В статье речь идет о парадигме дизайна обложки тетрадей в системе непрерывного образования. Обосновываются практические наработки передачи знаний, цель, задачи, программа, экономические и нравственные эффективности парадигмы (концепции).
Ключевые слова: парадигма, образец, пример, положение, модель, метод, проблема, исследование, революция, дизайн.
In the article the paradigm of notebook cover design in the system of continuous education is being talked. The practical development of knowledge sharing and the objective, tasks, program, economical and ethical effectiveness of paradigm (concept) is grounded.
Keywords: paradigm, sample, pattern, model, method, problem, research, revolution, design.
Что значит — парадигма дизайна обложки тетрадей? Не так уж просто ответить на этот вопрос. Формирование парадигмы происходило по мере освоения человечеством различных способов взаимодействия с миром. В большом энциклопедическом словаре о парадигме пишется так: «Парадигма (от греч. Paradigms — пример, образец), в философии, социологии — исходная концептуальная схема (положение), модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном обществе, смена парадигм представляет собой научную революцию».
Ниже приводим краткое содержание разработанных нами общих концептуальных положений парадигмы дизайна обложки тетрадей в системе непрерывного образования.
Актуальные проблемы и общие концептуальные положения. Общеизвестно, что в формировании личности молодого человека правильное оформление обложки учебных тетрадей занимает важнейшее место в системе непрерывного образования.
Оформление (четыре страницы) обложки тетрадей — сложнейшее социально-психологическое явление. Исследование сущности этого явления, выявление его закономерностей, поиски оптимальных путей управления этим явлением возможно при одном обязательном условии: опоре не только на социологию, но и психологию учащихся и студентов.
Анализ содержания сегодняшнего оформления обложки учебных тетрадей показывает, что подавляющее большинство из них оформлено полуголыми цветными фотографиями неизвестных на своей родине девушек, артистов и т. д., которые не способствуют эстетическому развитию ученика, а наоборот формируют плохой вкус, развивают негативные психологические эмоции (легкомыслие, эгоизм, бахвальство и т. д.). Выражаясь образно, подобные изображения на учебных тетрадях заставляют подростков «наслаждаться природой с завязанными глазами».
В социально-психологическом и нравственно-просветительском смысле нельзя недооценивать правильное оформление обложки учебных тетрадей. Более того, сегодня это может стать актуальной проблемой в системе непрерывного образования. Крайне необходимо, чтобы обложки тетрадей, начиная с первого класса и до магистратуры, помогали ребятам понять сущность материальной и духовной культуры общества, способствовали непрерывному развитию личности, пробуждали стремление включаться в полезный для общества и себя труд, утверждали гуманность, доброжелательные отношения в коллективе и своих товарищей.
Цель концепции парадигмы— сформировать устойчивые ориентации на гуманный и доброжелательный образ жизни; национальную культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду и учебе; развить творческие способности, интеллектуальные, психофизиологические и физические качества личности, необходимые для успешной деятельности в народном образовании и хозяйстве.
Оформление обложки (четыре страницы) тетрадей должно быть органически связано со всей системой (по отдельным предметам, разделам и т. д.) народного образования и основываться на принципах гуманности, демократии, национальной гордости (исторические деятели, этнопедагогика, этнопсихология и. т.д.).
На всех этапах обучения, начинаяс первого класса, в соответствии с содержанием учебного материала конкретного предмета, психического развития и социального статуса (корейцев, казахов, киргизов и т. д.) учащихся, студентов и магистрантов, содержание материалов, а также их оформление должны иметь многоаспектную направленность.
Задачи концепции парадигмы— вместо различных негативно влияющих рисунков можно использовать совершенно свободные четыре страницы обложки тетрадей, тем самым дополнительно дать учащимся полезную информацию: национальное, нравственное, просветительское, философское, историческое наследие, а также современные достижения научно-технического прогресса. Особенно важно правильно стимулировать развитие значимых для трудовой и профессиональной деятельности психофизиологических функций человека (организма), профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих, и др.) и специальных (по предметам — математических, биологических, химических и др.) способностей.
В зависимости от выбранной специальности полезно дополнительно информировать ученика, как будущего профессионала, культурой во всех ее проявлениях (эстетической, правовой, медицинской, экологической, экономической).
Программа концепции парадигмы— на основе научного исследования по декоративно-оформительскому искусству и художественному конструированию промышленных товаров народного потребления необходимо разработать: содержание и объем располагаемых материалов на обложке; научно-медицинские и педагогические советы (качество и цвета обложки; ее размеры и др.); по общему проекту определить этапы разработки и внедрения их в учебный процесс (для школы, колледжа, лицея и т. д.).
Экономическая эффективность концепции парадигмы— дляэкономической эффективности проекта предлагаем соответствующие расчеты только для первоклассников. По Республике Узбекистан в среднем принимаются каждый год около 600 тысяч детей в первый класс. По нашему проекту концепции, вместо существующих тетрадей с цветными фотографиями предусмотрена скромная обложка, которая дешевле на 75 сумов, чем существующие, т.е. около 1 миллиарда 172 миллионов сумов (рублей) за год. При пересчете на всю систему образования это составит огромную сумму.
Социально-психологические основы концепции парадигмы — в процессе учебы у будущих молодых специалистов начинает формироваться гражданская зрелость, которая развивается не только при общении с преподавателями, друг с другом, но и извне, т.е., основываясь на закономерностях социальной психологии, усваивается любая информация, которую может получить развивающаяся личность. Поэтому нельзя забывать о роли правильно оформленной обложки тетрадей, которую ученик видит особенно часто. По нашим расчетам, Республике Узбекистан потребуется за год (для средней школы, лицеев, колледжей и институтов различного профиля) около пяти тысяч различных тетрадей (по специальностям и предметам). Если умножить это количество еще на четыре страницы, то система непрерывного народного образования получает около 20000 страниц бесплатного дополнительного материала (справочный, энциклопедический, тестовый), который, по мнению авторов, значительно улучшает качество обучения и устраняет вышеупомянутые негативные явления (отвлечение учащихся от бессмысленных рисунков).
Из сказанного выше видно, что объём оформления обложек различных тетрадей по содержанию и видам учебных предметов является очень непростым. Для примера приведем оформление обложки тетрадей размещением информации об одном из знаков препинания тире.
Особенностью знака тире является его интериоризованный характер, создающий возможности для усвоения правил на основе межпредметных связей, для использования этого знака в текстах, создаваемых и на родном, и на иностранном языках.
В «Словаре-справочнике лингвистических терминов» [1] знак тире охарактеризован так: «Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки, которая ставится: 1) между подлежащим и сказуемым (при определенном их морфологическом выражении и при отсутствии связки); 2) в эллиптических предложениях...; 3) после однородных членов предложения перед обобщающим словом; 4) для выражения неожиданности, резкой противоположности между членами предложения; 5) между словами для обозначения пределов пространственных, временных, количественных; 7) для выделения вводных и вставных предложений».
В Узбекской энциклопедии [2] тире охарактеризовано так: «Тире (-) — один из знаков препинания, выполняющий сложные функции. Тире выполняет следующие функции: а) выделяет (отделяет) слова и их отдельные части; б) ограничивает некоторые синтактические конструкции и слова также отдельные части слова; в) показывает различные цели — эмоционально — экспрессивные ситуации; г) компенсирует некоторые пропущенные части слова и грамматические формы».
Все вышеперечисленное даёт нам достаточное основание утверждать, что парадигма по дизайну обложки тетрадей является необходимой научной и социально-психологической основой системы непрерывного образования.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование дополнительных страниц обложек рабочих тетрадей приводит к дополнительному вооружению знаниями не только предусмотренными программой, но также и дополнительной информацией декоративной, технологической, эстетической, экономической, экологической, естественнонаучной, спортивной и т. д. Это развивает и закрепляет мыслительные, сенсорные, вербальные и мнемонические способности учащихся и студентов; тем самым создавая оптимальные условия, предупреждающие и предотвращающие наступление негативных психологических эмоций у учащихся. Ведь каждый педагог считает важным создание оптимального социально-психологического микроклимата в учебно-воспитательном процессе в системе непрерывного образования.
Литература:
1. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М., 1976. — C. 486–491.
2. Узбекская Советская энциклопедия. — С. 107–108.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.