Потенциал виртуальной среды в образовательной робототехнике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №31 (217) август 2018 г.

Дата публикации: 06.08.2018

Статья просмотрена: 841 раз

Библиографическое описание:

Антипов, Д. Н. Потенциал виртуальной среды в образовательной робототехнике / Д. Н. Антипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/217/51435/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются возможности применения в робототехнике виртуальной среды, позволяющей симулировать работу робота, а также взаимодействие его с объектами в виртуальном пространстве.

Ключевые слова: виртуальная среда, робототехника, образование.

The article discusses the possibilities of using a virtual environment in robotics that allows simulating the work of a robot, as well as its interaction with objects in virtual space.

Keywords: virtual environment, robotics, education.

Актуальность применения виртуальной среды позволяющий имитировать (симулировать) работу робота в виртуальном пространстве обусловлена относительной дороговизной обучающих наборов, в возможности работы удалённо от конструктора, в возможной экономии времени и материальных ресурсов, т. к. нет необходимости в сборке робота и изготовлении полигона (площадки для робота).

Наиболее распространёнными образовательными робототехническими наборами на данный момент в России являются образовательные конструкторы компании Lego серии WeDo и Mindstorms, которые позволяют охватить практически все возрастные группы обучающихся [1].

Под виртуальной реальностью (средой) следует понимать созданную компьютером трехмерную модель среды, позволяющая пользователю почувствовать иллюзию реальности, в которой чувства пользователя заменяются их имитацией генерируемой компьютером, а объекты ведут себя аналогично объектам материальной реальности, где имитирована физика, подобная реальной (гравитация, свойства объектов, столкновение с предметами и т. п.).

В настоящее время существуют программные средства компьютерного моделирования, применимых в обучении робототехники, позволяющие имитировать не только геометрические размеры, но и физические свойства, как реальных роботов, так и их прототипов [2].

Рассмотрим ряд программных разработок, применимых для образовательной робототехники Lego.

Первыми разберем программные среды моделирования Lego роботов. Такими являются Lego Digital Designer, LeoCad и LDraw. LDraw это открытый стандарт программ (MLCad, LDCad, LDView, LPub и др.), позволяющие создавать виртуальные модели и сцены [3]. Например, можно задокументировать физически собранные модели и даже сделать анимацию. Отдельно выделим разработку Lego Digital Designer, с которой можно приобщить к моделированию каждого, т. к. имеет интуитивно-понятный интерфейс. Все вышеперечисленные программы моделирования роботов могут помочь в составлении инструкции по сборке робота.

Рис. 1. Фотография реального робота и скриншот виртуальной модели робота в Lego Digital Designer

Следующими рассмотрим программные среды, позволяющие имитировать работу Lego роботов в виртуальном пространстве (Robot Virtual Worlds, MS Robotics Studio, Virtual Robotics Toolkit).

Одна из программ Robot Virtual Worlds — LEGO 4.x (RVW), слоган которой на странице сайта звучит: «No Robot, No Problem!». Сами разработчики, ссылаясь на свои исследования заявляются, что обучение программированию в RVW более эффективно, чем обучение программированию с использованием физических роботов [4]. Работа с RVW требует приобретения целого комплекта программ, т. к. иначе возможности будут сильно ограничены, например, программу для построения своей виртуальной площадки.

Высокий уровень реализма обеспечивает Virtual Robotics Toolkit (VRT) [5], разработанная на Unity 5, позволяющая имитировать роботов серии Lego Mindstorms NXT и EV3 в идеализированных условиях. В VRT возможно проводить эксперименты с тем, как изменение сил трения на игровой поверхности, положения датчиков покажут, как ваш робот будет вести себя в определённых условиях. VRT имеет возможность импортировать модели роботов, созданные с помощью ряда бесплатных редакторов, например MLCad, LDCad или Lego Digital Designer. VRT позволяет создавать виртуальные пространства из различных примитивов, устанавливая им графические текстуры, массу, выбрать тип материала, добавлять источники света и другое, т. е. позволяет быстро создавать пространство работы для робота. VRT существует возможность вручную управлять движением робота, а также имеет возможность выполнять написанные пользователем программы, разработанных в поставляемых с наборами визуальной среды программирования. Но на данный момент VRT пока не может позволить переход с визуальных языков программирования на текстовые языки, таких как C или Basic (среды программирования ROBOTC, MS Small Basic).

Рис. 2. Имитация манипулирования предметами роботом в виртуальной среде VTR

Обозначим просматриваемые возможности виртуальных сред для образовательной робототехники. Во-первых, виртуальные модели роботов могут послужить интерактивными 3D инструкциями, дающие очень точные модели, максимально приближённых к реальности с возможностью тщательной проработки и деления на составные части для представления в виде отдельных частей. Во-вторых, виртуальные среды позволяют проверить все механические узлы модели робота, перед постройкой реальной физической модели, экономя время на постройке реальных прототипов. В-третьих, виртуальная среда позволит имитировать различные учебные ситуации на смоделированной площадке экономя время её подготовки и материальные ресурсы, чтобы отработать соответствующие умения и навыки по конструированию и программированию. В-четвёртых, виртуальные среды дают возможность сборки и имитации работы робота, при отсутствии возможности работы с физической моделью робота. В-пятых, работа в виртуальной среде даёт развитие умений и навыков по проектированию предметного мира, осуществления абстрактных образов, представляя обучающему инструмент моделирования, позволяет развивать творческие способности учащихся, а также овладевать моделированием как методом познания.

Проведённый обзор отображает целесообразность использования виртуальных сред для обучения образовательной робототехники. Их использование позволит совершенствовать разработку роботов и программ, экономить время и ресурсы на проведение различных экспериментов, а также перечисленные выше инструменты могут быть особенно полезны для тех, кто заинтересован робототехнике, но не имеет робототехнического набора.

Литература:

  1. Вегнер К. А. Внедрение основ робототехники в современной школе // Вестник НовГУ. — 2013. — № 74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-osnov-robototehniki-v-sovremennoy-shkole.
  2. Виртуальные 3D среды как средство верификации и тестирования робототехнических систем / А. Г. Зыков, А. В. Межерин, В. И. Поляков // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — 2016. — № 21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25340150.
  3. Как сделать пошаговую инструкцию LEGO (создание модели в MLCad + LSynth) [Электронный ресурс] / ПрогХаус. — URL: http://www.proghouse.ru/article-box/37-mlcad.
  4. Robot Virtual Worlds [Электронный ресурс] / Robot Virtual Worlds. — URL: http://www.robotvirtualworlds.com/.
  5. Virtual Robotics Toolkit [Электронный ресурс] / Virtual Robotics Toolkit. — URL: https://www.virtualroboticstoolkit.com/.
Основные термины (генерируются автоматически): VRT, RVW, виртуальная среда, виртуальное пространство, образовательная робототехника, LEGO, NXT, ROBOTC, VTR, работа робота.


Похожие статьи

Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»

Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Обеспечение защиты информации в виртуализированной инфраструктуре

Численное моделирование активных воздействий на облака

Рассматривается использования различных численных моделей для оценки физического эффекта активных воздействий на конвективные облака. Описывается концепция построения распределенной вычислительной среды «Виртуальное облако», предназначенная для моде...

Психология общения в условиях виртуальной среды

В статье рассматривается тема психологии общения в условиях виртуальной среды. Раскрываются проблемы, возникающие при онлайн-общении, приводятся различные классификации, рассматриваются достоинства и недостатки коммуникации в виртуальной среде.

К вопросу об использовании виртуальных математических сред при обучении школьников решению математических задач

В статье рассмотрены возможности виртуальных сред для обучения математике в современной школе. Также перечислены программные модули, которые можно применять для решения математических задач.

Разработка и внедрение интерактивной трехмерной модели международного аэропорта Шереметьево

В статье описан процесс разработки и внедрения в производственную деятельность интерактивной трехмерной модели Международного аэропорта Шереметьево.

Обзор методов моделирования распространения звука

В статье автор проводит обзор различных методов моделирования распространения звука. Рассматриваются концепции, алгоритмы и системы, используемые для моделирования распространения звука в интерактивных приложениях виртуальной среды.

Симулякры и технология виртуализации в информационном обществе

В статье мы подробно рассмотрели основные характеристики понятий «информационное пространство» и «сикуляр». Также нами были изучена взаимосвязь сикуляров и виртуального пространства. Выделены проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуал...

Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса»)

Похожие статьи

Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»

Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Обеспечение защиты информации в виртуализированной инфраструктуре

Численное моделирование активных воздействий на облака

Рассматривается использования различных численных моделей для оценки физического эффекта активных воздействий на конвективные облака. Описывается концепция построения распределенной вычислительной среды «Виртуальное облако», предназначенная для моде...

Психология общения в условиях виртуальной среды

В статье рассматривается тема психологии общения в условиях виртуальной среды. Раскрываются проблемы, возникающие при онлайн-общении, приводятся различные классификации, рассматриваются достоинства и недостатки коммуникации в виртуальной среде.

К вопросу об использовании виртуальных математических сред при обучении школьников решению математических задач

В статье рассмотрены возможности виртуальных сред для обучения математике в современной школе. Также перечислены программные модули, которые можно применять для решения математических задач.

Разработка и внедрение интерактивной трехмерной модели международного аэропорта Шереметьево

В статье описан процесс разработки и внедрения в производственную деятельность интерактивной трехмерной модели Международного аэропорта Шереметьево.

Обзор методов моделирования распространения звука

В статье автор проводит обзор различных методов моделирования распространения звука. Рассматриваются концепции, алгоритмы и системы, используемые для моделирования распространения звука в интерактивных приложениях виртуальной среды.

Симулякры и технология виртуализации в информационном обществе

В статье мы подробно рассмотрели основные характеристики понятий «информационное пространство» и «сикуляр». Также нами были изучена взаимосвязь сикуляров и виртуального пространства. Выделены проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуал...

Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса»)

Задать вопрос