Достижение обучающимися метапредметных результатов по физике посредством развития логического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.07.2018

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Семененко, Н. М. Достижение обучающимися метапредметных результатов по физике посредством развития логического мышления / Н. М. Семененко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51914/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает формирование логического мышления, у обучающихся способных осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в гармонии с природой, самостоятельно находить правильное решение в нестандартной ситуациях т. к. развитие логического мышления обучающихся является одним из метапредметных (УУД) и одна из важных и актуальных проблем на сегодняшний день.

Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, универсальные учебные действия, логическое мышление.

Новый Государственный стандарт предъявляет и новые требования к результатам основного образования. Важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий (УУД). Развитие логического мышления обучающихся является одним из метапредметных (УУД) и одна из важных и актуальных проблем на сегодняшний день, школа должна не только вооружать обучающихся глубокими, всесторонними и прочными знаниями, но и дать им навыки работы с этими знаниями, приобретения на их основе новых знаний, а также оптимизации способов понимания учебного материала. На современном этапе развития нашему обществу требуется воспитания творчески мыслящей личности, способной самостоятельно находить правильное решение в нестандартной ситуации. Для воспитания такой личности я обращаю внимание на развитие логического мышления, т. к. мышление расширяет границы познания, дает возможность судить о том, что человек не наблюдает, позволяет предвидеть явления, которые в данный момент не существуют. Великий ученый-физиолог Иван Павлович Павлов говорил: «Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс, свойственный только человеку». Умение мыслить логически — необходимое условие успешного усвоения учебного материала не только в школе, но и на последующих ступенях обучения. Развитие логического мышления призвано повысить мотивацию обучающихся к получению новых знаний, способствует повышению активности и инициативности обучающихся на уроке, но главное состоит в организации рациональной учебной деятельности обучающихся и формировании самостоятельности их мышления. Следовательно, на уроке необходимо научить, обучающихся работать с книгой, пользоваться Интернетом и другими источниками знаний, помогать, им вырабатывать самостоятельность мышления. Логическое мышлениеэто мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок — это процесс, в ходе которого человек прибегает к логическим понятиям, основанным на доказательности и рассудительности. Его цель — получить обоснованный вывод, исходя из «данности», то есть конкретных предпосылок. Выделяют три типа логических рассуждений: Образно-логическое. При нем ситуация «проигрывается» воображением, при этом мы вспоминаем образы задействованных предметов или особенности явлений, это можно назвать воображением. Абстрактное. Здесь, в ход идут категории, предметы или связи, которых нет в реальности (то есть абстракции). Словесное, при котором люди делятся своими логическими суждениями с окружающими. Здесь важна не только склонность к анализу, но и грамотная речь. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике — развитие учебно-познавательного энтузиазма обучающихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой обучающихся к восприятию нового учебного материала.

Установление причинно-следственных связей. Процесс, вскрытия причин физических явлений тесно связан со знанием самих явлений, условий их протекания и физических теорий, на основе которых должна быть вскрыта причина. Ряд логических операций и составляет основу таких познавательных процессов, как объяснение и предсказание явлений. Каждое изучаемое физическое явление нужно не только пронаблюдать, вскрыть условия протекания и на основе выявить внешние причины, но и объяснить механизм внутренних процессов, вызвавших или повлиявших на протекание наблюдаемого явления, установить связь между внешними и внутренними причинами и условиями. Для формирования причинно-следственных связей обучающимся предлагаются задания разных типов. Задания большей частью могут быть использованы в процессе урока, при закреплении учебного материала, а также при опросе обучающихся, если учитель хочет установить, насколько глубоко обучающийся понял изученный вопрос. Развитие логического мышления способствует повышению активности и инициативности, обучающихся на уроке. Полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний, которые закреплены в слова, поэтому оно ускоряет процесс усвоения знаний и применять в других областях знаний, не отделять физику от математики, химии, биологии, в новой обстановке, это можно сделать на уроке решения физических задач не как способе закрепления изученного материала, а как микромодель научного исследования, особенно экспериментальных и изобретательских задач.

Примеры:

Вопросы на выявления причинно-следственных связей можно включать в объяснения нового учебного материала или в решение тестов, задач.

Прием логической обработки результатов физических опытов. Цель: развивать познавательные интересы обучающихся, путем создания проблемной ситуации, воздействующей на эмоциональную сферу личности обучающихся. Задание1: Стальной шарик висит на нитке, привязанной к штативу (рис. 1). Затем под шарик подставили стакан с водой, и шарик оказался целиком в воде (рис. 2). Как изменились при этом сила натяжения нити и сила тяжести, действующая на шарик?

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/23_6.files/image001.jpg http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/23_6.files/image002.jpg

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Решение. При погружении шарика в воду на него начинает действовать выталкивающая сила воды (сила Архимеда), направленная вертикально вверх. Вследствие этого сила натяжения нити, равная изначально силе тяжести, также будет скомпенсирована выталкивающей силой Архимеда. Сила тяжести шарика, равная mg, остается неизменной, так как она зависит только от массы шарика. Ответ: 23.

Приемы практической направленности связаны с мыслительными операциями.

Задание 2

В цилиндрическом сосуде под поршнем находится газ. Поршень может перемещаться в сосуде без трения. На дне сосуда лежит стальной шарик (см. рисунок). Из сосуда выпускается половина газа при неизменной температуре. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения, верно описывающие данный процесс, и укажите их номера.

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/23_11.files/image001.jpg

1) Давление газа в сосуде остаётся неизменным.

2) Объём газа в этом процессе остаётся неизменным.

3) Плотность газа в этом процессе увеличивается.

4) Сила Архимеда, действующая на шарик, не изменяется.

5) Концентрация молекул газа в сосуде увеличивается.

Решение.

1) Поршень будет находиться в равновесии, если атмосферное давление, давящее на поршень, (плюс давление самого поршня) будет уравновешиваться давлением газа внутри сосуда. Если из сосуда выпустить половину газа, то это приведет к опусканию поршня, пока давление газа вновь не будет равно прежнему значению. Таким образом, давление в сосуде останется неизменным.

2) Объем, занимаемый газом, будет меньше, так как поршень опустится (см.п. 1).

3) Плотность газа — это отношение массы газа к занимаемому объему. При неизменной температуре и давлении эта величина остается неизменной.

4) Так как плотность газа не меняется (см. п. 3), то сила Архимеда, действующая на шарик, не изменится.

5) Концентрация газа — это среднее число молекул газа на единицу объема. При неизменной температуре и давлении эта величина остается неизменной. Ответ: 14.

Решая данные задания мы приходим к выводу, чтобы выполнить эксперимент обучающимся нужно выполнить следующие операции: анализ, чтобы установить: а) какие компоненты нужно в опыте менять, а какие- оставить постоянными, б)где причина явления, а где следствие, в) как регистрировать происходящие перемены, т. е. какие и где индикаторы поставить; индукцию, чтобы сформулировать вывод из полученных фактов; синтез информации, чтобы подготовить отчет или устное сообщение.

Тестирование на уроках физики начинаю с 7 класса после изучения тем. Тестирование в отношении не только запоминания, но и степени осмысления понятий имеет огромное значение как средство обучения и контроля. Это позволит обучающимся подготовиться к будущей итоговой аттестации. В основу тестов положены принципы, благодаря которым они являются не только контролирующими, но и обучающими:

‒ ситуационность — условие теста является кратким описанием определенной ситуации, одной из ключевых для данной темы;

‒ комплектность — вариантами ответов является утверждение относительно данной ситуации, которые требуют от обучающихся рассмотрения данной ситуации с разных сторон, поэтому правильных утверждений может быть несколько, и обучающийся должен внимательно продумать каждое утверждение, а не искать только правильное;

‒ дифференциация — обучающийся имеет возможность выбора заданий: даже для того, чтобы получить высшую оценку, ему не надо выполнять все задания

Умение мыслить логически ценно для всех, независимо от рода деятельности. Тренировка мышления помогает: Быстрее и точнее делать правильные выводы даже в нестандартных ситуациях; Исправлять собственные ошибки и оплошности других; Четко и емко излагать свои доводы; Убеждать собеседника, приводя нужные аргументы.

Логическое мышление: врожденное или приобретенное? Способность к логическим раздумьям — это черта, которую люди приобретают. Это подтверждают как психологи, так и другие специалисты. Никто не рождается с уже сформированным даром логического мышления.

Задания, направленные на работу ссуждениями

Задание 3

Дан график зависимости числа нераспавшихся ядер висмута http://self-edu.ru/htm/2018/ege2018_phis_30/files/9_20.files/image001.gif от времени. Чему равен период полураспада этого изотопа висмута?

http://self-edu.ru/htm/2018/ege2018_phis_30/files/9_20.files/image002.jpg

Решение.

Период полураспада — это время, за которое распадается ровно половина начального объема ядер изотопа. Из графика видно, что начальное число ядер равно http://self-edu.ru/htm/2018/ege2018_phis_30/files/9_20.files/image003.gif. Половина от этого числа соответствует моменту времени t=750 мин, следовательно, это и есть период полураспада.

Ответ: 750.

Задание 4.

В инерциальной системе отсчёта вдоль оси Ох движется тело массой 20 кг. На рисунке приведён график зависимости проекции скорости Vx этого тела от времени t. Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера

1) Модуль ускорения тела в промежутке времени от 0 до 20 с в два раза больше модуля ускорения тела в промежутке времени от 60 до 80 с.

2) В промежутке времени от 0 до 10 с тело переместилось на 20 м.

3) В момент времени 40 с равнодействующая сил, действующих на тело, равна 0.

4) В промежутке времени от 80 до 100 с импульс тела уменьшился на 60 кг • м/с.

5) Кинетическая энергия тела в промежутке времени от 10 до 20 с увеличилась в 2 раза.

Ответ: 34.

Задание 5.

Что является носителем тока в полупроводниках?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) электроны 2) ионы 3) электроны и дырки 4) электроны и ионы

При низких температурах основными носителями тока в полупроводниковом кристалле с акцепторной примесью являются дырки, а не основными носителями — электроны. Полупроводники, в которых концентрация дырок превышает концентрацию электронов проводимости, называют дырочными полупроводниками или полупроводниками р-типа

Ответ: 3

Логическое мышление является средством познания объективного мира, в процессе логического мышления происходит отражение мира в определенных формах и законах.

Задание 6.

Как горит свеча? Если подуть на пламя свечи, оно погаснет. Почему? будет ли гореть свеча в невесомости?

Ответ: Для горения необходим подток кислорода к испаряемому веществу свечи. В земных условиях этот подток, удаление продуктов горения осуществляется за счёт конвекции. Горячие газы, образующиеся в результате сгорания, лёгкие и поднимаются вверх, увлекая воздух снизу фитиля за счёт пониженного давления. Это и обеспечивает как подток свежего воздуха, так и удаление CO и CO2 из зоны реакции. Конвекции в невесомости не будет. Останутся подток воздуха за счёт слабых потоков воздуха в космическом корабле, подток за счёт расширения продуктов сгорания и за счёт диффузии. Эти процессы слабые, хватит ли их для горения можно выяснить только экспериментально. Такие эксперименты проводились на космической станции «Мир» в 1996 году. Оказалось, что свеча гореть в невесомости может, правда, не столько интенсивно. Пламя свечи будет выглядеть иначе: вместо вытянутой формы оно будет иметь сферическую форму. Причина понятна: в невесомости нет тепловой конвекции, поскольку для неё нужна выталкивающая сила, а значит, и гравитация. Свеча в невесомости горела иногда более 45 минут, причём задолго перед потуханием начинались самопроизвольные колебания пламени.

Из заданий мы видим, что законы логического мышления функционируют как принципы правильного рассуждения в процессе доказательства истинных суждений и теорий, а также опровержения ложных суждений и теорий. Под формами логического мышления понимаются понятия, суждения, умозаключения. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Логические знания и умения относятся к метапредметным достижениям обучающихся и очень важны для удовлетворения современных требований к уровню подготовки выпускников средней школы и у обучающихся будут развиты уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении физики. результаты эксперимента. Достижение обучающимися метапредметных результатов в изучении физики на основе развития логического мышления возможно при выполнении специальных видов заданий.

Литература:

  1. Браверман Э. М. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.3. Формирование образного и логического мышления, понимания, памяти. Развитие речи— М.: Ассоциация учителей физики, 2005. — 360 с.
  2. Полякова, Е. Н. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения физике [Текст]: дисс. … канд. пед. наук / Полякова Е. Н. — Курган: Курган. гос. ун-т, 2001. — 178
  3. https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8734/ Развитие логического мышления учащихся на уроках физики..
  4. https://www.dissercat.com/.../razvitie-logicheskogo-myshleniya-uchashchikhsya-v-protsesse-. Диссертация на тему «Развитие логического мышления учащихся...
  5. https://www.dslib.net/.../razvitie-logicheskogo-myshlenija-uchawihsja-v-processe-obuchenija Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения...
  6. https:// www.alsak.ru/item/276–5.html Янчик Н.К Развитие логического мышления учащихся — Alsak.ru
  7. https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32292 Формирование логическое мышления учащихся
  8. https://cyberleninka.ru/.../model-protsessa-formirovaniya-logicheskih-priemov-myshl... Сазонова Н. Г. Модель процесса формирования логических приемов мышления у учащихся.

9. https://www открытыйурок.рф/статьи/645106/ Роль физики в формировании научного мышления учащихся

10. https://www. diplomba.ru/work/103737 Развитие учащихся в процессе обучения физики

  1. https://www self-edu.ru/ege2018_phis_30.php ЕГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов М. Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, промежуток времени, учебный материал, задание, обучающийся, давление газа, неизменная температура, период полураспада, плотность газа, процесс.


Похожие статьи

Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка

В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.

Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности

В статье предложена система обучения ОБЖ, основанная на деятельностном подходе. Данный подход реализуется в процессе выполнения практических работ и решения трехуровневых ситуационных задач. Понимая, что правильность защитных действий от различных оп...

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Воображение-основа формирования прогнозирования

В статье представлен краткий обзор разных подходов к определению понятий «воображение» и «прогнозирование». Автором предпринята попытка решить вопрос о возможной взаимосвязи воображения и прогнозирования, о роли воображения в способности человека про...

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Похожие статьи

Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка

В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.

Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности

В статье предложена система обучения ОБЖ, основанная на деятельностном подходе. Данный подход реализуется в процессе выполнения практических работ и решения трехуровневых ситуационных задач. Понимая, что правильность защитных действий от различных оп...

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Воображение-основа формирования прогнозирования

В статье представлен краткий обзор разных подходов к определению понятий «воображение» и «прогнозирование». Автором предпринята попытка решить вопрос о возможной взаимосвязи воображения и прогнозирования, о роли воображения в способности человека про...

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Задать вопрос