Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, содержание математического дошкольного образования оценивается не только через объем элементарных математических представлений, но и обеспечение продуктивного характера оперирования математическим содержанием, в рамках которого акценты смещаются на развитие любознательности, активизацию и формирование качеств мышления, специфических познавательных умений. Это, в свою очередь, обеспечивает успешность дальнейшего изучения математики, проявление способностей у дошкольников [1].
Ориентируясь на необходимость достижения основных целей дошкольного математического образования, а также возможность выделения в нем вариативной части, кажется целесообразным осуществлять работу, включающую различные аспекты математического образования дошкольников. Решение данного вопроса в комплексе требует осмысления содержательного и процессуального компонента деятельности.
В рамках первого из них актуализируется необходимость разработки (или модернизации разработанной) дополнительной программы развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Второй — процессуальный — связан с обоснованным выбором технологий обучения и развития на основе учета интересов, потребностей, уровня развития детей, а также уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса в ДОУ. На наш взгляд, этим требованиям в полной мере соответствуют информационно-компьютерные технологии в рамках программы «Математика» (Варченко В. И.) [2].
Опуская перечисление известных негативных черт компьютерного обучения, (например, раннее включение ребенка в систему «человек-машина», в то время, как непосредственность и восприимчивость ребенка нуждаются в системе «человек-человек» и др.), а также широкого спектра позитивных черт педагогического характера, выделим то обстоятельство, что современного ребенка с детства окружают различные электронные средства, которые он с легкостью и быстротой осваивает. Поэтому включение ИКТ в образовательную среду является для ребенка — дошкольника не только естественным способом обучения, но и желаемым процессом освоения новых технических средств и познания окружающего мира, что, в свою очередь, обусловливает реализацию принципа познавательной мотивации, обеспечивая полноту возможностей ИКТ в развития математических способностей дошкольников.
Способом выстраивания взаимодействия компонентов математических способностей детей — систематическое и целенаправленное включение ребенка в деятельность, требующую активизации познавательных процессов. Средством выстраивания является система математических заданий, в ходе выполнения которых реализуется ряд дидактических принципов: доступности; индивидуальной и личностно-ориентированной направленности; сознательности и активности; наглядности и преимущественного исполнения моделирования; познавательной мотивации; проблемности; системности и преемственности; прочности и связи теории с практикой [3].
Многообразие математических заданий, дает основание для классификации их по разным признакам: по содержанию (на выделение признаков объекта, количественных характеристик множеств и др.); по направленности на развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение, внимание); по характеру познавательной деятельности (тренировочные, обучающие, репродуктивные, продуктивные задания); по развитию компонентов математических способностей (на развитие гибкости мышления, способности к обобщению и др.).
Понимание того, что математические способности у старших дошкольников проявляются в относительно элементарных формах, а также с разной степенью успешности у разных детей, привело к необходимости выделения основного минимума математических способностей. Это:
- Способность выделять общие и отличительные признаки (свойства) сравнительных математических объектов.
- Способность классифицировать математические объекты по общему основанию.
- Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном.
- Способность осуществлять самостоятельную поисковую деятельность.
- Способность к установлению логических связей и зависимостей, закономерностей и правил.
В заключении кажется важным отметить, что возможность успешного развития математических способностей дошкольников во многом определяется уровнем профессиональной компетенции педагогов. В качестве критериев уровней могут выступать знания теоретических положений данной проблемы, основных компонентов структуры математических способностей дошкольников, педагогических условий их развития, возможностей ИКТ, а также умений использовать их в процессе реализации дополнительных программ в комфортных и здоровьесберегающих условиях дополнительного образования.
Все это помогает педагогу обрести собственный взгляд на проблему организации деятельности дошкольников в процессе развития математических способностей, а также увидеть уровневый характер итогов ее освоения, заключающийся в том, что в результате реализации данной программы у одних происходит яркое проявление математических способностей, заложенных природой. У других — общее изменение интеллектуального потенциала, у третьих — коррекция и компенсация недостатков и задержек развития.
Приведенный вариант решения проблемы развития математических способностей у дошкольников на основе принципа программоориентированности с использованием ИКТ не претендует на полноту ввиду сложности и многогранности данной проблемы.
Литература:
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики.- М: Владос, 2004г.
- Варченко В. И. «Математика». Компьютерный практикум для дошкольников: Инструкция по эксплуатации. Сборник Дидактических материалов. Учебно-методическое пособие. — Калининград «Кибер-сфера», -2017г.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей дошкольников.- М: Просвещение, 1968r.