Особенности внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в практику работы дошкольных учреждений. Проблемы при внедрении комплекса ГТО в практику работы дошкольных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 29.07.2018

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Моисеева Е. Н., Понамарева С. И. Особенности внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в практику работы дошкольных учреждений. Проблемы при внедрении комплекса ГТО в практику работы дошкольных учреждений // Молодой ученый. — 2018. — №30. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/archive/216/52204/ (дата обращения: 19.02.2020).



Развитие физической культуры и спорта — важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.

В Положении о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целью внедрения комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан.

Физическое воспитание особенно важно в дошкольном возрасте, это один из ответственных этапов жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы здоровья: умственного, нравственного и физического развития, формируется личность человека. В это время ребенок интенсивно растет и созревает, движения становятся его основной потребностью. Основной задачей является создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в ДОУ.

Организационными формами работы по физической культуре в дошкольной образовательной организации являются: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение задач физического воспитания осуществляется при индивидуальном подходе к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО направлено на решение следующих задач:

‒ развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;

‒ накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);

‒ формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В соответствии с ФГОС ДО реализация содержания образовательной области «Физическое развитие» основывается на принципах. Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

‒ —Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.

Принцип разностороннего игармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально — нравственного и художественно-эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.

Принцип гуманизации идемократизации, воспитания детей в детском саду и физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.

Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.

Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.

Принцип единства ссемьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно — гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным.

Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой. Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально — гармоничного развития ребенка.

Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально — гармоничного развития ребенка.

Таким образом, для эффективной реализации комплекса ГТО в дошкольных учреждениях необходимо создавать следующие условия:

‒ нормативно-правовое и ресурсное обеспечение;

‒ программно-методическое, технологическое и организационное обеспечение системы внедрения ГТО. Разрабатывать план методической работы, включать мероприятия спортивной направленности в разделах физическое развитие, патриотического и духовно-нравственного воспитания, вносить изменения в рабочие программы педагогов.

‒ информационное сопровождение и проведение информационно-разъяснительной работы. Информировать родителей о реализации плана мероприятий внедрения Комплекса ГТО посредством выступления педагогов на данную тему на родительских собраниях, выпускать буклеты и информационные листовки, оформлять стенды и родительские уголки групп.

Ознакомившись с рядом нормативных документов и методических рекомендаций по проблеме внедрения ГТО в практику работы дошкольного учреждения, выявлено ряд противоречий:

  1. Обучение дошкольников двигательным способностям в основной образовательной программе не предусматривает обучение некоторым испытаниям, предусмотренных комплексом ГТО.
  2. Возрастной диапазон при сдаче норм ГТО для детей 6–8 лет очень широкий. Для детей 6 лет наиболее сенситивным является гибкость, выносливость и скоростная сила. А для детей 8 лет — ловкость и координация. При этом двигательный опыт у детей 8 лет больше, физические возможности шире, таким образом, сдача норм ГТО для данного возраста легче.
  3. Отсутствие условий для подготовки детей и сотрудников к сдаче норм ГТО на территории ДОУ.

Таким образом, значимость внедрения комплекса ГТО состоит в повышении эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.

Литература:

1. Волошина Л. Н., Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н. Комплекс ГТО: перспективы и проблемы внедрения в региональном образовательном пространстве [Электронный ресурс].- URL: http:// vuzirossii.ru/publ/kompleks_gto/36–1-0–5681

2. Волошина Л. Н., Мусанова М. М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении /Л. Н. Волошина, М. М. Мусанова.- М.: Изд.дом Академии Естествознания, 2012.-234 с.

3. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70616522/. — (15.02.2018).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» / Правительство Российской Федерации// Администратор образования. — 2014. — № 14.

5. Приказ Министерства спорта России от 08 июля 2014 № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)". // Официальный сайт «ГТО-система физкультурно-спортивного воспитания»:http://www.gto.ru/document/(12.02.2018).

6. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» / Президент Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. — 2014. — № 3.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ребенок, двигательная активность, физическое развитие, уровень развития, сдача норм ГТО, физическое воспитание, детский сад, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста...

Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации...

Похожие статьи

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста...

Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации...

Задать вопрос