный цвет — было трудно, не понятно и не интересно.

Литература:

  1. Быховский Я. С. «Образовательные веб-квесты» // Рассвет.- 2006.- N 2.-С. 286
  2. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. — 2005. — N 12. — С. 35.
  3. Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Хаустова. — М.: Изд-во РУДН, 2006. — С. 234.
Основные термины (генерируются автоматически): Природа, станция, ребята, пазл, команда, Друг, защитник природы, зеленый цвет, красный цвет, правильное выполнение.


Похожие статьи

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной...

Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте.

Воспитатель: Ребята, давайте мы вспомним стихи о природе. Есть на земле огромный дом.

Живешь в том светлом доме ты. И все твои друзья. Куда б дороги не вели.

Кругосветка для начальных классов «Экологическая тропинка»

3. Береги природу, друг, И красиво будет все вокруг! 4. Ты люби природу, лес

Каждой команде по очереди загадывают загадки, на которые ребята отвечают сходу.

Красная мышка. С белым хвостом. В норке сидит. Под зеленым листом.

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный...»

Все это называется природа, давайте же всегда ее беречь! [2, с.8]. Ведущий 2 Ребята, я

Баба Яга Молодцы ребята, правильно отвечаете.

Игра «Рассортируй мусор». На столе стоят коробки желтого, зеленого и красного цвета, с надписями: стекло, пластик, бумага.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

II станция (2 класс): «Друзья природы»! Программа второго года нацелена на конкретные действия детей

Ребята встречаются с различными сказочными персонажами, которые учат быть друзьями природе.

IV. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы”.

Конспект непосредственно организованной деятельности...

‒ воспитывать любовь к природе, целеустремленность, умение работать в команде.

А ещё наСеверном полюсеможно чаще всего наблюдатьсеверное сияние, — это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь

Ребята, поделитесь на две команды.

Образовательная деятельность с детьми старшей группы...

Ребята, давайте посмотрим, что друг у друга получилось? Чем похожи ваши картины, и чем отличаются?

Чтобы сварить варенье, вам необходимо взять синий кружок тем, кто любит чернику, красный — тем, кто

Воспитатель: Ребята, давайте мы вспомним стихи о природе.

Экологическая игра «Поле чудес» | Статья в журнале...

- Этому зеленому другу – лесу – будет посвящен второй тур, который так и называется «Про зеленые леса и лесные чудеса».

Украсим всю землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами. Экологическая игра «Удивительный мир природы».

Внеклассное занятие «Бабочек веселый хоровод»

Растет зеленый кустик, Дотронешься — укусит.

И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов совсем не останется.

- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе. II станция (2 класс): «Друзья природы»!

Все мы друзья природы (развлечение для детей старшего...)

Природа наш хороший, Наш добрый, верный друг! Лука: У природы живые краски. И пусть она без опаски.

Пусть веселиться детвора! Лука: Ребята, на память о нашей встрече вам дарю семена, Пусть клумба из цветов украсит сад ваш после зимних снов.

Викторина «Береги природу» | Статья в журнале «Школьная...

Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знаток природы».

(Приносит воду красного цвета).

Ведущий: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете фиолетовый.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

«Путешествие в мир природы». Конспект организованной...

Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте.

Воспитатель: Ребята, давайте мы вспомним стихи о природе. Есть на земле огромный дом.

Живешь в том светлом доме ты. И все твои друзья. Куда б дороги не вели.

Кругосветка для начальных классов «Экологическая тропинка»

3. Береги природу, друг, И красиво будет все вокруг! 4. Ты люби природу, лес

Каждой команде по очереди загадывают загадки, на которые ребята отвечают сходу.

Красная мышка. С белым хвостом. В норке сидит. Под зеленым листом.

Сценарий экологического проекта «Этот загадочный...»

Все это называется природа, давайте же всегда ее беречь! [2, с.8]. Ведущий 2 Ребята, я

Баба Яга Молодцы ребята, правильно отвечаете.

Игра «Рассортируй мусор». На столе стоят коробки желтого, зеленого и красного цвета, с надписями: стекло, пластик, бумага.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

II станция (2 класс): «Друзья природы»! Программа второго года нацелена на конкретные действия детей

Ребята встречаются с различными сказочными персонажами, которые учат быть друзьями природе.

IV. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы”.

Конспект непосредственно организованной деятельности...

‒ воспитывать любовь к природе, целеустремленность, умение работать в команде.

А ещё наСеверном полюсеможно чаще всего наблюдатьсеверное сияние, — это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь

Ребята, поделитесь на две команды.

Образовательная деятельность с детьми старшей группы...

Ребята, давайте посмотрим, что друг у друга получилось? Чем похожи ваши картины, и чем отличаются?

Чтобы сварить варенье, вам необходимо взять синий кружок тем, кто любит чернику, красный — тем, кто

Воспитатель: Ребята, давайте мы вспомним стихи о природе.

Экологическая игра «Поле чудес» | Статья в журнале...

- Этому зеленому другу – лесу – будет посвящен второй тур, который так и называется «Про зеленые леса и лесные чудеса».

Украсим всю землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами. Экологическая игра «Удивительный мир природы».

Внеклассное занятие «Бабочек веселый хоровод»

Растет зеленый кустик, Дотронешься — укусит.

И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов совсем не останется.

- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе. II станция (2 класс): «Друзья природы»!

Все мы друзья природы (развлечение для детей старшего...)

Природа наш хороший, Наш добрый, верный друг! Лука: У природы живые краски. И пусть она без опаски.

Пусть веселиться детвора! Лука: Ребята, на память о нашей встрече вам дарю семена, Пусть клумба из цветов украсит сад ваш после зимних снов.

Викторина «Береги природу» | Статья в журнале «Школьная...

Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знаток природы».

(Приносит воду красного цвета).

Ведущий: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете фиолетовый.

Задать вопрос