Молодежь как потенциальный наблюдатель за избирательным процессом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 30.07.2018

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Романова Ю. А. Молодежь как потенциальный наблюдатель за избирательным процессом // Молодой ученый. — 2018. — №30. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/archive/216/52153/ (дата обращения: 20.01.2020).



В статье представлены результаты исследования информированности и готовности молодежи войти в состав субъекта общественного контроля и стать наблюдателем на выборах Президента РФ, проходивших в марте 2018 года. Кроме того, автором была рассмотрена поправка в избирательном законодательстве относительно расширения числа субъектов, наделенных правом назначать общественных наблюдателей. На основе анализа результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что большая часть молодежи в возрасте от 18 до 30 лет считает институт общественного контроля на выборах в Российской Федерации эффективным, однако, молодые люди не готовы стать наблюдателем по собственной инициативе.

Ключевые слова: общественный контроль, избирательный процесс, молодежь.

Институт общественного контроля представляет собой форму реализации народовластия посредством различных контрольных механизмов, инициируемых общественными институтами за органами государственного и муниципального управления, за отдельными видами юридических лиц, а также за избирательным процессом, обеспечивающимся и охраняемым государством. Более чем двадцатилетняя практика избирательных кампаний в России по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления показывает, что на выборах в Российской Федерации частичное нарушение избирательных прав граждан выражается в самом воспрепятствовании реализации избирательных прав граждан, оказании давления на избирателей с целью принудить их к участию в выборах и голосованию за определённых кандидатов (или партии), манипуляциях с результатами голосования на выборах в субъектах Российской Федерации [3]. Такое положение создает возможность нарушения прав участников избирательного процесса, отсутствие четкой регламентации порядка рассмотрения жалоб и обращений участников избирательного процесса избирательными комиссиями подрывает легитимность принимаемых решений.

Поэтому, представляется важным, для предотвращения подобных нарушений, активно задействовать систему общественного контроля в избирательном процессе, так как общественный контроль способен выявить нарушения закона, которые могли бы привести к фальсификации результатов выборов. Общественный контроль — это один из инструментов влияния общества на государство. Понятие общественного контроля нашло свое закрепление в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [2].

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», правом назначения наблюдателя в день выборов обладают зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов [1]. Иными словами, только непосредственные участники «избирательной гонки». Нововведением президентской предвыборной гонки 2018 года стало расширение числа субъектов, обладающих правом назначения наблюдателей. Так, с этого года субъекты общественного контроля — Общественная палата Российской Федерации, а также Общественные палаты субъектов вправе направлять граждан, обладающих активным избирательным правом, контролировать ход избирательного процесса. Рассматриваемая нами законодательная поправка стала дополнительным импульсом институционализации общественного контроля в сфере выборного процесса, к тому же, увеличила число каналов для участия граждан в избирательном процессе в качестве наблюдателей.

Важным условием социально-экономического и политического развития современной России, её продвижения по пути строительства гражданского общества и правового государства является гражданская ответственность народа и, прежде всего, молодёжи, которой принадлежит будущее нашей страны [4]. Поэтому, представляется важным оценить степень информированности молодежи, как социальной группы с низким уровнем электоральной активности, о внесенном изменении, а также её готовность стать общественным контролером на выборах. В марте 2018 года нами был проведен опрос молодежи от 18 до 30 лет из разных субъектов РФ: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иваново, Приморский край. Объем выборки составил 50 человек. Женщины и мужчины 63 % и 37 % соответственно. Возрастной состав опрашиваемых: 18–20–36 %, 21–25–52 %, 26–30–12 %. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

На вопрос: «Как вы относитесь к институту общественного контроля в избирательном процессе РФ?» 66 % респондентов ответили, что считают данный институт эффективным, тогда как 33 % находят его функционирование абсолютно неэффективным. О том, что раньше гражданин мог быть назначен наблюдателем на выборах Президента РФ от зарегистрированного кандидата, а также политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, знал 71 % процент опрошенных, 29 % об этом не слышали. А вот о нововведении, согласно которому наблюдателем за выборным процессом можно стать от Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов РФ, 92 % не знало и лишь 8 % слышали об этом в СМИ. Оценивая готовность молодежи стать наблюдателями на выборах, 62 % респондентов готовы стать наблюдателем, если поступит предложение, 36 % не хотели бы принимать участие, лишь 2 % хотели бы стать наблюдателем по собственной инициативе. При этом, на вопрос: «Что потенциально могло бы повлиять на Ваше участие/неучастие в выборном процессе в качестве наблюдателя», 30 % указали на наличие материального поощрения, 33 % сослались на административный ресурс, для 26 % важны нематериальные методы мотивации, 7 % не верят в работу данного института на практике, а 4 % респондента указали данную тему неинтересной для них.

В июне 2018 года было принято решение о том, что опыт президентской кампании по расширению числа общественных наблюдателей будет использован и при проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ. Данные изменения вводятся в целях обеспечения единообразия норм законодательства о выборах, закрепляющих гарантии гласности и открытости в деятельности избирательных комиссий.

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть молодежи в возрасте от 18 до 30 лет считает институт общественного контроля на выборах в Российской Федерации эффективным. Значительная часть респондентов была осведомлена о прежних субъектах назначения наблюдателей на выборах Президента РФ, но практически все опрошенные не знали о том, что можно стать наблюдателем от вышеуказанных общественных палат, что говорит о недостаточном распространении данной информации. Данный факт ставит под сомнение эффективность расширения числа субъектов, наделенных правом назначать наблюдателей, к тому же некоторые эксперты настаивают на том, что данная поправка создает лишь «имитационное общественное наблюдение» в виду «низкого доверия граждан к институту общественных палат» [5]. Любопытным остается тот факт, что молодежь готова стать наблюдателем преимущественно не по собственной инициативе, а лишь по приглашению третьих сторон, что в очередной раз говорит о наличии политической пассивности в молодежной среде.

Литература:

1 Федеральный закон РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.

2 Федеральный закон РФ от 21.07.2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 30 (ч. 1). — Ст. 4213.

3 Красноусов С. Д. Некоторые перспективы развития общественного контроля в избирательном процессе РФ / С. Д. Красноусов // Теория и практика общественного развития. — 2016. — № 10. — С. 317–319.

4 Магадиев М. Ф. Участие российской молодёжи в избирательных процессах как фактор воспитания гражданственности и патриотизма / М. Ф. Магадиев // Коммуникология. — 2017. — № 3. — С. 98–103.

5 На президентских выборах 2018 года появятся общественные наблюдатели // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/11/01/740097-na-prezidentskih-viborah-

Основные термины (генерируются автоматически): общественный контроль, Российская Федерация, избирательный процесс, зарегистрированный кандидат, наблюдатель, выбор, выбор Президента РФ, собственная инициатива, выборный процесс, институт.


Похожие статьи

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

избирательный процесс, юридический процесс, проведение выборов, Российская Федерация, избирательная кампания, избирательное законодательство, публичная власть, ряд авторов, действие, НОРМА.

Похожие статьи

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация...

избирательный процесс, юридический процесс, проведение выборов, Российская Федерация, избирательная кампания, избирательное законодательство, публичная власть, ряд авторов, действие, НОРМА.

Задать вопрос