Профилактика суицида у детей и подростков в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аманова Л. Х., Аржанова Т. Ю., Баймуханова А. В., Шматов А. В. Профилактика суицида у детей и подростков в школе // Молодой ученый. — 2018. — №30. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/archive/216/52138/ (дата обращения: 24.10.2019).



В статье затрагивается проблема суицида среди детей и подростков, раскрываются основные психологические причины суицидального поведения. Статья рассматривает типологию суицида по Дюркгейму. На основе анализа особенностей суицидального поведения авторы статьи приводят признаки, по которым можно диагностировать детей, склонных к суициду, и приводят ряд выработанных мер профилактики и коррекции суицида среди детей и подростков.

Ключевые слова: суицид, дети, подростки, профилактика суицида, аутоагрессия.

Обратившись к статистике, волосы встают дыбом. Вдумаемся в цифры. Количество самоубийств в этом году (2018) в нашей стране составляет 2000 человек, из которых более трети случаев совершают дети и подростки. Наиболее частое проявление суицида встречается у учащихся старших классов.

Ну как? Вдумались? Действительно страшно. Являясь учителями, мы несём долю ответственности за происходящее, поэтому должны быть вооружены знаниями методик, позволяющие предотвратить суицид среди школьников.

Попытаемся разобраться в причинах, которые влекут за собой столь страшные последствия.

Суицид в переводе с латинского означает самоубийство. Это социальное явление изучается в специальном разделе психиатрии — суицидологии. Суицидальное поведение в психиатрии относят к патологиям влечений.

Действительно, инстинкты определяют экзистенциальность человека. По мере взросления инстинкты подвергаются контролю волевой деятельности, поэтому нарушение инстинктивных реакций чаще наблюдаются у детей и подростков. Патологию влечений называют также извращением инстинктивных влечений. Такие патологии встречаются к влечению пищи, инстинкту самосохранения, расстройству половых влечений.

Нарушение инстинкта самосохранения и является определяющим фактором, ведущим к суициду. Такие расстройства часто сопровождаются обострением защитных реакций, повышенной насторожённостью и готовностью к паническим реакциям, страхами при действии самых разных раздражителей, особенно к болевым. [2]

При таких нарушениях часто наблюдается аутоагрессия, характеризующееся в нанесениях себе различного рода повреждений, чаще всего это порезы на запястье. Аутоагрессия направлена или на разрушение своего «Я» или на физическое повреждение своего тела.

Детей, страдающих такими расстройствами, можно определить по следующим признакам:

‒ изменение внешнего вида;

‒ самоизоляция в урочной и внеурочной деятельности;

‒ ухудшение работоспособности;

‒ потеря интересам к вещам, которые ранее ценились (например, любимую некогда ручку можно отдать соседу по парте);

‒ частые прогулы;

‒ импульсивные проявления агрессии;

‒ рисунки по теме смерти на последних страницах тетради;

‒ печальные, наполненные пессимизмом сочинения на свободную тему или такие же размышления на уроках гуманитарного цикла;

‒ нарушение реакции;

‒ отсутствие живой мимики на лице или, наоборот, гипомимия.

Суицид как действие бывает истинным (цель — самоубийство), демонстративным (цель — причинить боль себе, чтобы наказать других), а также аффективным (нет цели, есть кратковременные сильные негативные эмоции).

Эмиль Дюркгейм определил три фактора внешнего влияния на человека: вероисповедание, государство и семья. Любой из этих факторов может привести к суицидальным действиям или исключить их. Так же он выделил три типа суицида: эгоистический, альтруистический и аномический. [1]

При эгоистическом суициде наблюдается погружение человека в своё сознание, он начинает анализировать себя и теряет связь с социальным окружением (школа, семья, друзья), тем самым он становится заложником своих суицидальных мыслей.

Альтруистический суицид возникает при недостаточном развитии индивидуальности у человека. Этот тип характеризуется желанием совершить благо для социума и возникает под психическим давлением социального окружения. Примером такого давления служит печально-известная группа «ВКонтакте» f57 («Синий кит»). Как результат, более 130 подростков закончили свою жизнь смертью, проходя чудовищные квесты. Такие дети желали вовсе не смерти, а признания их личных достоинств в обществе. Они хотели быть «хорошими», старались сделать «благо» для «инсайдеров». Также данный тип суицида может наблюдаться из-за несчастной любви. Подросток приносит себя в жертву, ради того, кого любит.

Аномический суицид более часто встречается у взрослых людей, с догматическим образом мышления. Человек встаёт на путь самоубийства, так как общество стало меняться. Это может быть экономический кризис, смена политической власти и т. д.

Дюркгейм тем не менее чётко не разграничивает все эти типы и допускает их смешение.

Погрузившись немного в суицидологию, нам стало проще выделить детей, склонных к самоубийству. Теперь определим стратегии выхода из кризисной ситуации и методы профилактики суицидального поведения у детей.

  1. Итак, первоочередное, что должен делать учитель — это отслеживать поведение своих учащихся. Любой намёк на возможность суицидального настроения у учеников должен рассматриваться очень серьёзно и основательно. Для мониторинга ситуации также можно использовать различные психологические тесты (например, тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен). Анализ поведения ребёнка следует проводить как на основе его отношений с одноклассниками, так и на основе взаимоотношений с родителями.
  2. Успешная профилактика невозможна без совместной работы учителя и родителей. Родителям надо разъяснять и напоминать о том, что такое может случиться в любой семье, даже благополучной. Родители должны знать, как правильно общаться с детьми в таких случаях (иногда их тоже приходится воспитывать). Для этого можно использовать родительские собрания и индивидуальные консультации. Можно устраивать отдельные мероприятия для родителей с конкурсами, а в конце вручать специальные памятки по мерам профилактики суицида, не забывая поощрить благодарственными письмами их за хорошее воспитание детей, при необходимости заходить в гости, проведать ребёнка и обсудить их совместные взаимоотношения. При выявлении факта жестокого обращения с ребёнком педагог обязан в письменной форме уведомить руководителя образовательной организации для дальнейшего включения в работу органов опеки и попечительства (но только при наличии фактов: показания ребёнка, свидетелей, медицинского осмотра).
  3. Работа с классом. Здесь важно чётко понимать, какие настроения царят в классе. Есть ли дети, подверженные суициду, или нет. От этого будет зависеть выбор стратегии работы с классом. Если существуют подозрения о подобной склонности у ребёнка, то нужно больше внимания уделить на сплочение класса, на толерантность внутри класса. Если проводить беседы только с ребенком, подверженным суицидальным мыслям, то к положительному результату прийти будет довольно сложно. Это объясняется тем, что авторитет мнения сверстников намного выше, чем мнение учителя. Учитель должен управлять мнением класса, должен разъяснять ситуацию, организовывать совместные мероприятия (походы, посещение театров и кинотеатров, посещение спортивных зрелищных мероприятий и т. д.), следить за тем, чтобы ребёнок с суицидальными мыслями был постоянно чем-то занят и как можно реже оставался бы один на один со своими проблемами. Развитие позитивного мышления является одной из задач современного учителя.

К примеру, в нашей школе с одним из классов использовался метод, в котором дети сняли социальный ролик для своего одноклассника, который часто прибегал к угрозам демонстративного суицида. Снимая этот ролик, подростки так прониклись проблемами когда-то вызывавшего негативные эмоции одноклассника, что незаметно для себя изменили к нему своё отношение. Они научились сочувствовать. Мальчик, имевший мысли о смерти, почувствовал себя нужным, частью класса, и, как следствие, изменил своё поведение.

  1. Обязательно нужно подключать к работе школьного психолога. Как правило, дети с наклонностями самоубийц сами за помощью не обращаются. Следует использовать в своей работе педагогику сотрудничества.
  2. Повышение самооценки ребёнка. Необходимо помочь ребёнку научиться адекватно относиться к самому себе и справляться со стрессом.
  3. Тщательно выбирать слова для общения с ребёнком. Такие дети очень ранимы и небрежно выброшенные фразы могут спровоцировать его на аффективное или демонстративное действия.
  4. Сплоченность педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен быть как единый живой организм, направленный на то, чтобы вывести ребёнка из депрессивного состояния. Каждый педагог, работающий в классе с учащимся, который находится в зоне риска, должен знать об этом и искать индивидуальный подход к ребёнку. Все учителя должны, объединившись, работать над созданием доброжелательной, доверительной среды.
  5. Профилактика алкогольной и наркотической зависимостей. Алкоголь и наркотики в сочетании с уязвленной психикой ребенка будут являться катализатором роста депрессивного, отрешенного состояния, что не допустимо в любых случаях.

В заключение хотелось бы отметить, что учитель обязан понять ребёнка. Только в этом случае он сможет помочь ребёнку использовать позитивные стороны своей личности в борьбе с самим собой, а задача, которую он должен ставить перед собой — это воспитание сильной духом личности, адаптированную к стрессовым ситуациям окружающего мира.

Литература:

  1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. —М.: Мысль, 1994. — 399
  2. Влечения и их патология // Studfiles URL: https://studfiles.net/preview/1821377/ (дата обращения: 22.07.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, суицидальное поведение, подросток, суицид, класс, тип суицида, патология влечений, социальное окружение, педагогический коллектив, родитель.


Похожие статьи

Суицид как социально-психологическая проблема...

Анализируя возрастные особенности суицидального поведения молодежи. Ключевые слова:суицид, суицидальное поведение, аутодеструктивное поведение, девиантное поведение, подросток. В наши дни в современном обществе тема суицида считается мало...

Похожие статьи

Суицид как социально-психологическая проблема...

Анализируя возрастные особенности суицидального поведения молодежи. Ключевые слова:суицид, суицидальное поведение, аутодеструктивное поведение, девиантное поведение, подросток. В наши дни в современном обществе тема суицида считается мало...

Задать вопрос