Использование элементов театрализованной деятельности в работе с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 27.07.2018

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, О. А. Использование элементов театрализованной деятельности в работе с детьми / О. А. Сергеева, М. И. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52197/ (дата обращения: 20.04.2024).



Мы много говорим о том, что игра — это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи — огромный труд. Поэтому задача логопеда — окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. В этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности.

На занятии пригодятся любые куклы, персонажи, игрушки. Вот, например, на первом фронтальном занятии используются куклы — Буратино, Незнайка, Мальвина. Буратино, по замыслу логопеда, не умеет правильно произносить звуки, Незнайка неправильно образует и употребляет слова, а Мальвина учит детей правильно выполнять задания, быть сдержанными, внимательными. На дальнейших занятиях эти персонажи вводятся отдельно. Буратино ребята объясняют правильную артикуляцию звуков, вместе с ним произносят слова с изучаемым звуком. Куклу Незнайки можно использовать при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказал Незнайка?). При помощи данных кукол можно проводить целые занятия или фрагменты, например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики или для того, чтобы дать задание. Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми как добрые друзья.

Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук — Ж, комар — З, змея-шипелка — Ш и т. п. При этом можно придумать целые этюды: жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З. Удобно использовать простые игрушки для из пальчикового театра: во-первых, они не занимают много места на столе, во вторых, с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать звук Ш. Ребёнок подносит змею-шипелку к каждой игрушке по очереди и проговаривает звук изолированно или слоги, после этого можно предложить ребёнку игру «Кто сказал неправильно?» — указывая на игрушку слева направо, проговаривать слоговую цепочку, один из слогов в которой будет отличаться от всех остальных, например, ша-ша-са-ша (по типу «четвёртый лишний»).

Также можно многократно проговорить слова, предложения. Из занятия в занятие можно менять игрушки, задания, вносить элемент соревнования. Можно ещё много говорить об использовании игрушек на логопедических занятиях, но уже и так понятно, что использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым. В решении коррекционно-развивающих задач на занятии использую пособие Нищевой «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию», которое позволяют решать задачи по развитию связной диалогической речи, по развитию интонационной выразительности речи с применением различных видов театра. Например: «Театр Масок», «Варежковый театр», элементы костюмов.Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие способности. Вышесказанное отражено в Методическом пособии Нищевой по «Формированию навыка пересказа у детей дошкольного возраста» на основе текстов русских-народных сказок, которое снабжено иллюстрациями и рисунками для работы на наборном полотне, а фигурки для настольного театра я активно использую на своих занятиях.

В свои занятия часто включаю персонаж Мальчика-Пети. Разнообразные задания с использованием Серии картинок «Помоги Пете» вызывают большой интерес у детей, способствуют развитию зрительного внимания и восприятия, профилактике нарушений письменной речи, а целостное восприятие картинки — развитию диалогической речи.Так же с элементами театрализации провожу упражнения для развития интонационной выразительности речи и диапазона голоса. Например: упражнение по типу «Далеко-близко, высоко-низко» когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией. «Звериные скороговорки» помогают нам в работе над четкостью дикции: здесь дети уже надевают маски разных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты. «Логопедические распевки» Гавришевой, Нищевой с использованием атрибутов театра помогают решать задачи по развитию речевого дыхания, совершенствованию умения эмоционально передавать характер распевки.

Литература:

  1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт — Петербург, 2008 г.
  2. «Веселый театр» А. П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.
  3. «Теремок» М. А. Кац, М. — 1984 г.
  4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н. Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.
  5. «Секреты кукольного театра» Н. А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004
  6. Додокина Н. В., Евдакимова Е. С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.
  7. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  8. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  9. Гнедова О. Л., Майданюк Л. Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2007 г.
  10. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  11. «Логопед» научно-методический журнал № 4, 2007г.
  12. «Логопед» научно-методический журнал № 6, 2007г.
  13. «Логопед» научно-методический журнал № 6, 2008г.
  14. «Логопед» научно-методический журнал № 1, 2009г.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, занятие, игрушка, ребенок, задание, звук, интонационная выразительность речи, кукла, развитие, театрализованная деятельность.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать...

Задать вопрос