Развитие действий с предметами по системе Марии Монтессори у детей с особыми потребностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 18.07.2018

Статья просмотрена: 506 раз

Библиографическое описание:

Букаева, Л. Н. Развитие действий с предметами по системе Марии Монтессори у детей с особыми потребностями / Л. Н. Букаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52096/ (дата обращения: 19.10.2024).



Группа дневного пребывания в нашем учреждении создана для детей-инвалидов в возрасте от 2-х месяцев до 12 лет, проживающих в семьях. Работает группа в режиме 5-дневной рабочей недели. Работа с воспитанниками обеспечивается тесным взаимодействием специалистов учреждения. При наличии у воспитанников двигательных ограничений, недостаточности произвольной регуляции деятельности, а также в целях повышения родительской компетентности в работе группы принимают участие родители.

Педагогика Марии Монтессори целиком и полностью отвечает требованиям обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями. Применение Монтессори-педагогических принципов и Монтессори-материала позволяют решать задачи коррекционной направленности в отношении детей с нарушениями двигательного и когнитивного развития. Итальянский педагог подчеркивала, что развитие произвольных движений тесно связано с психическим развитием, и называла руку «хватательным органом интеллекта». Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается механизмами:

а) Чувствительность пальцев, которая дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

б) Зрение помогает оценивать форму, размер, расположение предмета в пространстве, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

г) Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Для развития предметных действий у детей с двигательными нарушениями учитываются степень выраженности и форма двигательных нарушений.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы они стимулировали у ребенка дальнейшее желание заниматься. Для этих целей ряд упражнений и материалов адаптируется следующим образом:

‒ уменьшается число предметов, входящих в один комплект;

‒ подбираются предметы из небьющихся материалов;

‒ сыпучий материал крупных размеров;

‒ при действиях предметными орудиями подбираются модели, удобные для захвата и удерживания (утяжеление предмета для уменьшения влияния гиперкинезов, утолщение ручки и т. п.).

Самостоятельным действиям с предметами предшествует демонстрация педагогом способа работы с ними. Это дает ребенку алгоритм действия, вызывает желание повторить его. Дальше ребенок работает самостоятельно в присутствии педагога или с его помощью, которая оказывается дозированно — «настолько мало, насколько это возможно», (например, поддерживая руку ребенка под локоть, под предплечье или кистью). В любом случае ребенку предоставляется возможность участвовать в действии и наблюдать за результатами. Степень самостоятельности ребенка определяется его возможностями. Темп работы и время, необходимое для выполнения упражнения, индивидуальны. Если ребенок достигает результата, хорошо справляется с упражнениями, необходимо вовремя предложить ему вариант усложнения упражнения (сосуды с более узким горлышком, более мелкие материалы, переливание воды через воронку, при помощи резиновой груши, пипетки и т. п.).

Контроль ошибок — обязательный элемент каждого упражнения (пролитая вода, просыпанные зерна и пр.). Ребенку не указывают на его ошибки, а обучают их самостоятельно исправлять.

Требования к коррекционно-развивающей среде:

  1. Создание свободного доступа ко всем материалам среды, чтобы ребенок мог реализовать свои двигательные возможности (подползти, подъехать на каталке и пр.).
  2. Материалы располагаются на соответствующих росту детей стеллажах, на подносах с удобными бортами.
  3. Каждый материал представлен в одном экземпляре и имеет закрепленное за ним место.
  4. На нижних полках целесообразнее разместить тяжелый материал, на верхних — более легкий.
  5. Для облегчения переноса детьми материалов можно научить переносить его по частям, пользоваться тележкой.
  6. Материал должен быть привлекательным, безопасным, полностью укомплектованным.
  7. При предложении упражнений и при их расположении соблюдается принцип постепенно возрастающей степени сложности.
  8. Целесообразно модифицировать материал (использовать прищепки со слабыми зажимами, рамки-застежки ограничить 2–3 образцами и т. п.).

Подготовленная среда вгруппе представлена:

1. Зона для установления причинно-следственных связей, развития движений кисти руки иперехода от действия кдеятельности.

Материалы и упражнения:

‒ коробочка с шариком;

‒ коробочка с выдвижным ящичком;

‒ шкафчик с ящичками разных цветов;

‒ коробочка с цилиндрами-вкладышами;

‒ коробочка с вязанным шариком;

‒ диски, кубики на вертикальном штырьке;

‒ пирамидки с кубиками, кольцами;

‒ горизонтальное нанизывание;

‒ нанизывание под прямым углом и серпантин;

‒ коробочка с вязанным мячиком и перекидной крышкой;

‒ коробочка с диском и перекидной крышкой;

‒ поднос с отверстием для вязанного мячика, диска;

‒ скользящие, возвращающиеся кольца;

‒ болты для навинчивания;

‒ соединенные диски;

‒ модуль для развития запястья (движения по проволоке, прорези);

‒ подбор открученных крышек к коробочкам и бутылочкам;

‒ игрушки с резьбовым соединением;

‒ по-разному открывающиеся коробочки с предметами;

‒ вкладывание-вынимание предметов рукой. Усложнение: уменьшение предметов по размеру, менять их форму, увеличивать число;

‒ копилка;

‒ настольные модули с различными видами замков;

‒ кошельки с разными видами застежек;

‒ катушка с веревкой для наматывания;

‒ стучалки-перевертыши.

2. Зона упражнений ссыпучими материалами.

Материалы и упражнения:

‒ сортировка природного материала (разные орехи, каштаны и др.);

‒ пересыпание из кувшина в кувшин, из пиалы в пиалу ложкой;

‒ просеивание фасоли и манки;

‒ миска с фасолью, каштанами и спрятанными в ней мелкими игрушками;

‒ перекладывание предметов ложкой. Первоначально это крупные предметы: деревянные, пластмассовые, каштаны, орехи, шишки. По мере совершенствования мануальных навыков и саморегуляции используется более мелкий материал: фасоль, горох, гречка и т. п.;

‒ перекладывание предметов щипцами, пинцетами;

‒ ящик для рисования на манке и песке;

3. Зона упражнений впрактической жизни.

Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой, своими вещами и окружающим миром. Он приучается к применению алгоритмов действия, начинает прослеживать конкретные причинно-следственные связи («Если я опрокину кувшин, то прольется вода» и т. п.) При этом совершенствуется координация и точность движений.

Материалы и упражнения:

‒ рамки-застежки (пуговицы, липучки, кнопки, молния и пр.);

‒ работа с солёным тестом;

‒ сметание со стола;

‒ подметание пола;

‒ чистка огурца, моркови безопасным ножом;

‒ подготовительное упражнение к пользованию ножом и вилкой;

‒ разные виды шнуровок;

‒ плетение косички;

‒ складывание салфеток;

‒ полив цветов;

‒ аранжировка цветов;

‒ чистка обуви.

4. Зона упражнений сводой.

Зона упражнений с водой, которые не только развивают координацию и мелкую моторику, но и производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбудимость, успокаивают ребенка. Они подготавливают его к упражнениям в практической жизни, формируют предметную деятельность (использование предметов по их функциональному назначению).

Материалы и упражнения:

‒ переливание воды (из сосуда в сосуд, из чайника в чашку, через воронку, резиновой грушей, пипеткой, шприцом, губкой);

‒ вылавливание и перекладывание шариков (ситечком, ложкой с отверстием, пинцетом).

‒ стирка белья;

‒ мытье стола;

‒ клеенчатые фартуки, полотенца для рук;

‒ купание куклы;

‒ взбивание пены.

5. Зона сенсорного развития.

Значительное число упражнений посвящено развитию зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия.

Материал и упражнения:

‒ цветные кольца на 3-х колышках;

‒ геометрические пазлы;

‒ коробочки с геометрическими телами разного цвета (4 шт) и перекидной крышкой;

‒ розовая башня (5 и 10 шт.);

‒ коричневая лестница (5 и 10 шт.);

‒ красные штанги;

‒ блоки с цилиндрами-вкладышами (5 и 10 шт.);

‒ цветные цилиндры;

‒ блок Сегена с вкладышами разной формы;

‒ доски для ощупывания и шероховатые таблички;

‒ геометрические тела;

‒ конструктивные треугольники;

‒ волшебный мешочек.

6. Педагог (обучающий взрослый).

Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Ребенок много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» — вот чего ждет ребенок от взрослого. В группе ребенку помогает не только воспитатель, но и мама (или другой близкий родственник). Педагог показывает родителям правильный способ работы с материалами, наблюдает за работой мамы и ребенка, помогает в необходимый момент. Мама помогает ребенку выбрать материал, показывает, как правильно работать с ним. Дальнейшая помощь происходит по необходимости.

Полученная положительная динамика в развитии детей подтверждает слова немецкого Монтессори-терапевта Лоре Андерлик: «Ребенок учится через деятельность и опыт, появляющийся в результате этой деятельности…..деятельность и собирание опыта осуществляется через движение…..через деятельность ребенок следует своим основным детским потребностям. Он осваивает свое окружение через движения. Естественные и спонтанные движения в среде формируют душу и разум», — из книги «Путь для всех. Жизнь с Монтессори».

Литература:

  1. Монтессори М. «Впитывающий разум ребенка». 2-ое издание –СПб.: Благотворительный фонд «Волонтер», 2011 г.-320 с.
  2. Сорокова М. Г. «Система М. Монтессори: теория и практика: учебное пособие, 6-е издание — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 384 с.
  3. Андрущенко Н. В. «Монтессори педагогика и Монтессори-терапия», -СПб: Речь, 2010 г. — 316 с.
  4. Hellbrugge Th. «Grundelemente der socialpadiatrischen entwichlungs rehabilitation» Munchen», 1996 г.
  5. Anderlik L. «Ein Weg fuer alle! Leben mit Montessori. Montessori-therapie und Heilpaedagogik in der Praxis», Dortmund: Verlag modernes lernen, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, материал, зона упражнений, коробочка, перекидная крышка, упражнение, алгоритм действия, перекладывание предметов, переливание воды, резиновая груша.


Похожие статьи

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью посредством Лего-конструктора

Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста

Особенности произвольного внимания и приемы его развития у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития «В поисках игрушек»

Использование игровых технологий в работе с детьми с ТМНР

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью посредством Лего-конструктора

Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста

Особенности произвольного внимания и приемы его развития у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития «В поисках игрушек»

Использование игровых технологий в работе с детьми с ТМНР

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Задать вопрос