Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина исследованы в контексте традиционных народных представлений о животном мире.
Ключевые слова: анималистические образы, поэзия С. А. Есенина, образ коня.
Животный мир в поэзии С. А. Есенина представлен как живая, одушевлённая и разумная часть природы.
Отдельную тему анималистического искусства составляет образ коня. Сельское хозяйство, военные действия, охота и развлечения не обходились без лошадей, набирали силу конные заводы, а потому естественно внимание художников, скульпторов и поэтов к этим красивым и выносливым животным.
Образ коня в поэзии Есенина один из часто встречающихся. Ему, как «последнему поэту деревни», был близок этот образ. Он вводит его в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика.
Вот что пишет С. А. Есенин в книге «Ключи Марии»:
«Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо» [1, с.192].
В стихотворении «Эх вы, сани! А кони, кони!» поэт вспоминает буйную молодость в деревне:
«Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, чёрт их на землю принёс.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слёз» [2, с.277].
Здесь лингвостилистическим воплощением образа является олицетворение (и в то же время — метонимия) «колокольчик хохочет до слёз», вызывающее в воображении читателя образное представление: бешено мчащуюся по заснеженной степи тройку, которая ассоциируется с человеческой жизнью. В интерпретации В. В. Виноградова — это «иронический хохот судьбы над протёкшими событиями человеческой жизни».
«Всё прошло. Поредел мой волос.
Конь издох, опустел наш двор.
Потеряла тальянка голос,
Разучившись вести разговор» [2, с.277].
В конце стихотворения настроение лирического героя меняется. На смену радости приходит грусть. Погибший конь символизирует утраченные безвозвратно годы поэта. В сознании читателя складывается образ полузаброшенной деревни, нет суеты, нет разговоров, пустые дворы без собак и лишь несколько стариков доживают свой век.
Обратимся к стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу», входящему в состав сборника «Москва кабацкая». Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. В стихотворении встречается образ розового коня:
«Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне» [2, с.214].
Здесь конь — образ уже прошедшей жизни, которую не дано вернуть.
«Символичен и цвет: розовый — образ восхода, условно — юности, расцвета; в то же время очевидна и реалистическая мотивировка образа: конь становится розовым в лучах восходящего солнца. И тем более любопытно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь как раз одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение красоты и свежести» [3, с.82]. Образ розового коня символизирует у поэта прошедшую юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический герой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.
События революции 1917 года повлияли на мировосприятие поэта и его творчество. «Новое» село представляется поэту вторжением враждебного, «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. «Мне очень грустно сейчас, — пишет Есенин в 1920 году — что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле [4, с.13]. Именно в это время появляется поэма «Сорокоуст»». Случай этот подробно описан Есениным в письме к Лившиц: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом, что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много» [5, с.48]. Увиденная сцена настолько поразила писателя, что воплотилась в третью часть поэмы «Сорокоуст»:
«Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?» [2, с.81].
Есенин вводит образ коня как символ старой патриархальной деревни, которая пока еще не осознала переход к новой жизни.
«Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?» [2, с.81].
Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуацию «соревнования» между «чугунным конем — поездом» и «красногривым жеребенком». Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу. Город поэту кажется чуждым миром, нарушающим гармонию между человеком и природой.
В стихах Есенина животные играют роль универсального образного кода, через который преломляется весь окружающий мир. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других — для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы и родного края.
Литература:
- Есенин С. А. Ключи Марии // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука — Голос, 1995–2002. Т. 5. Проза. — 1997. — С. 186–213.
- Есенин С. А. Собр. соч.: в 7 т. М.: Наука — Голос. — 1995–2002.
- Даньдань У. Образы животных в лирике С. А. Есенина//Вестник ЦМО МГУ, 2011. № 1.
- Гребенщиков Г. Д. Сережа Есенин// Зарница, 1926. № 9. — с.12–13.
- Лившиц Е. И. Воспоминания о Есенине. М.: Огонек, 1926, С. 48–49.