Действие международных договоров в современных геополитических условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 08.07.2018

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Кечерукова, А. К. Действие международных договоров в современных геополитических условиях / А. К. Кечерукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51961/ (дата обращения: 22.12.2024).



В современных условиях глобализации и активного развития форм надгосударственного взаимодействия особую актуальность приобретает рассмотрение вопроса о принятии и реализации положений международных договоров. При этом следует отметить, что в обозначенных условиях планомерно увеличивается количество подобных международно-правовых соглашений.

Момент начала действия международного договора, обуславливается его вступлением в силу, в результате которого, установленные положения становятся обязательными для сторон [2].

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существуют самые разнообразные подходы к формулированию определения международного договора, которое, как представляется, может быть сформулировано следующим образом: международные договоры — это двух- и многосторонние соглашения, заключаемые между государствами и иными субъектами международного права на основание согласования их волеизъявления для целей единообразного регулирования определенных сфер общественных отношений [6].

В то же время, как отмечается в международно-правовой доктрине, анализ процесса формирования и развития современной системы международных отношений, несмотря на новые глобальные тенденции, преодоление поляризующих конфликтов и формирование элементов единого мирового сообщества не свидетельствует об исключительной стабильности соответствующего процесса. В том числе, большое влияние на характер и направленность надгосударственного взаимодействия, включая опосредованное существующими международными договорами, оказывают различные геополитические факторы.

В наиболее общем виде, позволяющим сформировать представление об основных особенностях геополитики как науки, и совокупности факторов, влияющих на развитие внутренней и внешней политики, геополитика может быть определена как наука об использовании географического положения, рельефа и ресурсов страны в политической деятельности [11]. Иными словами, в геополитике мощь государства рассматривается с учетом территории, географического положения, климата, демографии, ресурсов, наличия выхода к морю и т. д.

С точки зрения необходимости целостного обеспечения национальных интересов, геополитический фактор способствует активному развитию сотрудничества пограничных и территориально близких государств между собой. Применительно к нашей стране, обозначенная тенденция приводит к развитию сотрудничества России и Азиатских стран.

Более того, на современном этапе исторического развития азиатский регион приобретает исключительно важную роль на мировой экономической и политической арене, поскольку Азия становится, с одной стороны — центром постиндустриального высокотехнологического роста, а с другой — стержнем мировых геополитических процессов.

В том числе, значительное возвышение густонаселенных государств (Китая и Индии), напряженность во внешнеполитическом взаимодействии Японии и Китая при укреплении военного союза Японии и США, актуализируют вопросы будущего развития Восточноазиатского региона, а также вопроса о роли Российской Федерации в обозначенных надгосударственных процессах.

Поскольку отношения с Китаем всегда были приоритетным направлением российского внешнеполитического развития, российско-китайское стратегическое партнёрство часто называется «стержнем» российской политики на Востоке. В 1996 г. была подписана «Совместная российско-китайская декларация», в которой было провозглашено решение развивать «отношения равноправного доверительного партнёрства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в.».

Впоследствии, в 2010 г. была выдвинута совместная российско-китайская инициатива по безопасности и сотрудничеству в АТР, которая призывала к созданию «новой архитектуры безопасности» в регионе.

Следует также обратить внимание на то, что геополитические факторы российско-китайского договорного взаимодействия, в вопросах обеспечения национальной безопасности и стратегического партнерства дополняются стремлением к противодействию односторонних действий на международной арене и поддержанию полицентрического мироустройства, основанного на принципах взаимоуважения и обеспечения национальной суверенности [3].

Важнейшей геополитической тенденцией внутреннего развития нашей страны выступает расширение влияния и экономической привлекательности сибирского региона и Дальнего Востока, что, безусловно, невозможно без совершенствования надгосударственного взаимодействия с ключевыми странами обозначенного региона, к числу которых, наряду с Китаем, принято относить и Японию.

Так, осознание необходимости выстраивания благоприятных отношений с Японией, с учетом текущей геополитической обстановки обозначилось еще в конце прошлого века и не утратило актуальности в настоящее время. В числе основных соглашений, реализованных и продолжаемых исполняться в рассматриваемой сфере могут быть отнесены План совместных действий, нацеленный на всестороннее развитие политических, экономических и культурных отношений 2003 г., ряд экономических соглашений, придавших импульс экономическому сотрудничеству между Россией и Японией и приведших к проникновению японского бизнеса на российский рынок (особенно в автомобильной промышленности) [7].

Кроме того, заключение международных договором между Россией и Японией позволило принимать последней активное участие в развитии энергетического сотрудничества в проектах Сахалин-1 и Сахалин-2, а в настоящее время Япония является основным потребителем российского сжиженного газа.

Активным импульсом развития договорного взаимодействия между Россией и Японией в современных непростых геополитических условиях стал визит премьер-министра Японии С. Абэ в Россию в апреле 2013 г. В частности, лидеры государств договорились о возобновлении сотрудничества по разработке договорных начал стратегического диалога в формате «два плюс два», включающего совещание министров иностранных дел и обороны двух стран, призванного, в том числе, преодолеть многолетние территориальные противоречия России и Японии, выступающие, фактически, единственным препятствием для максимальной реализации потенциала сотрудничества соответствующих государств [10].

Кроме того, проводя характеристику действия международных соглашений в условиях современных геополитических условий, применительно к нашей стране необходимо обратить внимание на то, что территориальная протяженность, интересы национального развития и безопасности, необходимость обеспечения мирного сосуществования государств-участников мирового сообщества, обуславливаются необходимость взаимодействия России не только со странами Азии, но и с Европейскими государствами.

При этом следует отметить, что нормативные цели Европейского союза во взаимоотношениях с Россией определены и сформулированы во многих соглашениях международного характера, ключевым из которых является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией 1994 г

Обозначенный договор стал первым и основным документом, определившим цели взаимодействия России и европейских держав — это обязывающий договор, формирующий ряд взаимосвязанных политических, правовых и моральных обязательств, которые играют роль руководящих принципов в отношениях России и Европы. Принятие Москвой данных обязательств происходило абсолютно добровольно, учитывая российскую действительность 1990-х гг. Соглашение вступило в силу в 1997 г. на первоначальный срок 10 лет. С 2007 г. оно ежегодно продлевается, оставаясь правовой основой двусторонних отношений [8].

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией служит солидной нормативной базой, призванной приблизить Россию к европейским правовым, экономическим и торговым стандартам. Ссылки на общие ценности содержатся уже в преамбуле договора. Стороны заявили, что принимают во внимание «важность исторических связей, существующих между Россией и Сообществом и его государствами-членами, и общие для них ценности» и «убеждены в первостепенном значении верховенства права и уважения прав человека, прежде всего, прав меньшинств, создания многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и экономической либерализации…» [1].

Статья 1 подтверждает, что целями партнерства России и ЕС являются «укрепление политических и экономических свобод» и «поддержка усилий России по укреплению ее демократии» (разд. I, ст. 1). Однако основной статьей, закрепляющей примат общих ценностей в качестве основы партнерства, является ст. 2: «Уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, в Хельсинкском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы, лежит в основе внутренней и внешней политики Сторон и составляет существенный элемент партнерства и настоящего Соглашения» (разд. I, ст. 2). Идея о центральной роли норм в развитии двусторонних отношений получила развитие в ст. 55, которая фиксировала такую важную цель, как гармонизация законодательств двух сторон. Статья предписывала России прилагать усилия к тому, чтобы законодательство страны постепенно сближалось с законодательством Сообщества в различных сферах, в частности, в области охраны труда, охраны жизни и здоровья, окружающей среды, защиты прав потребителей и т. д. (разд. VI, ст. 55.1).

Тем не менее, анализ складывающейся международной обстановки, обусловленной экономическими, политическими факторами и внешнеполитическими интересами, позволяет сделать вывод, что не все из обозначенных начал взаимодействия России и Европейских государств, несмотря на обозначенную общность геополитической действительности, реализуются на практике. Во многом это обуславливается тем, что несмотря на накопленный многовековой опыт исторического развития человечества, сохраняется тенденция конфликтности надгосударственного взаимодействия. При таких обстоятельствах повышается актуальность международного вмешательства в соответствующие конфликты для целей их урегулирования, разрешения и минимизации возможных негативных последствий, поскольку конфликты представляют собой угрозу и дестабилизирующий фактор, как для отдельных соседних национальных государств, так и для целых регионов [9].

При этом в условиях осознания необходимость обеспечения мирного сосуществования государств-участников мирового сообщества активно распространена практика вовлечения в конфликт с целью его урегулирования и разрешения третьей стороны [5]. Однако в тех случаях, когда подобные медиативные начала не оказывают требуемого воздействия, применению подлежат принудительные механизмы — оказание давления путем введения экономических санкций, блокад и иных ограничительных мер.

Именно активное использование подобных механизмов со стороны западных государств приводит к тому, что исключительно важный фактор геополитического сотрудничества подменяется в настоящее время во взаимоотношениях с Российской Федерации милитаристскими и политическими интересами отдельных государств-участников мирового сообщества.

Таким образом, проведение в рамках представленной статьи характеристики условий и особенностей действия международных договоров в современных геополитических условиях на примере Российской Федерации, позволяет сделать вывод об исключительной важности объективных геополитических факторов в деле установления надгосударственного сотрудничества и взаимодействия государств, в целях обеспечения реализации их действительных национальных интересов, при недопустимости подмены соответствующих факторов частными интересами отдельных государств.

Литература:

  1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено на о. Корфу 24.06.1994) // Собрание законодательства РФ. 20.04.1998. № 16. ст. 1802.
  2. Бальхаева С. Б. Виды вступления в силу международных договоров Российской Федерации // С. Б. Бальхаева. — Журнал российского права. — 2011. — № 8. — С. 56–64.
  3. Воскресенский А. Д. Российско-китайские отношения в контексте азиатского вектора российской дипломатии (1990–2015) // А. Д. Воскресенский. — Сравнительная политика. — 2015. — № 1 (18). — С. 32–53.
  4. Киреева А. А.. Отношения России со странами Восточной Азии: новые вызовы и возможности // А. А. Киреева. — Вестник МГИМО. — 2014. — № 3 (36). — С 9–19.
  5. Лебедева М. Политическое урегулирование конфликтов: Учебное пособие/ М. Лебедева. — М.: Аспект-Пресс, — 1999. — 271 с.
  6. Международное частное право (Общая часть): Курс лекций/ Сост. Я. В. Радченко. — Тирасполь, 2017. — 116 с.
  7. Панов А. Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX — начале XXI века. / А. Н. Панов. — М.: Известия, 2007. 312 c.
  8. Россия и Европейский cоюз: учеб. пособие / под ред. С. М. Юна. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. — 330 с.
  9. Седляр Ю. А. Политика экономических санкций как инструмент урегулирования международных конфликтов. // Ю. А. Седляр. — Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2014. — № 9–10. — С.165–168.
  10. Современные российско-японские отношения и перспективы их развития / М.: Спецкнига, 2012. — 32 с.
  11. Устинова, Н. В. Геополитика: учеб. пособие / Н. В. Устинова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 90 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Япония, Китай, надгосударственное взаимодействие, государство, отношение, Российская Федерация, Соглашение, географическое положение, международный договор.


Задать вопрос