Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 08.07.2018

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Сарсенова, Э. А. Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии / Э. А. Сарсенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51956/ (дата обращения: 30.05.2020).



В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в период подросткового возраста.

Ключевые слова: глобальная гражданственность, непрерывное образование, непрерывный поиск и развитие, цели устойчивого развития.

Что такое педагогика? Российская педагогическая энциклопедия определяет педагогику как науку о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека. Современная трактовка с учетом принципов непрерывного образования поясняет, что педагогика — это наука о развитии жизненного опыта человека. В связи с этим определением у современных педагогов возникает несколько вопросов: что такое человек? Что такое жизненный опыт? Как включить развитие жизненного опыта в образовательный процесс?

Для начала разберемся в понятиях. Философия подходит к определению человека и его сущности многогранна, различия же начинаются еще с эпохи возрождения. В целом, все определения объединяет единое понятие: «Человек представляет собой единство биологических, психологических, социальных и духовно-культурных характеристик. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает его качественную целостность и своеобразие». Данное описание определяет образовательный процесс, как обучение социальных, культурных ценностей, воспитание психологических и биологических норм. Биологические нормы включают соответствие условий среды жизненным потребностям вида. Потребности индивида различны, тем более, от потребностей, которые пропагандировались во времена становления традиционного подхода к образованию, а именно в 19–20 веках. Как определить жизненный опыт в современных реалиях?

История философии определяет опыт, как категорию, фокусирующую целостность и универсальность педагогической деятельности как единства знания, навыка, чувства и воли, это единство чувственно-эмпирической деятельности (наблюдение, описание, поиск), то есть самостоятельная поисковая деятельность. Следуя логике определений, мы можем заключить основные требования современной педагогики: процесс непрерывного развития социальных и культурных ценностей, воспитание потребностей индивида в форме самостоятельной деятельности. Современный педагог вводит учеников в такой вид деятельности, который требует непрерывного процесса мышления, анализа (расчленение), синтеза (соединения) и рефлексии (самопознания, самонаблюдения и размышления). Насколько школьные модели преподавания соответствуют современным требованиям к развитию человека, как личности и индивидуальности?

Сегодня мы хотим поговорить о модели обучения учеников в период подростковой деятельности. Почему именно подростки? С точки зрения социологии, подростковая деятельности считается одной из самых активных не только в психологии, но и в социальной сфере. Современные подростки активно участвуют в митингах, агрессивно выражают свою точку зрения в социальных сетях, распространяют кибербуллинг, участвуют в переворотах и военных действиях. Общеизвестно стремление подростков к социализации в обществе, стремлению установления «собственного Я», самореализации. Пути самореализации в школе бывают труднодоступны: сухие формы оценивания по 5ти бальной шкале, устойчивые представления «двоечников» и «отличников» у учителей, однообразие постижения материала через скучные учебники, контрольные работы, которые проверяют лишь низший, репродуктивный уровень усвоения. Естественно, что подростки будут реализовывать свою «Я концепцию» через быстрые формы самореализации — интимную жизнь, силу и агрессию.

Каким образом можно выстроить урок так, чтобы подросток был вовлечен в учебную деятельность, которая выходила бы за рамки школы? Каким образом можно выстроить непрерывное развитие и рефлексию?

Ниже мы представляем авторскую модель учебной деятельности подростков, основанную на личностно-ориентированном развитии и технологии ТОГИС. Данная модель включает основные требования к построению образовательной, воспитательной деятельности: мотивацию, поиск, проблемный подход, дифференциацию, творчество и рефлексию.

Рис. 1 Образовательная модель «Непрерывный поиск и развитие», как способ планирование учебной деятельности подростков на основе личностно-ориентированного образования, автор: Сарсенова Э. А.

Мотивационный этап авторской модели включает образовательные цели, формирует личностные мотивы подростков, которые ведут к высшему уровню усвоения учебной деятельности. Включение целей устойчивого развития, принципов и ценностей глобальной гражданственности и непрерывного образования ЮНЕСКО является частью изучения культурных ценностей, социальных проблем, демонстрируя применение академических навыков во внеурочной деятельности.

Два этапа поисковой деятельности (формулирование поиска различными методами и демонстрация первичных результатов) входит в технологию деятельностно-ценностных учебных задач модели ТОГИС. Навыки поисковой деятельности ведут развитию мыслительных и критических навыков, а также определяют индивидуальное развитие подростка.

Включение «ситуаций успеха» и возможности самостоятельного планирования проектной деятельности, в качестве оценивания, дает возможность к положительному самоопределению «Я концепции», самореализации, как части развития.

Рефлексия, как заключительная и одновременно продолжающаяся стадия индивидуального и академического развития. Возможность демонстрации междисциплинарной интеграции, создания социального проекта или вопросов по расширению поиску ведет к развитию мыслительной деятельности и развитию ученика, как личности в рамках непрерывного образования.

Самостоятельный поиск и рефлексия ведут к независимому, самостоятельному поиску материала в форме групповой, коллективной и индивидуальной деятельности. Проектно-ориентированная деятельность обеспечивает образования от академического к практическому применению, формируя комплекс знаний, умений, навыков, а также развитие жизненного опыта подростка.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова — М.: «Академия», 1999. — 350 с.
  2. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсомнтас — М.: «Владос», 2004. — 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жизненный опыт, непрерывное образование, учебная деятельность, развитие, навык, учебная деятельность подростков, устойчивое развитие, современная педагогика, поисковая деятельность, подростковая деятельность, образовательный процесс, непрерывное развитие, какой образ, глобальная гражданственность, авторская модель, Непрерывный поиск, рефлексия.


Похожие статьи

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего...

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте...

Основные элементы модели информационно-образовательная среда, непрерывное образование, развитие ИКТ-компетентности педагога в ОУ, педагогический процесс, ученик и учебная деятельность, личность педагога.

Непрерывное образование как объективная необходимость...

непрерывное образование, развитие системы, жизнь, система, Российская Федерация, социальная среда, разностороннее развитие личности, образовательный процесс, образовательная деятельность, XIII-XIV.

Непрерывное образование как основоположное условие...

непрерывное образование является основной педагогической проблемой современного этапа мирового развития; сущность непрерывного образования следует понимать как пожизненный процесс, цель которого — всестороннее развитие человека, его биологического, социального...

Непрерывное образование как условие профессиональной...

Непрерывное образование - стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира [5]...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Метод проектов — это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в окружающей социальной действительности.

Какова модель социально — компетентностного подростка? 1. Знающий: - свои права и обязанности

Средства формирования и совершенствования учебной...

Обучение подростков учебной деятельности в призме позитивного восприятия мира и гражданской активности является важной задачей современного образования.

Образование взрослых в системе непрерывного образования.

Непрерывное образованиепроцесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Пути развития познавательного интереса у подростков

Многочисленное изучение деятельности подростка и его развития выявили особенности ребенка в этом возрасте.

Это может быть связано с несформированными у школьников навыками учебной деятельности.

Похожие статьи

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего...

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте...

Основные элементы модели информационно-образовательная среда, непрерывное образование, развитие ИКТ-компетентности педагога в ОУ, педагогический процесс, ученик и учебная деятельность, личность педагога.

Непрерывное образование как объективная необходимость...

непрерывное образование, развитие системы, жизнь, система, Российская Федерация, социальная среда, разностороннее развитие личности, образовательный процесс, образовательная деятельность, XIII-XIV.

Непрерывное образование как основоположное условие...

непрерывное образование является основной педагогической проблемой современного этапа мирового развития; сущность непрерывного образования следует понимать как пожизненный процесс, цель которого — всестороннее развитие человека, его биологического, социального...

Непрерывное образование как условие профессиональной...

Непрерывное образование - стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира [5]...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Метод проектов — это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в окружающей социальной действительности.

Какова модель социально — компетентностного подростка? 1. Знающий: - свои права и обязанности

Средства формирования и совершенствования учебной...

Обучение подростков учебной деятельности в призме позитивного восприятия мира и гражданской активности является важной задачей современного образования.

Образование взрослых в системе непрерывного образования.

Непрерывное образованиепроцесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Пути развития познавательного интереса у подростков

Многочисленное изучение деятельности подростка и его развития выявили особенности ребенка в этом возрасте.

Это может быть связано с несформированными у школьников навыками учебной деятельности.

Задать вопрос