Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов

Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направления. Разработана система формирования готовности к оценочной деятельности так же обосновывается смысл процесса формирования, содержание и факторы, влияющие на данный процесс.
Поделиться в социальных сетях
52 просмотра
Библиографическое описание

Позднякова, Ж. С. Формирование готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических вузов / Ж. С. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51800/ (дата обращения: 05.08.2021).



Статья рассматривает актуальную проблематику формирования готовности к оценочной деятельности. Рассматривается особенности навыков оценочной деятельности, определены компоненты готовности к оценочной деятельности обучающегося экономического направления. Разработана система формирования готовности к оценочной деятельности так же обосновывается смысл процесса формирования, содержание и факторы, влияющие на данный процесс.

Ключевые слова: система, оценочная деятельность, формирование, навыки, обучающийся, факторы, высшее образование.

Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты экономических вузов обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. Поэтому важным является обеспечение единого процесса воспитания и обучения итогом, которого становится разностороннее развитие личности обучающегося, формирование его профессиональной готовности и личных качеств.

Востребованность обществом специалистов, готовых к оцениванию явлений и процессов общественной жизни, влияющих на профессиональную сферу, ставит перед высшими учебными заведениями задачу необходимости формирования готовности студентов к оценочной деятельности как важной составляющей широкого спектра профессиональных качеств выпускников.

Оценочная деятельность может осуществляться как самостоятельный вид деятельности (при решении задач на оценивание ситуации), так и иметь прикладной характер в познавательном, учебном, профессиональном и других процессах.

Теоретический анализ данных диссертационных работ последних лет, тематика которых связана с оценочной деятельностью обучающихся, показал, что главная функция выпускника экономического факультета — это готовность осуществлять управление процессами производства, развития организации, умение анализировать состояние рынка, осуществлять мониторинг экономической ситуации в стране и мире.

Отечественными и зарубежными учеными достаточно полно разработаны многие аспекты оценивания:

– структура и функции оценивания (Г.Б..Ананьев, Б.Ф..Ломов, Ж..Пиаже, Ю. М. Забродин, А. А. Понукалин, Л. М. Фридман);

– роль возрастных особенностей обучаемых в формировании оценочных шкал (Б. С. Круглов, В. В. Гузеев, Ж. Пиаже);

– оценивание как компонент теоретического мышления (В.И..Андреев, В. В. Гузеев, Б. Блум, Д. Гилфорд);

– оценочная деятельность как вид психологической активности (Ю.М..Забродин, А. А. Понукалин, М. Лукьянова);

– практический опыт формирования умения оценивать ход и результаты учебной деятельности с помощью различных оценочных шкал (Ш. А. Амонашвили, Т. В. Галкина, В. П. Симонов);

– статистические исследования сформированности оценочной деятельности в юношеском возрасте (Б. С. Круглов, Е. А. Савченко).

Вместе с тем, несмотря на серьезное внимание ученых к оценочной деятельности, проблема ее формирования у студентов высших учебных заведений остается открытой.

В своем исследовании мы определяем готовность к оценочной деятельности как интегрированный результат личных качеств и профессиональной подготовки, характеризующий способность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе управления и в ситуациях, требующих оценочного воздействия с использованием знаний и учебного опыта, ценностей, способностей и наклонностей.

Само понятие «оценочная деятельность» включает в себя:

– цель, которая предполагает формирование у обучающегося оценочного суждения;

– мотив, определяющийся потребностью, удовлетворение которой возможно только через оценку ситуации;

– результат оценочной деятельности, который должен характеризоваться определенной степенью объективности.

Нами в оценочной деятельности были выделены следующие элементы:

– профессиональные знания (блок дисциплин профессионального цикла базовой части: «Маркетинг», «Общая теория менеджмента», «Методы принятия управленческих решении» изучающие общественные, управленческие и организационные отношения, которые представляют собой материальный эквивалент знаниям, нормам, правилам;

– информационно-аналитическая деятельность (блок дисциплин профессионального цикла вариативной части: «Исследование систем управления», «Финансовый менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Корпоративная социальная ответственность» изучающие применение экономических методов для осуществления деятельности в коммерческих и некоммерческих организациях.

– учебная (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), производственная (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая, педагогическая практика, научно-исследовательская работа)) и производственная (преддипломная) практики.

Сам механизм формирования готовности к оценочной деятельности можно представить следующим образом:

– формирование профессиональных знаний, управленческих концепций, проектов и программ;

– развитие потребности в готовности к оценочной деятельности;

– мотивация творческой и инновационной деятельности;

– целенаправленная оценочная активность обучающегося;

– понимание необходимости формирования готовности к оценочной деятельности с целью осуществления профессиональной деятельности.

Анализ Федерального Государственного стандарта высшего профессионального образования позволяет сделать вывод, что среди дисциплин базовой и вариативной нет практически, ни одной профессиональной дисциплины, в которой четко были бы определены навыки, знания и умения, необходимые бакалавру экономического направления в области оценочной деятельности. И именно здесь формирование готовности к оценочной деятельности обучающегося становится педагогической проблемой.

Изучение программ профессиональной подготовки бакалавров экономических направлении показало, что существенный спектр навыков, знаний и умений в области оценочной деятельности у обучающихся не формируется.

В нашем исследовании мы реализовали систему формирования готовности к оценочной деятельности средствами дисциплин профессионального цикла базовой и вариативной части.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагога и студента, конечной своей целью имеющее формирование определенного уровня готовности к оценочной деятельности, соответствующего социальному заказу.

Формирование готовности к оценочной деятельности личности имеет управляемый, контролируемый характер, где мы руководствовались сознательными намерениями, по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами

Под содержанием процесса формирования мы понимаем систему знаний, умений и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с поставленными целями и задачами [3].

В нашем исследовании формирование готовности к оценочной деятельности обучающихся экономических направлении понимается нами как социально-педагогическая система, и, как всякая педагогическая система, она представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, объединенных единой целью и единством управления, обеспечивающих развитие личности студентов.

Основной базой исследования послужил ОУ ВО «Южно — Уральский институт управления и экономики» (студенты очной формы обучения экономических направлении).

По результатам констатирующего эксперимента были сформированы контрольная (53 человека, где учебный процесс осуществлялся по общепринятому традиционному подходу) и экспериментальные группы (30 человек, 25 и 40 человек, где учебный процесс имел личностно — деятельностную направленность). С каждой группой работа велась с 1 по 3 семестр.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования:

  1. Опрос обучающихся по специально разработанной анкете, выявляющей понимание необходимости формирования готовности к оценочной деятельности, а так же выявляющей удовлетворенность и мотивационную направленность на данный процесс;
  2. Оценка владения полученными теоретическими знаниями и практическими навыками по блоку дисциплин профессионального цикла базовой и вариативной части;
  3. Методики психолого-педагогической диагностики;
  4. Оценка уровня сформированности оценочной деятельности на основе применения разработанного учебно-методического комплекса.

Наиболее точно оценить уровни сформированности оценочной деятельности студентов экономического ВУЗа в процессе их подготовки возможно с помощью следующей совокупности критериев:

  1. Количество правильно выполненных действий;
  2. Качество выполнения действий;
  3. Интерес к оценочной деятельности, полученные знания, их полнота и качество.

Эти критерии использовались методом наблюдения за самостоятельной аудиторной работой студентов во время практических занятий и во время консультаций, анализировались результаты отдельных действий студентов при выполнении ими каждой конкретной работы, а также применялась система вопросов по теории и практике.

Уровень сформированности оценочной деятельности оценивался по степени решения ситуационных задач текущего этапа и тестирования. Контроль и оценка достигнутых результатов проводились во время аудиторных занятий и на основании самостоятельной работы студентов, что позволяло корректировать свои действия и дифференцированно подбирать уровень сложности последующих заданий [2].

Эффективному формированию оценочной деятельности способствовало вовлечение студентов в беседы о социальной и личной значимости выбранной профессии, о предоставляемых ею социальных возможностях, а также создание психолого-педагогических условий: гуманизация процесса обучения, аксиологическая ориентация, личностно — деятельностный процесс подготовки.

Обсуждение результатов индивидуально выполненных самостоятельных работ стимулировало формирование у студентов адекватной самооценки и активизировало потребность в профессиональном росте.

Возникновению и закреплению положительных эмоций относительно профессионально-педагогической деятельности способствовал общий морально-психологический климат в коллективе, обоснование преподавателем необходимости для профессионального развития выполняемых учебных работ и осознание студентами их личной значимости.

Литература:

  1. Багирова, З. К. Сущность управленческой культуры будущего руководителя в образовании: [Текст] / З. К. Багирова, Г. М. Гаджиев // Омский науч. вестник.- Омск, 2007. — № 4.- С. 23–26.
  2. Позднякова Ж. С. Развитие навыков управленческой культуры у студентов-менеджеров //Казанская наука № 11.- Казань, 2012.-с.294–296
  3. Позднякова Ж. С. О системе формирования управленческой культуры студента-будущего менеджера // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2012. № 1. с.50–54

основные термины

генерируются автоматически
система, оценочная деятельность, формирование, навыки, обучающийся, факторы, высшее образование
Похожие статьи
Позднякова Жанна Сергеевна
Использование активных методов обучения в формировании готовности к оценочной деятельности
Педагогика
2017
Сиднева Ирина Евгеньевна
Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности
Педагогические науки
2013
Даржания Анна Дмитриевна
Критерии и уровни сформированности организационно-управленческих умений у студентов профессионального колледжа
Педагогика
2009
Касаткина Наталья Степановна
Ситуационная задача как средство оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов
Педагогические науки
2017
Колесник Наталия Евгеньевна
Проектирование содержания общеобразовательных предметов для формирования профессионально важных качеств обучающихся СПО
Педагогика
2012
Некрасова Светлана Викторовна
Формирование профессиональной компетентности обучающихся
Педагогика
2016
Залуцкая Галина Феликсовна
Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов
Спецвыпуск
2016
Титаренко Сергей Александрович
Контрольно-оценочные средства как мера форсированности профессиональных и общих компетенций
Педагогические науки
2013
Харитонова Светлана Сергеевна
Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)
Теория и методика профессионального образования
2017
публикация
№26 (212) июнь 2018 г.
дата публикации
июнь 2018 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Позднякова Жанна Сергеевна
Использование активных методов обучения в формировании готовности к оценочной деятельности
Педагогика
2017
Сиднева Ирина Евгеньевна
Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности
Педагогические науки
2013
Даржания Анна Дмитриевна
Критерии и уровни сформированности организационно-управленческих умений у студентов профессионального колледжа
Педагогика
2009
Касаткина Наталья Степановна
Ситуационная задача как средство оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов
Педагогические науки
2017
Колесник Наталия Евгеньевна
Проектирование содержания общеобразовательных предметов для формирования профессионально важных качеств обучающихся СПО
Педагогика
2012
Некрасова Светлана Викторовна
Формирование профессиональной компетентности обучающихся
Педагогика
2016
Залуцкая Галина Феликсовна
Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов
Спецвыпуск
2016
Титаренко Сергей Александрович
Контрольно-оценочные средства как мера форсированности профессиональных и общих компетенций
Педагогические науки
2013
Харитонова Светлана Сергеевна
Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)
Теория и методика профессионального образования
2017