Математика в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (214) июль 2018 г.

Дата публикации: 16.07.2018

Статья просмотрена: 1190 раз

Библиографическое описание:

Стравняк, О. Н. Математика в ДОУ / О. Н. Стравняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/214/52060/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, содержание математического дошкольного образования оценивается не только через объем элементарных математических представлений, но и обеспечение продуктивного характера оперирования математическим содержанием, в рамках которого акценты смещаются на развитие любознательности, активизацию и формирование качеств мышления, специфических познавательных умений. Это, в свою очередь, обеспечивает успешность дальнейшего изучения математики, проявление способностей у дошкольников [1].

Ориентируясь на необходимость достижения основных целей дошкольного математического образования, а также возможность выделения в нем вариативной части, кажется целесообразным осуществлять работу, включающую различные аспекты математического образования дошкольников. Решение данного вопроса в комплексе требует осмысления содержательного и процессуального компонента деятельности.

В рамках первого из них актуализируется необходимость разработки (или модернизации разработанной) дополнительной программы развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Второй — процессуальный — связан с обоснованным выбором технологий обучения и развития на основе учета интересов, потребностей, уровня развития детей, а также уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса в ДОУ. На наш взгляд, этим требованиям в полной мере соответствуют информационно-компьютерные технологии в рамках программы «Математика» (Варченко В. И.) [2].

Опуская перечисление известных негативных черт компьютерного обучения, (например, раннее включение ребенка в систему «человек-машина», в то время, как непосредственность и восприимчивость ребенка нуждаются в системе «человек-человек» и др.), а также широкого спектра позитивных черт педагогического характера, выделим то обстоятельство, что современного ребенка с детства окружают различные электронные средства, которые он с легкостью и быстротой осваивает. Поэтому включение ИКТ в образовательную среду является для ребенка — дошкольника не только естественным способом обучения, но и желаемым процессом освоения новых технических средств и познания окружающего мира, что, в свою очередь, обусловливает реализацию принципа познавательной мотивации, обеспечивая полноту возможностей ИКТ в развития математических способностей дошкольников.

Способом выстраивания взаимодействия компонентов математических способностей детей — систематическое и целенаправленное включение ребенка в деятельность, требующую активизации познавательных процессов. Средством выстраивания является система математических заданий, в ходе выполнения которых реализуется ряд дидактических принципов: доступности; индивидуальной и личностно-ориентированной направленности; сознательности и активности; наглядности и преимущественного исполнения моделирования; познавательной мотивации; проблемности; системности и преемственности; прочности и связи теории с практикой [3].

Многообразие математических заданий, дает основание для классификации их по разным признакам: по содержанию (на выделение признаков объекта, количественных характеристик множеств и др.); по направленности на развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение, внимание); по характеру познавательной деятельности (тренировочные, обучающие, репродуктивные, продуктивные задания); по развитию компонентов математических способностей (на развитие гибкости мышления, способности к обобщению и др.).

Понимание того, что математические способности у старших дошкольников проявляются в относительно элементарных формах, а также с разной степенью успешности у разных детей, привело к необходимости выделения основного минимума математических способностей. Это:

  1. Способность выделять общие и отличительные признаки (свойства) сравнительных математических объектов.
  2. Способность классифицировать математические объекты по общему основанию.
  3. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном.
  4. Способность осуществлять самостоятельную поисковую деятельность.
  5. Способность к установлению логических связей и зависимостей, закономерностей и правил.

В заключении кажется важным отметить, что возможность успешного развития математических способностей дошкольников во многом определяется уровнем профессиональной компетенции педагогов. В качестве критериев уровней могут выступать знания теоретических положений данной проблемы, основных компонентов структуры математических способностей дошкольников, педагогических условий их развития, возможностей ИКТ, а также умений использовать их в процессе реализации дополнительных программ в комфортных и здоровьесберегающих условиях дополнительного образования.

Все это помогает педагогу обрести собственный взгляд на проблему организации деятельности дошкольников в процессе развития математических способностей, а также увидеть уровневый характер итогов ее освоения, заключающийся в том, что в результате реализации данной программы у одних происходит яркое проявление математических способностей, заложенных природой. У других — общее изменение интеллектуального потенциала, у третьих — коррекция и компенсация недостатков и задержек развития.

Приведенный вариант решения проблемы развития математических способностей у дошкольников на основе принципа программоориентированности с использованием ИКТ не претендует на полноту ввиду сложности и многогранности данной проблемы.

Литература:

  1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики.- М: Владос, 2004г.
  2. Варченко В. И. «Математика». Компьютерный практикум для дошкольников: Инструкция по эксплуатации. Сборник Дидактических материалов. Учебно-методическое пособие. — Калининград «Кибер-сфера», -2017г.
  3. Крутецкий В. А. Психология математических способностей дошкольников.- М: Просвещение, 1968r.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, математическая способность дошкольников, математическая способность детей, познавательная мотивация.


Задать вопрос