Оздоровительно-прикладная технология развития силы, быстроты и выносливости у студентов юридического факультета Университета прокуратуры Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 24.06.2018

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Евсеев, Е. В. Оздоровительно-прикладная технология развития силы, быстроты и выносливости у студентов юридического факультета Университета прокуратуры Российской Федерации / Е. В. Евсеев, А. П. Козин, И. С. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 265-266. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51707/ (дата обращения: 05.03.2021).



Образовательный процесс слушателей высшего учебного заведения характеризуется значительным влиянием учебной информации на интеллектуальную сферу деятельности обучаемых и не связан с перенесением больших физических нагрузок. Однако адаптация организма студентов к таким нагрузкам необходима, т. к., от уровня их физической подготовленности в большой мере зависит оперативность и результативность профессиональной деятельности будущих прокурорских работников.

Анализ процесса физической культуры студентов Университета показал, что во время обучения в вузе на развитие силы, выносливости, быстроты негативно сказываются определенные условия: конференции, вынужденный пропуск занятий из-за болезней, другие мероприятия повседневной деятельности. Учеба в этот период характеризуются как психологически переломный этап в жизни людей, связанный с новым ритмом деятельности, повышенным эмоциональным фоном, физиологической и возрастной перестройкой организма к новым физическим нагрузкам [1]. Поэтому для достижения необходимого уровня заданных физических качеств необходим новый, научно обоснованный подход к организации занятий по физической культуре обучаемых, рассчитанный на активное использование эффективных оздоровительно-прикладных технологий.

В целом ряде выполненных в последнее время исследований выявлено, что наиболее эффективным направлением физического развития студентов является применение методики развития общей и скоростной выносливости, быстроты и силы, основанной на принципах построения спортивной тренировки (М. С. Данилов, А. В. Лотоненко, 2002; и др.). Оценивая современные научные положения о формировании ответных реакций организма в процессе адаптации к физическим нагрузкам (Ф. З. Меерсон, 1981; Б. В. Ендальцев, 1986; А. А. Виру, 1988, 2003; Ф. Г. Шахгельдян, 2002; и др.), предложена методика физической культуры, позволяющая решить эту проблему достаточно быстро и рационально.

Разработанная авторами концепция построения учебно-тренировочного процесса реализована в качестве эксперимента на четырех учебных группах в течение двух месяцев по 2 занятия в неделю продолжительностью 90 минут. Тренировки проводились в часы, отведенные на самостоятельные занятия и в сетке расписания. Перед основной работой проводилась подготовительная часть 7–10 минут: общеразвивающие упражнения в ходьбе, беге, специальные беговые упражнения, ускорения на отрезках до 30 метров. В заключении — бег трусцой или ходьба 300–500 метров.

Занятия по тренировке быстроты в контрольных группах проводилась в челночном беге 10 на 10 метров по 1–2 повторения с максимальным усилием. В экспериментальных группах быстрота тренировалась на силовых тренажерах повторным методом способом резкого (взрывного) разгибания ног в коленных и тазобедренных суставах с отягощением 85–90 % от максимума по 4–5 повторений.

Тренировка силы в контрольных группах осуществлялась методом максимальных усилий по одному подходу на максимальное количество раз. В экспериментальных группах сила развивалась методом «до отказа», когда упражнение в одном подходе выполнялось «до отказа» и число подходов выполнялось также «до отказа».

Оценивая важность одновременного роста результатов в развитии общей и скоростной выносливости, быстроты и силы на стадии привыкания, мы не стали дробить месячный тренировочный цикл на фазы для отдельного совершенствования каждого из этих качеств, а соединили в одном тренировочном занятии нагрузки разного характера. Такой подход рассмотрен в работах В. М. Зациорского, Л. П. Матвеева, А. М. Якимова, и др., исследовавших различия в характере изменений, происходящих в организме человека при тренировке, направленной на развитие отдельно взятого физического качества, и тренировке, сочетающей развитие силы, выносливости и быстроты. Выявлено, что структурные и функциональные элементы мышцы могут быть увеличены избирательно в зависимости от приоритета тренировок на развитие выносливости или силы. Если совершенствовать только на выносливость (метод непрерывного длительного бега и интервальный бег), уровень мышечной работоспособности повысится, а сила мышц снизится. Такие изменения негативно скажутся на результате в беге на средние дистанции. Преподаватели физического воспитания в вузах и сами студенты, как правило, под тренировкой общей и скоростной выносливости понимают бег на 2–3 км, что является на 75–80 % аэробным режимом беговых нагрузок. В беге на 1 км. работа носит преимущественно (70 %) анаэробный характер (В. Е. Борилкевич). Поэтому основным средством развития скоростной выносливости является не равномерный бег на длинные дистанции, а ускорения на отрезках 200–600 метров со скоростью 85 % от максимума и жесткими интервалами отдыха. Объединение в одном тренировочном задании аэробного и анаэробного режимов энергообеспечения одновременно развивает общую и скоростную выносливость, силу и быстроту.

Полученные результаты подтвердили данную гипотезу. По окончании формирующего эксперимента результаты по бегу на 1 км у студентов экспериментальных групп улучшились на 10–15 секунд, в контрольных группах на 4–5 секунд. По бегу на 3 км. результаты у студентов экспериментальных групп улучшились на 45–45 сек., а у студентов контрольных групп на 15–20 сек. По челночному бегу 10 на 10 метров результаты у слушателей экспериментальных групп улучшились на 0,3 сек., в контрольных группах на 0,1–0,2 сек. Уровень развития силы проверялся сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа на полу. Количество повторений у обучаемых экспериментальных групп выросло на 7–10 раз, в контрольных группах на 3–5 раза.

Из этого следует, что развитие физических качеств у студентов вуза в обстановке негативного воздействия конкретных обстоятельств, физиологической и возрастной адаптацией организма к новым физическим нагрузкам видится в использовании технологий учебно-тренировочного процесса, основанных на современных формах и методах построения спортивной тренировки, обеспечивающих одновременное развитие общей и скоростной выносливости, быстроты и силы.

Литература:

  1. Коровин В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: Монография. — Воронеж: ВГУ, 2002.- 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): скоростная выносливость, группа, бег, быстрота, метр, нагрузка, развитие силы, спортивная тренировка, учебно-тренировочный процесс, физическая культура.


Похожие статьи

Особенности применения спортивных и подвижных игр для...

физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег, учебный процесс, экспериментальная методика, выносливость учащихся.

Метод круговой тренировки как эффективное средство...

Специальные комплексы «круговой тренировки» по легкой атлетике включают в себя упражнения, способствующие развитию физических качеств: быстроты, скоростной силы, прыгучести, общей и специальной выносливости.

Определение нагрузок на уроках физической культуры

физическая культура, нагрузка, физическая нагрузка, развитие быстроты, упражнение, урок, скоростная выносливость, спортивная площадка, непрерывный бег, статическая сила.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Тимофеев А. А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому

Развитие основных физических качеств футболистов. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Развитие таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость подробно освещено у.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Без знания основных постулатов построения тренировочного процесса невозможно планировать учебно-тренировочные занятия. Развитие таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость подробно освещено у Верхошанского Ю. В., Зациорского В. М...

Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет

физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег, учебный процесс, экспериментальная методика, выносливость учащихся. Фитнес-программы как средство усовершенствования техники бега...

Развитие основных физических качеств футболистов

Параллельное развитие скорости и скоростной выносливости, силы и выносливости и

Методика тренировок выносливости в футболе построена, конечно же, преимущественно на аэробных нагрузках.

Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры.

Особенности использования упражнений для развития...

физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег, учебный процесс, экспериментальная методика, выносливость учащихся.

Актуальные проблемы совершенствования выносливости...

физическая культура, нагрузка, физическая нагрузка, развитие быстроты, упражнение, урок, скоростная выносливость, спортивная площадка, непрерывный бег, статическая сила.

Похожие статьи

Особенности применения спортивных и подвижных игр для...

физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег, учебный процесс, экспериментальная методика, выносливость учащихся.

Метод круговой тренировки как эффективное средство...

Специальные комплексы «круговой тренировки» по легкой атлетике включают в себя упражнения, способствующие развитию физических качеств: быстроты, скоростной силы, прыгучести, общей и специальной выносливости.

Определение нагрузок на уроках физической культуры

физическая культура, нагрузка, физическая нагрузка, развитие быстроты, упражнение, урок, скоростная выносливость, спортивная площадка, непрерывный бег, статическая сила.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Тимофеев А. А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому

Развитие основных физических качеств футболистов. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Развитие таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость подробно освещено у.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Без знания основных постулатов построения тренировочного процесса невозможно планировать учебно-тренировочные занятия. Развитие таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость подробно освещено у Верхошанского Ю. В., Зациорского В. М...

Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет

физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег, учебный процесс, экспериментальная методика, выносливость учащихся. Фитнес-программы как средство усовершенствования техники бега...

Развитие основных физических качеств футболистов

Параллельное развитие скорости и скоростной выносливости, силы и выносливости и

Методика тренировок выносливости в футболе построена, конечно же, преимущественно на аэробных нагрузках.

Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры.

Особенности использования упражнений для развития...

физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег, учебный процесс, экспериментальная методика, выносливость учащихся.

Актуальные проблемы совершенствования выносливости...

физическая культура, нагрузка, физическая нагрузка, развитие быстроты, упражнение, урок, скоростная выносливость, спортивная площадка, непрерывный бег, статическая сила.

Задать вопрос