Об Уде — самом древнем музыкальном инструменте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.07.2018

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Хасанов М. Р. Об Уде — самом древнем музыкальном инструменте // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 192-194. — URL https://moluch.ru/archive/212/51887/ (дата обращения: 20.04.2019).



Ключевые слова: уд, барбат, диапазон

Уд считается древнейшим музыкальным инструментом. Её первоначальная форма, которую мы знаем, отражена в прекрасно сохранившемся памятнике 1 века н. э., который был обнаружен в Айритаме. В исполнительской практике уд существовала у различных народов. У персидских народов она называлась уд, у китайцев — пипа, в Европе — лютня, у арабов — аль уд. уд арабское слово, которое имеет различные лексические значения. Во-первых, уд — это название дерева с черной древесиной. Бытует мнение, что уд первоначально изготавливался именно из этого дерева. Во-вторых, форма уд восходит к выражению «ийд», обозначающий праздник, веселье, гулянье. При этом уд может использоваться в качестве слова, обозначающего жизнерадостность, веселье.

В некоторых источниках есть сведения, что первоначальное название уда было «Барбат». Оно состояло из двух слов, обозначающие Бар — стан, бат — гусь. Барбат — это музыкальный инструмент с большим шаром и коротким грифом. Из-за того, что его форма имела сходство с гусем, его называли барбат. Во многих источниках говорится, что барбат является основой для всех струнных инструментов. Отмечается, что его следующая усовершенствованная форма и является “удом”.

Уд с древних времен был популярен среди исполнителей. Он служил для таких средневековых ученых, как Фараби, Урмави основа для научных исследований по музыке. К XVI-XVII вв. из-за того, что вместо уда начали использовать другие инструменты, его стали использовать мало.

В Узбекистане в 70–80 х. гг. ХХ века музыкальный инструмент уд был восстановлен и нашел свое достойное место среди остальных музыкальных инструментов, а также широко распространен среди сольных исполнителей [1, С.14–32].

У инструмента уд имеется большой шар с большим резонатором и гриф с коротким несвязанным ладом. Шар, обычно, изготавливается из 10–12 круглых дощечек, пропорционально прикрепленных друг к другу, на поверхность которых приклеивается крышка. Крышка имеет 3 отверстия, которые обеспечивают движение звука и покрываются узорами. Кобылка инструмента тоже прочно прикрепляется к крышке. Гриф инструмента прочно прикрепляется к шару. На месте, где он начинается, имеется часть с ушками. В нем расположены ушки для натягивания 11 струн (5 — в левой, 6 — в правой частях).

Картинки по запросу уд

Рис. 1. Инструмент уд

Диапазон уда составляет 2 октавы:

уд имеет 5 парных и 1 единственную струну. Его ряды между 1,2,3 и 4 струнами настраиваются под кварту-интервал. А ряды между 4 и 5, 5 и 6 струнами настраиваются под секунду-интервал, т. е. между 1 тоном. А в современном узбекском удовом инструментарии, учитывая удобства в исполнении макомов, ряды между 4 и 5 струнами из секунды изменены в кварту.

В настоящее время уд настраивается таким образом:

В уде струны первоначально изготавливались из скрученных ниток. А сейчас верхние 1,2,3 струны уда изготовлены из искусственного каучука или капрона, а 4,5 и 6 — из скрученной шелковой нити, которая покрыта медью. Инструмент исполняется с специально подготовленным штативом [2].

В общем, над этим инструментом иногда идут споры. Случаи, когда его связывают с одним регионом, по нашему мнению, не имеют основы. Потому что в появлении и распространении древних музыкальных инструментов никогда не участвует одна территория.

Литература:

  1. Ражабов И. Об инструменте “Уд”. “О макомах”, — Т., 1963.
  2. Бегматов С., Матякубов М. Узбекские традиционные инструменты. Учебное пособие для колледжей искусств и академических лицеев. Изд. ООО “Янги нашр”. Ташкент, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): XVI-XVII, инструмент, инструмент уд, уды.


Похожие статьи

Рабочие инструменты древнего стеклодела | Статья в журнале...

Какими инструментами пользовались стеклоделы в глубокой древности документально

О ножницах нет упоминания у Теофила, но Петер Мэнсон (XVI в.) и Агрикола (XVI в.) о них

Ф. Шулер пишет, что кресло не применялось до Меррета, т. е. до середины XVII в., и по крайней...

Средства и приемы реализации межпредметных связей...

О необходимости учета взаимосвязи между предметами говорится еще в трудах выдающихся педагогов XVII-XIX вв.

На УД «Инженерная графика» использую несколько видов и способов создания межпредметных проблемных ситуаций.

Темурийлар даври илмида мусиқанинг санъат турига айланиши

Масалан, уд (ёғочдан фойдаланилган дарахт номига кўра) созини араблар нафақат Шарққа, балки Ғарбга ҳам тарқатишган (льюто, лютня ва бошқалар шу асбобдан келиб чиққан).

Основные термины (генерируются автоматически): XVI-XVII, бор, улар.

Хомус как материальное и культурное наследие предков

В Европе с XVI в. До настоящего времени варган занимает высокое место среди иерархии музыкальных инструментов. Рис.1. Различные образцы варгана. Сохранилось множество исторических фактов об исполнителях XVII -XIX вв.

История создания и современное производство нивелира

Одним из первых геодезических инструментов можно считать нивелир. История существования этого устройства насчитывает тысячи лет.

приведено в работах Герона Александрийского во II веке до н. э. В простейшем виде нивелир просуществовал вплоть до XVII века, в XVII веке...

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса...

А объяснение маримбы как «собирательное название самозвучащих музыкальных инструментов» будет недостаточным по сравнению с

Создатели «drammapermusica», анализируя высказывания античных философов и поэтов, в конце XVI века сделали вывод, что...

Похожие статьи

Рабочие инструменты древнего стеклодела | Статья в журнале...

Какими инструментами пользовались стеклоделы в глубокой древности документально

О ножницах нет упоминания у Теофила, но Петер Мэнсон (XVI в.) и Агрикола (XVI в.) о них

Ф. Шулер пишет, что кресло не применялось до Меррета, т. е. до середины XVII в., и по крайней...

Средства и приемы реализации межпредметных связей...

О необходимости учета взаимосвязи между предметами говорится еще в трудах выдающихся педагогов XVII-XIX вв.

На УД «Инженерная графика» использую несколько видов и способов создания межпредметных проблемных ситуаций.

Темурийлар даври илмида мусиқанинг санъат турига айланиши

Масалан, уд (ёғочдан фойдаланилган дарахт номига кўра) созини араблар нафақат Шарққа, балки Ғарбга ҳам тарқатишган (льюто, лютня ва бошқалар шу асбобдан келиб чиққан).

Основные термины (генерируются автоматически): XVI-XVII, бор, улар.

Хомус как материальное и культурное наследие предков

В Европе с XVI в. До настоящего времени варган занимает высокое место среди иерархии музыкальных инструментов. Рис.1. Различные образцы варгана. Сохранилось множество исторических фактов об исполнителях XVII -XIX вв.

История создания и современное производство нивелира

Одним из первых геодезических инструментов можно считать нивелир. История существования этого устройства насчитывает тысячи лет.

приведено в работах Герона Александрийского во II веке до н. э. В простейшем виде нивелир просуществовал вплоть до XVII века, в XVII веке...

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса...

А объяснение маримбы как «собирательное название самозвучащих музыкальных инструментов» будет недостаточным по сравнению с

Создатели «drammapermusica», анализируя высказывания античных философов и поэтов, в конце XVI века сделали вывод, что...

Задать вопрос