Формирование эффективной финансовой стратегии ПАО «Газпром» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.11.2018

Статья просмотрена: 1816 раз

Библиографическое описание:

Роговцова, П. К. Формирование эффективной финансовой стратегии ПАО «Газпром» / П. К. Роговцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 276-280. — URL: https://moluch.ru/archive/233/49241/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одним из самых ключевых факторов успеха компании являются конкурентоспособность и рост. Однако, и разработка финансовых стратегий играет не самую последнюю роль в развитии компании. На протяжении последних десяти лет финансовые стратегии набирают обороты в своей актуальности и становится основой роста и продвижения организации, выступая не только механизмом борьбы с конкурентами, но и средством модернизации, инновации и инвестиционного развития.

Ключевые слова: финансовая стратегия, эффективность, инвестирование

Функционирование компании в конкурентной среде заставляет менеджмент уделять особое внимание эффективности операционной деятельности, что достигается, прежде всего, с помощью анализа финансовых показателей и отдачи на вложенный в реализацию инвестиционных проектов капитал. [4; с. 21]

На протяжении последних двух лет конъюнктурные колебания на рынке энергоресурсов оказывают существенное влияние на капитализацию корпораций в сегменте ТЭК (рис. 1)

Рис. 1. Рейтинг капитализации крупнейших российских компаний по итогам 2016 г.

В этих условиях капитализация холдинга ПАО «Газпром» по итогам 2016 г. снизилась на 20 %, что больше ближайших конкурентов на российском рынке (ПАО «Лукойл» -18,1 %, ПАО «НК «Роснефть» +1,2 %) и среднерыночных темпов (-4,8 %) соответственно.

В этих условиях для сохранения лидирующих позиций на отечественном рынке и ведущих позиций на мировом, компании требуется разработка и принятие мер по повышению бизнес-процессов корпорации. Эффективным инструментом повышения эффективности компании в международной практике является финансовая стратегия компании, устанавливающая целевые ориентиры на среднесрочную перспективу и предлагающая инструменты реализации поставленных задач. Анализ трендов мирового рынка энергоресурсов признается неотъемлемым элементом финансовой стратегии и позволяет предвидеть негативные изменения спроса и предложения на энергоресурсы и оперативно реагировать на подобные угрозы.

В целях повышения своей конкурентоспособности, увеличения прибыли и повышения эффективности, компания разрабатывает и реализует финансовую стратегию. Финансовая стратегия предполагает выявление источников вложения капитала компании и планирование извлекаемой из участия в проектах прибыли. Успешная реализация инвестиционных проектов строится на основе концепции стратегического управления.

Сущность концепции стратегического управления заключается в разграничении следующих видов стратегий развития предприятия: корпоративная стратегия, стратегия бизнес –единиц, функциональная стратегия. Модель концепции стратегического управления предприятием представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Модель концепции стратегического управления предприятием

Первым этапом реализации концепции является внедрение корпоративной стратегии, определяющей ключевые перспективы и направления деятельности компании. Последующие этапы включают разработку положений стратегии бизнес — единиц, направленной на рост конкурентоспособности бизнес-направлений компании, предполагающее увеличение рентабельности капитала. Заключительным этапом становится принятие функциональной стратегии с учетом специфики деятельности предприятия. [2; с. 18]

Стратегической целью ПАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.

Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

В этой связи, доминантным направлением развития компании являются:

– формирование финансовых ресурсов (выявление потенциальных финансовых ресурсов компании, соответствующих задачам компании);

– эффективное использование ресурсов компании, выявление проектных рисков и расчет доходности проектов компании, рациональное распределение ресурсов в соответствии с решаемыми задачами);

– обеспечение экономической безопасности компании (обеспечение финансовой устойчивости компании в процессе осуществления хозяйственной деятельности);

– повышения качества управления финансовой деятельностью компании в соответствии с выбранной стратегией на среднесрочную и долгосрочную перспективу [1; с.72].

Реализация данных направлений требует от компании четкого целеполагания, предусматривающего разработку целей финансовой стратегии, задач, направленных на достижение установленных целей и инструментов реализации стратегических целей.

Цели финансовой стратегии компании отражены на рисунке 3.

Рис. 3. Цели финансовой стратегии предприятия

Вместе с тем, разработка эффективной финансовой стратегии для компании должна предусматривать и учет внешних факторов, оказывающих существенное влияние на поведение в конкурентной среде. [5; с. 156].

Исторически в длительном периоде в отличие от короткого все производственные ресурсы являются переменными. Поэтому и отдельное предприятие, и совершенно конкурентная отрасль в целом могут в целях максимизации прибыли изменять объемы применяемых ресурсов. Во-первых, в длительном периоде всякое предприятие имеет возможность выбора производственной мощности, а значит, и большую, чем в коротком периоде, возможность изменять объем выпуска. Во-вторых, благодаря свободе входа в отрасль и выхода из нее одни предприятия покинут рынок данного товара, тогда как другие, привлеченные возможностью получить высокую прибыль, войдут в него. Таким образом, изменение числа предприятий, ищущих максимум прибыли на рынке, является важным фактором достижения равновесия длительного периода на совершенно конкурентном рынке. Факторами, способствующими взрывному росту производных экономических показателей на предприятии, являются волатильность цен, глобализация рынков, технологические разработки и достижения в финансовых теориях.

  1. Волатильность цен [1, с. 17]

Цена — это то, что платит за приобретение или использование чего-то ценного покупатель. Объекты, имеющие стоимость, возможно, товары, местную валюту или иностранную валюту. Концепция цены понятна почти каждому, когда мы обсуждаем сырьевые товары. Плата за покупку продовольствия зерном, нефтью, бензином, металлом и т. Д. Цена, которую платит за использование единицы денег других людей, называется процентной ставкой. И цена, которую вы платите в собственной валюте за единицу другой валюты, называется обменным курсом.

Цены обычно определяются рыночными силами. На рынке потребители имеют «спрос», а производители или поставщики имеют «предложение», а коллективное взаимодействие спроса и предложения на рынке определяет цену. Эти факторы постоянно взаимодействуют на рынке, вызывая изменения в цене за короткий промежуток времени. Такие изменения в цене называются «ценовой волатильностью». Это имеет три фактора: скорость изменения цен, частота изменений цен и величина изменения цены.

Изменения в факторах, влияющих на спрос и предложение, приводят к корректировке рынка путем изменения цен. Эти изменения цен выставляют отдельных лиц, производящих фирмы и правительства на значительные риски. Разрыв соглашения BRETTON WOODS привел и положил конец стабилизирующей роли фиксированных обменных курсов и конвертируемости золота в долларах. Глобализация рынков и быстрая индустриализация многих слаборазвитых стран внесли на рынки новый масштаб и масштабы. Народы, которые были бедными, внезапно стали основным источником поставок товаров. Мексиканский кризис в юго-восточно-азиатском валютном кризисе 1990-х годов также вызвал фактор волатильности цен на поверхности. Появление телекоммуникаций и обработки данных быстро покупало информацию на рынках. Информация, которая потребовала бы месяцев, чтобы воздействовать на рынок раньше, теперь может быть получена в моменты моментов. Даже владельцы акций подвержены риску изменения цен на корпоративную акцию.

Этот риск волатильности цены усилил использование производных инструментов, таких как фьючерсы и опционы, поскольку эти инструменты можно использовать в качестве хеджирования для защиты от неблагоприятных изменений цен в товарной, иностранной валюте, долевых акциях и облигациях.

  1. Глобализация рынков

Раньше руководителям приходилось решать внутренние экономические проблемы. То, что произошло в другой части мира, было в основном неактуальным. В настоящее время глобализация увеличила размеры рынков и значительно повысила конкуренцию. Это принесло пользу потребителям, которые не могут получить более качественные товары по более низкой цене. Он также подвергает современный бизнес значительным рискам и во многих случаях приводит к сокращению прибыли.

  1. Технологические достижения

Значительный рост производственных инструментов был обусловлен технологическим прорывом. Достижения в этой области включают разработку высокоскоростных процессоров, сетевых систем и расширенный метод ввода данных. Тесно связанные с достижениями в области компьютерных технологий являются достижения в области телекоммуникаций. Улучшение коммуникаций позволяет осуществлять мгновенную всемирную конференцию, передачу данных по спутнику. В то же время были значительные успехи в программном обеспечении, без которого компьютерные и телекоммуникационные достижения не имели бы смысла. Это способствовало более быстрому перемещению информации и, следовательно, ее мгновенному влиянию на рыночную цену.

Хотя чувствительность цен к рыночным силам выгодна экономике, так как в целом ресурсы быстро перемещаются в более продуктивное использование и улучшают нормированную сверхурочную работу, более высокая волатильность цен подвергает производителей и потребителей повышенному ценовому риску. Эффект этого риска может легко уничтожить бизнес, который в противном случае хорошо управляется. Производные инструменты могут помочь фирме управлять ценовым риском, присущим рыночной экономике. В той мере, в какой технологические разработки увеличивают волатильность, производные инструменты и инструменты управления рисками становятся намного важнее.

Таким образом, эффективная финансовая стратегия ПАО «Газпром» должна учитывать не только особенности развития компании, но и конкурентную среду рынков, на которых компания собирается вести свою деятельность, а также влияние множества внешних факторов, которые компания не всегда способна контролировать, но учитывать должна.

Только принимая во внимания все эти моменты, компания сможет разработать гибкую и эффективную финансовую стратегию, способствующую повышению ее конкурентоспособности и росту прибыльности.

Литература:

  1. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: Учебное пособие. –М.: Эльга, 2015. — 725 с.
  2. Вилькомир А. К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятия [Текст]: учебное пособие. –М.: Финансовый анализ, -2016. — 94 с.
  3. Геращенко И. П. Финансовая стратегия [Текст]: учебное пособие. –СПб.: Книжный дом, 2015. — 480 с.
  4. Давыдова Л. А. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: учебное пособие. М.: Финансы и кредит, -2014. — 86 с.
  5. Илышева Н. А. Финансовая стратегия организации [Текст]: учебное пособие. –И.: Профессиональное издательство, -2016. — 212 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая стратегия, стратегическое управление, цена, глобализация рынков, длительный период, компания, рынок, эффективная финансовая стратегия, иностранная валюта, конкурентная среда.


Похожие статьи

Формирование финансовой стратегии для развития банковской...

финансовая стратегия — генеральный план действий

Генеральная финансовая стратегия компании разрабатывается на основе требований рынка, учитывая возможности предприятия и риски.

Срок действия разработанной финансовой стратегии — один год. В работах И. А...

Похожие статьи

Формирование финансовой стратегии для развития банковской...

финансовая стратегия — генеральный план действий

Генеральная финансовая стратегия компании разрабатывается на основе требований рынка, учитывая возможности предприятия и риски.

Срок действия разработанной финансовой стратегии — один год. В работах И. А...

Задать вопрос