Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 24.07.2018

Статья просмотрена: 3978 раз

Библиографическое описание:

Трунова, А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации / А. Р. Трунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52130/ (дата обращения: 25.04.2024).



Коммуникация (от англ. communicate — сообщать, передавать). Вербальная Коммуникация — целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией, а иногда даже утверждается и единственность функции коммуникации. Существует и невербальная коммуникация, которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную коммуникацию, с другой — обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренне-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного [6].

Коммуникация (от лат. communication, соmmu-nicare — делать общим, связывать, общаться) -1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; 2) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; 3) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации [7]. Коммуникативные навыки — это характеристика особенностей человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора [1].

Во многих своих аспектах проблема коммуникации была теоретически осознана задолго до того, как реалии современного общества вынесли ее на поверхность общественной жизни, придали ей особую остроту и злободневность.

Проблема коммуникации была поставлена в трудах Э. Гуссерля, а также таких философов, как Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, в работах X. Ортеги-и-Гассета, в трудах отечественных философов Б. Ф. Поршнева, Ю. К. Плетникова и других. Она была сформулирована в широком философском и социально-философском плане — как «вечная» проблема, то есть как всеобщая проблема человеческого бытия. Коммуникация выступала как взаимодействие личностей, как взаимодействие (по преимуществу вербальное) «Я» и «Другого», которое делает возможным индивидуальное бытие, а также является условием существования социума. Исходя из философского понимания коммуникации как универсальной характеристики бытия индивида и общества, взаимодействие (по преимуществу вербальное) «Я» и «Другого» с целью установления взаимопонимания и осуществления совместной деятельности следует назвать коммуникацией в широком смысле.

Широкая, то есть философская, трактовка понятия коммуникации позволяет переформулировать фундаментальный философский вопрос об условиях и возможности бытия человека и общества в форме вопроса об условиях и возможности коммуникации и консенсуса. В этом случае проблема коммуникации в своей глубинной сути — это проблема взаимопонимания между субъектами: личностями, культурами, социумами, — а, следовательно, проблема возможности солидарности, взаимного доверия, без которых невозможна совместная деятельность.

Трактовка коммуникации как взаимодействия (по преимуществу вербального) «Я» и «Другого» основана на том, что в своих истоках социально-историческая реальность всегда есть взаимодействие людей, каждый из которых наделен специфическими особенностями, своим жизненным миром. Вместе с тем «жизненный мир... — писал известный современный последователь феноменологии А. Шюц, — не является моим частным. К нему принадлежат другие, не только как тела и объекты моего опыта, но как Alter egos (Alter Ego [лат.] — Другое Я. –В. Ш.), то есть субъективности, наделенные такой же активностью, как и я». Коммуникация как взаимодействие «Я» и «Другого» есть сложный процесс, предполагающий, с одной стороны, осознание инаковости «Другого», с другой — отыскание (обретение в процессе взаимодействия) общности «Я» и «Другого». Если в процессе коммуникации происходит обретение общности (при понимании инаковости), такую коммуникацию следует считать успешной или полноценной. Если партнеры по коммуникации остаются чуждыми друг другу, то коммуникация является неуспешной или неполноценной, поскольку цель коммуникации — установление взаимопонимания — остается недостигнутой.

Следует подчеркнуть, что коммуникация принципиально проблематична. Как видно из приведенных выше характеристик взаимодействия «Я» и «Другого», в ней принципиально невозможно установление тождества «Я» и «Другого». Поэтому взаимопонимание, о котором может идти речь в рамках рассматриваемой нами трактовки коммуникации, не предполагает достижения взаимного понимания участников коммуникации до такой степени полноты, когда инаковость Другого полностью утрачивает значение. Взаимопонимание — это обретение общности при сохранении различий. Следовательно, речь идет о той степени общности, которая достаточна для согласования интересов, для организации совместной деятельности. Полноценная коммуникация предполагает достижение именно такой степени (уровня) общности.

Передача информации осуществляется посредством знаковых систем. Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка. По своим возможностям она гораздо богаче всех видов и форм невербальной коммуникации, в то же время не может полностью заменить её. Развитие вербальной коммуникации базируется на невербальном взаимодействии. По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации. Кодирование и декодирование информации осуществляется при помощи речи.

Коммуникативная деятельность предполагает:

осуществление передачи и освоения содержания социально-исторического опыта;

передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;

обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.

Основные функции коммуникации: управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов). Ведущей является управленческая функция: главной осознаваемой или неосознаваемой целью коммуникации является намерение ее участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого.

По мнению Е. В. Клюева, передавая информацию, участники коммуникации в процессе общения ставят перед собой определенные цели, намерения. Коммуникативная цель — это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. На ранних этапах развития у ребенка формируются следующие интенции, коммуникативные функции: просьба; привлечение внимания; отказ; комментирование своих действий, объяснение происходящего, констатация фактов; сообщение и запрос информации; выражение чувств и т. д. В зависимости от цели сообщения можно выделить два типа информации: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в виде просьбы, требования, приказа, совета, и т. д. Она рассчитана на стимулирование какого-либо действия, и непосредственно направлена на изменение типа поведения собеседника. Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не воздействует непосредственным образом на поведение участника разговора. В то же время, она может повлиять на его поведение косвенно.

Интересной является точка зрения К. А. Quill, согласно которой психологическая структура коммуникации включает в себя следующие элементы:

потребность в коммуникации (личные и социальные интересы);

выбор доступных средств коммуникации (вербальные и невербальные коммуникативные системы);

умение выразить социальные функции в процессе коммуникации;

способность исполнять определенные коммуникативные роли;

умение использовать базовые диалоговые навыки: инициировать, поддержать и завершить разговор;

Большого внимания заслуживают взгляды D. Sherratt, M. Peter. По их мнению, эффективность коммуникации у ребенка определяется совокупностью следующих параметров:

способностью понимать и использовать телодвижения в процессе коммуникативной ситуации (язык тела, мимика и т. д.);

способностью понимать и умением использовать жесты в соответствии с их значением;

наличием коммуникативной помощи, включающей объекты, о которых идет речь: фотографии, картинки с изображениями различных объектов, событий; символы и т. д., которая определяется в зависимости от уровня когнитивного развития ребенка;

умением слушать собеседника;

умением использовать речь и вокализации для выражения различных интенций в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Недостаток одного из этих условий ведет к нарушениям онтогенетического развития, несформированности коммуникативных навыков, искажению в последовательности их формирования.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой термины «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. Исходя из особенностей общения определены группы коммуникативных умений:

информационно-коммуникативные: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;

регуляционно-коммуникативные: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;

аффективно-коммуникативные: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание по отношению к партнерам.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, можно определить как процесс специфического контактирования лицом к лицу. Структурным компонентом коммуникативной деятельности является предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект. Любой субъект общения должен обладать коммуникативными навыками для успешности в коммуникативной деятельности. Коммуникативные навыки — это способность человека использовать средства общения в условиях решения коммуникативных задач на основе приобретенных знаний и умений.

Коммуникативные навыки можно условно разделить на шесть групп:

1) речевые навыки связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т. д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т. д.); высказываться «целостно», т. е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно; высказываться продуктивно, т. е. содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления (речи); выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т. д.

2) социально-психологические навыки связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний: психологически верно и в соответствии с ситуацией вступить в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; овладеть инициативой и удержать инициативу в общении и пр.

3) психологические навыки связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели; использовать эмоции как средство общения и т. д.

4) навыки использования в общении норм речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечений внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы приветствия; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т. д.

5) навыки использовать невербальные средства общения: паралингвистические средства общения (интонация, паузация, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, шум, аплодисменты и т. п.) кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (позы, движения, дистанция общения) и т. п.

6) навыки взаимодействовать на уровне диалога — с личностью или группой; на уровне полилога — с массой или группой; на уровне межгруппового диалога и т. д.

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации и социализации человека в любой социальной среде. Это определяет практическую значимость освоения коммуникативных умений с самого раннего детства.

Литература:

  1. Адамьянц Т. З. Социальная коммуникация. Учебное пособие. М. ИС РАН. 2005.
  2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.
  3. Леонтьев А. А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания [Текст]. — М.: Наука, 1969. С.36.
  4. Лепская Н.И Детская речь в свете теории коммуникации // вопросы языкознания-1994-№ 2-с.82–89
  5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  6. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003.
  7. Этнопсихологический словарь под редакцией Крысько В. Г., МПСИ, Москва,1999.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, вербальная коммуникация, коммуникативная деятельность, коммуникация, навык, общение, проблема коммуникации, речевая деятельность, ситуация общения, совместная деятельность.


Похожие статьи

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Похожие статьи

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Задать вопрос