Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (214) июль 2018 г.

Дата публикации: 17.07.2018

Статья просмотрена: 2853 раза

Библиографическое описание:

Копырюлин, С. В. Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня / С. В. Копырюлин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/214/51636/ (дата обращения: 19.11.2024).



Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина исследованы в контексте традиционных народных представлений о животном мире.

Ключевые слова: анималистические образы, поэзия С. А. Есенина, образ коня.

Животный мир в поэзии С. А. Есенина представлен как живая, одушевлённая и разумная часть природы.

Отдельную тему анималистического искусства составляет образ коня. Сельское хозяйство, военные действия, охота и развлечения не обходились без лошадей, набирали силу конные заводы, а потому естественно внимание художников, скульпторов и поэтов к этим красивым и выносливым животным.

Образ коня в поэзии Есенина один из часто встречающихся. Ему, как «последнему поэту деревни», был близок этот образ. Он вводит его в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика.

Вот что пишет С. А. Есенин в книге «Ключи Марии»:

«Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо» [1, с.192].

В стихотворении «Эх вы, сани! А кони, кони!» поэт вспоминает буйную молодость в деревне:

«Эх вы, сани! А кони, кони!

Видно, чёрт их на землю принёс.

В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слёз» [2, с.277].

Здесь лингвостилистическим воплощением образа является олицетворение (и в то же время — метонимия) «колокольчик хохочет до слёз», вызывающее в воображении читателя образное представление: бешено мчащуюся по заснеженной степи тройку, которая ассоциируется с человеческой жизнью. В интерпретации В. В. Виноградова — это «иронический хохот судьбы над протёкшими событиями человеческой жизни».

«Всё прошло. Поредел мой волос.

Конь издох, опустел наш двор.

Потеряла тальянка голос,

Разучившись вести разговор» [2, с.277].

В конце стихотворения настроение лирического героя меняется. На смену радости приходит грусть. Погибший конь символизирует утраченные безвозвратно годы поэта. В сознании читателя складывается образ полузаброшенной деревни, нет суеты, нет разговоров, пустые дворы без собак и лишь несколько стариков доживают свой век.

Обратимся к стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу», входящему в состав сборника «Москва кабацкая». Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. В стихотворении встречается образ розового коня:

«Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне» [2, с.214].

Здесь конь — образ уже прошедшей жизни, которую не дано вернуть.

«Символичен и цвет: розовый — образ восхода, условно — юности, расцвета; в то же время очевидна и реалистическая мотивировка образа: конь становится розовым в лучах восходящего солнца. И тем более любопытно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь как раз одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение красоты и свежести» [3, с.82]. Образ розового коня символизирует у поэта прошедшую юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический герой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.

События революции 1917 года повлияли на мировосприятие поэта и его творчество. «Новое» село представляется поэту вторжением враждебного, «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. «Мне очень грустно сейчас, — пишет Есенин в 1920 году — что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле [4, с.13]. Именно в это время появляется поэма «Сорокоуст»». Случай этот подробно описан Есениным в письме к Лившиц: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом, что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много» [5, с.48]. Увиденная сцена настолько поразила писателя, что воплотилась в третью часть поэмы «Сорокоуст»:

«Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?» [2, с.81].

Есенин вводит образ коня как символ старой патриархальной деревни, которая пока еще не осознала переход к новой жизни.

«Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?» [2, с.81].

Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуацию «соревнования» между «чугунным конем — поездом» и «красногривым жеребенком». Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу. Город поэту кажется чуждым миром, нарушающим гармонию между человеком и природой.

В стихах Есенина животные играют роль универсального образного кода, через который преломляется весь окружающий мир. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других — для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы и родного края.

Литература:

  1. Есенин С. А. Ключи Марии // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука — Голос, 1995–2002. Т. 5. Проза. — 1997. — С. 186–213.
  2. Есенин С. А. Собр. соч.: в 7 т. М.: Наука — Голос. — 1995–2002.
  3. Даньдань У. Образы животных в лирике С. А. Есенина//Вестник ЦМО МГУ, 2011. № 1.
  4. Гребенщиков Г. Д. Сережа Есенин// Зарница, 1926. № 9. — с.12–13.
  5. Лившиц Е. И. Воспоминания о Есенине. М.: Огонек, 1926, С. 48–49.
Основные термины (генерируются автоматически): образ коня, конь, розовый конь, животный мир, лирический герой, образ, образ животных, поэт, русский мужик, человеческая жизнь.


Ключевые слова

анималистические образы, поэзия С. А. Есенина, образ коня

Похожие статьи

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Похожие статьи

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Лексико-семантические средства создания образа героя в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Статья посвящена рассмотрению лексико-семантических средств, с помощью которых Оскар Уайльд создаёт образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея». Цель статьи — показать, как с помощью антитезы вечной молодости и стареющего портрета показано в...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Задать вопрос