Ключевые слова: ЛГБТ, ЛГБТ-сообщество, квир.
В настоящее время «ЛГБТ» является широко распространенным, широко используемым акронимом для «лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов». Согласно статье Н. Н. Костиной, акроним ЛГБТ стал публично употребляться после его появления «в докладе Госдепартамента США о положении с правами человека в мире» [3, c. 71]. Однако, прежде чем термин ЛГБТ сформировался и закрепился в бытовом, политическом и медиа дискурсе, основные его дефиниции «лесбиянки» и «геи», претерпели понятийную историческую трансформацию.
Об истоках возникновения терминологии относительно женской гомосексуальности писал И. С. Кон «женщин, имеющих сексуальные связи с женщинами, называли трибадами (от греческого глагола «трибейн» — тереть), подразумевая, что они получают сексуальное удовольствие от трения о тело другой женщины (отсюда позднейший термин — трибадизм)». Вместе с тем, согласно древнегреческой мифологии, женскую однополую сексуальную связь называли «сапфической» (сафической) или «лесбийской». Данные термины явились производными от знаменитой поэтессы Сафо, которая жила на острове Лесбос и предпочитала однополую связь с женщинами [2, c. 3].
Появление термина «гомосексуальность» произошло в результате соединения приставки «homo», обозначающей сходство, единство, принадлежность к одному и тому же со словом «sexualis», указывающим на пол человека» [2, c. 4]. Тем не менее, данный термин не сразу прижился в США и Западной Европе, так как он, чаще, был использован в качестве медикализации гомосексуальных отношений. Как утверждает Кон И. С., именно поэтому был выбран упрощенный термин — «гей» для определения однополых отношений между мужчинами [Там же.]. Кроме того, если раньше содержание данного понятия ограничивалось только сексуальной подоплекой однополой связи, то сегодня оно характеризует не просто человека, а носителя определенной идентичности, члена определенной субкультуры.
Согласно статье C. Х. Шоттен термин ЛГБТ «подразумевает существование самой идентичности ЛГБТ» [7, c. 5]. Однако она также отмечает, что люди, которые практиковали однополые сексуальные отношения или признавали множественность форм гендерной идентичности, не признавали себя причастными к сообществу ЛГБТ [Там же.]. Образование полноценного, на данный момент, акронима ЛГБТ происходило постепенно. Термин «лесбиянка» был присоединен к «гей» в знак признания исторического угнетения женщин, как критика мужского доминирования, а также требования гендерной специфики. Позднее бисексуалы потребовали включение своей категории «Б» («B» англ.) к «геи и лесбиянки» ГЛ (GL англ.), после чего стало использоваться «ЛГБ» («LGB» англ.) [8, c. 1]. Особо противоречивым моментом стало добавление «Т» к уже образовавшейся категории. ЛГБ подвергали сомнению включению трансгендеров из опасения потери преимуществ в политической борьбе за равноправия [14, c 3]. Стоит отметить, что даже для «транс» являлось проблематичным определить себя к категории «Т», «так как нет единой транс-идентичности» [9, c. 2]. Кроме того, нужно различать категории «трансгендер» и «транссексуал»; «обе эти концепции идентичности очень текучи, туманны и нестабильны, так что даже трансгендеры и транссексуалы считают, что произошла основная гомогенизация и обобщение двух понятий идентичности» [13, c 5].
Главным моментом на пути формирования любого сообщества или группы является не просто удовлетворение внешним факторам обусловливающими включение в данное сообщество/группу, важно разделять фундаментальные взгляды, иметь общие цели. Именно поэтому вопрос присоединения к центристскому сообществу группы, в той или иной степени отражающей сексуальную девиантность, был не основным камнем преткновения. С этим и пришлось столкнуться сообществу ЛГБТ, когда каждая отдельная группа осознала масштабы различий во взглядах и целях [12, c. 4]. Данное несоответствие во взглядах привело к перманентному конфликту между ЛГБТ-людьми в отношении политической тактики [7, c. 6].
Однако вскоре стало ясно, что аббревиатура ЛГБТ не подходит для обозначения негетеронормативных тождеств, поскольку она не отражает и не охватывает весь их спектр. В момент «складывания» отдельных сексуально-девиантных субкультур в одно сообщество происходил этап формирования еще одной дефиниции — «квир» (queer), которая в дальнейшем, стала отражением всего сообщества. Впервые в научный дискурс его ввела Тереза де Лауретис, для объяснения широкого спектра явлений женской гомосексуальности. Позднее данный термин стал применяться и в отношении мужчин-гомосексуалов, а также в отношении других типов сексуальных отношений, которые не укладываются в рамки гендерной модели — бисексуальность, трансексуальность и т. п. [1, c. 1].
Термин «квир» (queer — англ., дословно трактуемый как — странный) намеренно неоднозначен. Он был «использован в качестве зонтичного термина для неопределенного множества идентичностей и различий, которые характеризуют людей по отношению к полу, сексуальности, желанию и выражению» [6, c. 3]. Именно поэтому термин «queer» намеренно был добавлен к ранее существовавшей аббревиатуре LGBT (теперь — LGBTQ), поскольку может использоваться в качестве единого знака для всего движения LGBT, а также в качестве знака для некоторой неотъемлемой неопределенности.
Данный термин необходим для того, чтобы дать определение человеку отказавшегося от двоичной системы гетеро- и гомосексуальности, при этом разделяющего мнение, что «идентичности», являются множественными, текучими, подвижными, контингентными, лабильными и фрагментированными» [11, c. 6]. «Квир» применяется как собирательное для всех сексуальных меньшинств, так и в отношении человека, чья гендерная идентичность не согласуется с бинарной моделью самоопределения. Как отмечает Р. Хилл, нельзя быть отнесенным к категории «квир» без изменения своей идентичности [10, c. 4].
Стоит отметить, что термин «квир» на сегодняшний момент является одним из ключевых понятий в негетеронормативном сообществе. В начале 2000-х годов, А. Бук писала, что акроним ЛГБТ был использован в качестве тождественного дефиниции «квир», несмотря на то, что охватывал всего четыре типа «странных» сообществ [4, c. 52]. Однако, сегодня понятие «квир» охватывает все негетеронормативные группы, такие как гомосексуалы, бисексуалы, интерсексуалы, транссексуалы, трансгендеры, асексуалы, пансексуалы, полиамористы, гендер-квиры, садомазохисты, трансвеститы и т. д. [5, c. 8].
Вместе с тем, в данный момент, категория «квир» применяется, в большей степени, к гетеросексуалам, которые посредством «пересечения линий идентификации и желания» считают, что гетеронормативный характер не описывает все аспекты их желаний и их образа жизни. Это означает, что мужчины-метросексуалы, а также те, кто поддерживает унисексный образ жизни, охватываются концепцией странности [13, c. 6]. Таким образом, в связи с широким применением дефиниции «квир» становиться очевидным, что «странность» (queerness) — чрезвычайно гетерогенная концепция.
Однако прежде чем произошло формирование сообщества ЛГБТ как единой политической центристской структуры, произошло историческое событие, повлиявшее не только на жизнь ЛГБТ-людей, а на всю общемировую историю. Данное событие стало началом открытой борьбы ЛГБТ-сообщества за свои права, получившее название — Стоунволлских беспорядков «Stonewall Riots», которые происходивших в конце июня 1969 года в гей-баре «Стоунволл Инн». После Стоунволлских беспорядков, начиная с 70-х годов XX века гомосексуальность начала исключаться из списка психических расстройств. Начало было положено в 1973–1974 гг., Американской Психиатрической Ассоциацией. Позднее, уже в 1992 году Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) официально исключила гомосексуализм из списка психических расстройств.
Несмотря на то, что криминализация гомосексуальных отношений имела место и после бунтов, события, произошедшие в Стоунволле, положили начало дебатам в американской политике о различных формах дискриминации ЛГБТ. Стоит отметить, что данное историческое событие положило начало традиции ежегодных гей-парадов в этот день. На данный момент, политика ЛГБТ относится к вопросам, практике, политике, целям, стратегиям и тактикам, которые считаются актуальными, полезными или важными для ЛГБТ-людей в более широком, часто не-ЛГБТ, социальном и политическом контексте.
В заключение, хотели бы отметить, что в настоящее время мы все чаще сталкиваемся с динамикой в сфере гендерных ролей. Это касается не только «навешивания» гендерных ярлыков извне, но и в самоидентификации. Люди понимают, что теперь их выбор обусловлен не только медицинскими показателями в определении биологического пола, и, даже не бинарным выбором между женским и мужским, а более вариативен. Это обусловливает появление определенной терминологии, характеризующей, по большей части, сферу гендерных ролей. Исторический аспект в данном ключе немаловажен, так как именно благодаря нему, можно проследить истоки возникновения, а также динамику в модификации и трансформации не только понятийного аппарата, но и социального восприятия.
Литература:
- Вершинина Д. Б., Горшков А. С.. Эволюция квир-идентичности в Великобритании // Вестник Пермского университета. Серии: история и политология. — 2009. — № 3 (7 Политология — 10 История). — С. 77–86.;
- Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. — 1998: Олимп,. — 496 с.;
- Костина Н. Н. Репрезентация понятия «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» в правовом дискурсе// Вестник Челябинского государственного университета. Серии: история и политология. — 2013. — № 35 (326). — С. 69–73.;
- Buk, A.: Wozu kürzen? Eine knappe Geschichte des Kurzwortes. In: Berdychowska, Z.; Dębski, A.; Heinemann, M. [Hgg.]: Im Blickpunkt: Textlinguistik und Pragmatik. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego. — 2001. — P. 51–59.;
- Elahe H. Y., Michaelis, B. (eds.). Quer durch die Geisteswissenschaften. Perspektiven der Queer Theory. — 2005.;
- Grace, A. P., & Hill, R. J. Positioning queer in adult education: Intervening in politics and praxis in North America. Studies in the Education of Adults. — № 36(2). — Р. 167–189.;
- Heike С. Schotten. LGBT Politics// University of Massachusetts. — 2014. — P. 1–8.;
- Hemmings, C. Bisexual Spaces: A Geography of Sex and Gender. — 2002.;
- Herdt, G. (ed.). Third Sex, Third Gender: Beyond Sexual Dimorphism in Culture and History. — 1994.;
- Hill, R. J. Learning to transgress: A sociohistorical conspectus of the American gay lifeworld as a site of struggle and resistance. — № 28(2). — 1996. — P. 253–279.;
- Hill, R. J. Challenging homophobia and heterosexism: Lesbian, gay, bisexual, transgender and queer issues in organizational settings// JosseyBass. — 2006. — № 112. — P. 1–6.;
- Phelan, S. Sexual Strangers: Gays, Lesbians, and Dilemmas of Citizenship// Temple University Press. — 2001.;
- Scheller-Boltz D. LGBT? LGBTQ+? LGBTTQQFAGPBDSM? Or just: QUEER! — 2015.;
- Valentine, D. Imagining Transgender: An Ethnography of a Category// Duke University Press. — 2007.