Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.07.2018

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Чепуркова, И. Э. Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе / И. Э. Чепуркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51774/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматривается роль личностно ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Ключевые слова: языковая компетенция, творчество, познавательная деятельность, принцип визуализации, проект, сценарий, текст, мыслительная деятельность, интенсификация обучения, самостоятельность, интеллектуальная активность.

В федеральном государственном образовательном стандарте поставлена цель: развитие коммуникативной и языковой компетенции на основе личностно-ориентированного подхода. При таком методе обучения возможно подготовить человека умелого, владеющего не только знаниями, но и технологией их получения.

Личностно ориентированное обучение позволяет преподавателю включить обучающихся в творческую, познавательную деятельность в соответствии со способностями и склонностями развития. Такое обучение развивает у детей желание выразить себя и стимулирует творческую деятельность. Мой опыт работы показывает, что только творческая деятельность может способствовать познанию и развитию способностей.

Основную идею этого метода — создание условий для активной совместной учебной деятельности в разных ситуациях — я реализую с помощью нестандартных творческих заданий.

Одно из них основано на принципе визуализации. Принцип визуализации был положен в основу учебника выдающегося педагога Я.Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» еще в 1950-х годах. [1]

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Этот принцип я использую для создания образа слова, который позволяет прочно усвоить его написание.

Рис. 1. Образ слова

Производительность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой канал восприятия информации, поэтому для интенсификации обучения и повышения качества знаний я даю обучающимся задание — создать видеоролики.

Видеоролики способствуют обогащению словарного запаса, расширению общего кругозора обучающихся. Во время разработки ролика возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже пассивный ученик становится активным, потому что для создания фильма необходимо приложить определенные усилия. Можно конструировать биографические, краеведческие, литературоведческие фильмы.

Рис. 2. Видеролик на стихи Б. Пастернака

Широко использую исследовательский метод, развивающий способность анализировать, обобщать, самостоятельно выводить закономерности в процессе квалификации материала, высказывать предположения, рассуждать вслух. Итог исследовательской работы — результат детского самовыражения в слове — создание различных проектов и научно-исследовательских работ. Одним из таких проектов является работа по картине художника. Ученики подбирают стихотворение к картине и пишут эссе.

Рис. 3. Творческий проект по картине

С увлечением дети создают различные сценарии. Написание сценария — это возможность мыслить творчески. Ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

Развивать творческие способности обучающихся мне помогла книга Ильева В.А, который считал сильным мотивом для обучения театральную постановку, позволяющую развить навыки устной речи. [2] Задания можно давать различного творческого характера. Например, взять в руки предмет, принадлежащий какому-либо персонажу, и произнести текст, или, глядя в зеркало, играть роль. При этом сложные роли следует предлагать ученикам с заниженной самооценкой для того чтобы они почувствовали уверенность в себе. Входя в роль, дети иногда вступают в другой, более глубокий контакт с самими собой и открывают в себе новые грани.

Именно такие задания помогают обучающимся развить мыслительную деятельность, обогатить словарный запас, способствуют развитию интереса к обучению.

Результат такой работы — развитие интеллектуальной активности, самостоятельности.

Литература:

  1. Коменский, Ян Амос. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Пер. с латин. Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступ. статьей [с. 3–22] проф. А. А. Красновского. — 2-е изд. — Москва: Учпедгиз, 1957. — 351 с.
  2. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. — М.,1993.
Основные термины (генерируются автоматически): принцип визуализации, интеллектуальная активность, интенсификация обучения, мыслительная деятельность, ориентированное обучение, познавательная деятельность, творческая деятельность, языковая компетенция.


Похожие статьи

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших...

Формирование ключевых компетентностей становится сегодня главной целью обучения, так как дает возможность ученику повысить свои учебные достижения. В своей деятельности я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций

Особенности развития иноязычной познавательной активности...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная деятельность, процесс формирования, процесс обучения, профессиональное мастерство... Подпишитесь на нашу рассылку

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Активизация учебно-познавательной деятельности понимается сегодня как...

Особенности формирования и современные технологии обучения...

Современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности как основа формирования языковой компетенции.

Таким образом, построение лингвистической и языковой компетенций основано на коммуникативном принципе.

К вопросу о структуре познавательной компетентности

Компетентность в познавательной деятельности являлась объектом изучения таких

Принимая во внимание принцип единства содержания и формы, мы решили соотнести

– «совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности...

Интерактивное обучение как средство развития...

В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения, необходимое и обязательное их будущей деятельности специалистов, профессиональной мобильностью...

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Автор: Мишин Александр Николаевич.

использование принципов проблемного обучения как развивающего, ориентированного на формирование познавательной самостоятельности учащихся...

Принципы построения театральной технологии обучения...

принцип учебной деятельности и творческой активности. Известно, что главным возбудителем сценических переживаний ученика актёра является действия, которые перерастают в практическую учебную деятельность на иностранном языке.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Похожие статьи

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших...

Формирование ключевых компетентностей становится сегодня главной целью обучения, так как дает возможность ученику повысить свои учебные достижения. В своей деятельности я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций

Особенности развития иноязычной познавательной активности...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная деятельность, процесс формирования, процесс обучения, профессиональное мастерство... Подпишитесь на нашу рассылку

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Активизация учебно-познавательной деятельности понимается сегодня как...

Особенности формирования и современные технологии обучения...

Современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности как основа формирования языковой компетенции.

Таким образом, построение лингвистической и языковой компетенций основано на коммуникативном принципе.

К вопросу о структуре познавательной компетентности

Компетентность в познавательной деятельности являлась объектом изучения таких

Принимая во внимание принцип единства содержания и формы, мы решили соотнести

– «совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности...

Интерактивное обучение как средство развития...

В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения, необходимое и обязательное их будущей деятельности специалистов, профессиональной мобильностью...

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Автор: Мишин Александр Николаевич.

использование принципов проблемного обучения как развивающего, ориентированного на формирование познавательной самостоятельности учащихся...

Принципы построения театральной технологии обучения...

принцип учебной деятельности и творческой активности. Известно, что главным возбудителем сценических переживаний ученика актёра является действия, которые перерастают в практическую учебную деятельность на иностранном языке.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Задать вопрос