Воспитатель во все времена остается просто воспитателем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 июля, печатный экземпляр отправим 29 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (217) август 2018 г.

Дата публикации: 02.08.2018

Статья просмотрена: 1526 раз

Библиографическое описание:

Лялина, Л. А. Воспитатель во все времена остается просто воспитателем / Л. А. Лялина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52239/ (дата обращения: 14.07.2020).



Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? (А. С. Макаренко)

17 мая 2016 года приказом № 577 Минобрнауки РФ установило новый профессиональный праздник, а назвали его «День воспитателя и всех дошкольных работников», определив дату — 27 сентября, когда в России был открыт первый детский сад. Наверное, не просто так учреждали этот праздник, чтобы все, кто коснулся этой профессии, помнили, кто зовется воспитателем.

Очень трудно рассказать.

Воспитатель для ребенка -

Будто бы вторая мать.

Кто поймет ребенка лучше?

Мамочке совет кто даст?

Успокоит и подскажет,

Как им дальше в мир шагать.

Воспитатель

это просто состояние души!

Без которой

невозможно в мир ребенка

нам войти (О. Романова)

Очень хочется напомнить читателям, когда появились первые детские сады, как называли людей, которые занимались и присматривали за детьми.

Не поступи в 1972 году в педучилище на дошкольное отделение, я не получила бы ответы на эти вопросы и не думала, что задержусь в системе образования более 40 лет. Моих коллег, работающих в этой системе сегодня, остались единицы, значит, не так легок этот труд и не каждому он под силу. Когда выбираешь себе профессию, порою не знаешь, какой это будет труд. Люди порою думают, что воспитывать значит просто, присматривать за детьми. Я ведь тоже никогда не ходила в детский сад и о профессии воспитателя мало что знала. Просто в детстве любила играть в педагога, воспитывала младших братьев и сестер, и не представляла, что маленький человек интересуется всем (где живет радуга, как растут деревья, где живут белые медведи, почему вода в реке холодная, отчего стареют люди, сколько лет живет обезьяна, почему приходит зима). А еще, воспитатель должен уметь играть в шашки, рисовать, читать стихи и петь. Одно мне стало понятно, чтобы ответить на все вопросы, человек должен быть эрудированным во всех направлениях В педучилище мои знания обогатились, там я впервые узнала об истории появления первых детских садов, о людях, которые назывались «садовницами», что означало «воспитательница», а профессия воспитателя оказалась одной из древнейших в истории человечества. Оказывается, очень давно воспитанием ребёнка в богатых семьях занимался раб и называли его педагогом, что в переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель, его дело продолжил домашний воспитатель, вот так появилась профессия воспитатель.

А все ли знают, что первый детский сад был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р.Оуэном — так называемая «школа для маленьких детей» и название «Детский сад» придумано в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем. Он создал систему дошкольного воспитания и организовал учреждение для маленьких, где с ними играли и занимались. Фребель сравнивал детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. «Садовницы» таким красивым словом звались воспитательницы первых детских садов. Ведь правильно, что воспитатель растит и лелеет детей,как садовник растит и ухаживает за цветами на грядке. Одним из главных принципов фребелевского детского сада было «Не мешать ребёнку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа» — вот это хороший девиз и для сегодняшнего педагога.

Уже тогда от воспитателя требовалось умение увидеть в каждом ребенке индивидуальность, развитие задатков ребенка, чуткое внимание и терпение к детям.

В России детский сад как тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века, появились по инициативе частных лиц. Было их мало и все платные. В Петербурге 27 сентября 1863 г редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович был открыт первый детский сад. Дети играли и занимались по своим интересам, присматривали за ними тоже «садовницы». Наука о воспитании уже тогда не стояло на месте. Педагоги искали новые пути развития, создавали программы, куда входили уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения. Очень похоже на наши занятия в саду сегодня. Возраст детей был от 3 до 8 лет. От садовницы требовались доброта, терпение и знания, работали с детьми женщины от 18 до 25 лет.

Государство тогда не принимало участия в организации детских садов. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них 4 часа, такими услугами могли воспользоваться только богатые сословия. И сегодня ни все могут себе позволить частные и платные сады. И снова появились группы для самых маленьких — адаптационные на 3,4 часа. Открывались на Руси и бесплатные детские сады для бедных, но средств на существование не было и они закрывались. До 1917 года не так-то легко можно было найти хорошего воспитателя для детей из богатых семьей. Воспитывали гувернеры из других стран. В бедных семьях детей воспитывали старшие братья и сестры или бабуши и дедушки, так как родители работали с раннего утра до поздней ночи, и на полноценное воспитание не хватало ни времени и ни образования.

Ведущие педагоги К.Д Ушинский, А. С. Симонович предлагали создать институты детских воспитателей. Они писали, что воспитатели обязаны быть образованными, обладать передовыми взглядами, внедрять новаторские методы обучения и воспитания. Особо отмечали дошкольное воспитание, как фундамент будущего развитие человека.

К.Д Ушинский отводил важную роль «воспитательнице».

«Она должна обладать педагогическим талантом, доброй, кроткой и в то же время с твердым она, которая смогла посвятить себя детям этого возраста, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их».

Он дал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов,

«Во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их «сидячими занятиями» и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности».

Эти умные мысли нужны всем, кто хочет посвятить себя этой прекрасной профессии — воспитатель.

Дошкольное воспитание в России стало развиваться благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить великих педагогов А. С. Симонович, Е. Н. Водовозу, Л. К. Шлягер, Е. И. Тихееву.

В 1989 г. была создана концепция для дошкольного воспитания, которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Определи основные функции ДОУ (забота о физическом и психическом здоровье, обеспечение интеллектуального, личностного развития и эмоционального благополучия каждого ребенка.) Это легло в основу написания дальнейших стандартных программ.

Изменения экономических и политических факторов в стране сказывались и на концепцию в образовании, а воспитатель оставался всегда воспитателем. Ведь кто, как не он выполняет поставленные задачи. В начале 60-х годов XX века была сформирована единая система работы детских садов, которая действует по сегодняшний день.

Воспитатель — это, прежде всего профессия и ее надо подтверждать образованием.

Вчерашний воспитатель обязан был получить специальное образование и иметь диплом. Помимо специальности в дипломе воспитатель, он имел квалификацию преподавания физкультуры, рисования с детьми дошкольного возраста.

Каждые 5 лет повышал свою квалификацию, посещал семинары, методические объединения, делился опытом работы с коллегами, но не имел возможности свой опыт отдать в печать. Это было очень трудно. Смело могу сказать про себя, когда закончила аспирантуру и пыталась сдать статью в журнал «Дошкольное воспитание», не приняли, много желающих. Нашла выход печататься в других журналах и с радостью делилась своим опытом и продолжаю сейчас благодаря журналам «Молодой ученый», «Сфера» и другие. Это большой плюс для педагогов 21 века.

Сегодня педагог может получить образование или пройти квалификацию дистанционно. С помощью сетевых средств есть возможность проведение виртуальных семинаров в реальном режиме времени, где педагоги обмениваются опытом и задают интересующие их вопросы. Он широко использует в своей работе электронную почту, благодаря которой появилась неограниченная возможность обмениваться пересылать свои конспекты и сценарии.

Сегодня все воспитатели имеют среднее специального образования, а многие высшее, а в 22 веке будут иметь только высшее образование. И это правильно. Ведь мир не стоит на месте. Меняются и требования к работе воспитателя.

Глобализация экономических, социальных и политических процессов, происходящих в России сегодня, вносит изменения в государственный образовательный заказ образование и воспитание поколения с новым типом мышления взрослых и детей. Родители стали мыслит по-новому. Они задают много вопросов о воспитании и развитии детей, а педагог должен найти профессиональный ответ. Ребёнок тоже стал другим. Он пользуется планшетами, телефонами, играет в игры и может работать с интернетом. Вот и воспитатель на сегодняшний день должен владеть современными информационными технологиями и внедрять их в образовательно-воспитательный процесс с детьми, искать новые методы и формы использования ИКТ в работе, повышать компьютерную грамотность и информационную культуру с помощью электронных библиотек, мультимедийных презентаций, учебно-методических материалов. Правда есть в этом электроном мире один минус. Все стали мало читать. Взрослые не читают детям сказки, рассказы и не общаются близко с детьми. Ребенок сам находит ответы в интернете. Раньше были дети «почемучки», а сейчас «я знаю сам».

Проработав много лет в системе дошкольного образования, могу уверенно сказать, каким должен быть всегда воспитатель?

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть,

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!(Лидия Лялина)

Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям. (А. С. Макаренко).

Меняется время, система образования, а воспитатель во все времена остается просто воспитателем.

Воспитатель — это не только профессия, а призвание. Да, правильно считать, как не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом, так и настоящим воспитателем.

Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. (Сухомлинский В.А)

Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Как бы, ни менялся мир вокруг нас, всегда есть надежда на лучшее будущее, а наше будущее в наших детях. Ребенок приходит в мир незащитным перед обществом, со всех сторон подвержен различным влияниям. Наша задача научить его выживать в этом мире и на воспитателя ложится большая доля ответственности за его будущее.

А от общества требуется создания таких условий, чтобы среди воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, тогда с уверенностью можно сказать — мы подготовили достойную себе смену.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшко, В. А. Сохин, Т. А. Ильина и др.; под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1978. — 414, [2]
  2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. — М.: Педагогика, 1995. — 363 с.
  3. Ярхо В. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь. — 2002. — № 7.
  4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II, 2014. — 628 с.
  5. Ушинский К.Д о воспитании детей.
  6. Фребель. Методика детского развития
  7. Будем жить для своих детей (сборник). Издательский дом «Карапуз», 2000
  8. Фребель Ф. Детский сад. Пер. с нем. Я. Соколова. Пед. соч. М., 1913, т. 2.
  9. Программа воспитания и обучения в детском сад. под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, воспитатель, ребенок, дошкольное воспитание, педагог, Россия, система образования, профессия воспитателя, мир, специальное образование.


Похожие статьи

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Таким образом, компетентность воспитателя дошкольного образования включает социально-коммуникативную, компетенцию информационных технологий, специальную, рефлексивную, интеллектуальную, игровую, этико-правовую, гражданственную и валеологическую компетенции.

Похожие статьи

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Таким образом, компетентность воспитателя дошкольного образования включает социально-коммуникативную, компетенцию информационных технологий, специальную, рефлексивную, интеллектуальную, игровую, этико-правовую, гражданственную и валеологическую компетенции.

Задать вопрос