Профилактические знания и навыки студентов-стоматологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 25.06.2018

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Булкин А. М., Шаковец Н. В. Профилактические знания и навыки студентов-стоматологов // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 168-169. — URL https://moluch.ru/archive/211/51693/ (дата обращения: 23.01.2020).



В статье приведены результаты анкетирования студентов стоматологического факультета по вопросам медицинской профилактики в стоматологии и реализации профилактических мероприятий в ежедневной практической работе. Установлено, что студенты старших курсов в большей степени выполняют собственные индивидуальные профилактические мероприятия и ведут здоровый образ жизни, чем студенты младших курсов. Более половины опрошенных студентов имеют желание увеличить теоретическое и практическое обучение профилактике стоматологических заболеваний.

Ключевые слова: профилактика, стоматологические заболевания, профилактические знания.

Среди актуальных проблем современной стоматологии профилактика заболеваний твердых тканей зубов и слизистой оболочки полости рта занимает одно из важных мест.

Целью медицинской профилактики является сохранение имеющегося у человека здоровья [1]. Идея о том, что легче предупредить заболевание, чем вылечить больного человека, известна со времён Гиппократа. Около 50 % общих и местных факторов, влияющих на стоматологическое здоровье, связаны с образом жизни человека, поэтому среди методов профилактической работы важное место отводится санитарному просвещению [2].

К факторам риска развития болезней полости рта относят нездоровое питание, употребление табака и чрезмерное употребление алкоголя. Они также являются факторами риска развития четырех основных групп хронических болезней: сердечно — сосудистых заболеваний, рака, хронических респираторных заболеваний и диабета. Плохая гигиена полости рта также является фактором риска развития стоматологических заболеваний [3]. Развития данной патологии можно избежать, посещая стоматолога регулярно с целью профосмотров.

Цель исследования — оценить профилактические знания и навыки студентов — стоматологов по вопросам медицинской профилактики в стоматологии и реализации профилактических мероприятий в ежедневной практике.

Материалы и методы. Для реализации поставленной цели было проведено анкетирование 83 студентов 3-го, 4-го и 5-го курсов стоматологического факультета учреждения образования «БГМУ» Республики Беларусь. Среди опрошенных было 27 (32,53 %) студентов 3-го курса, 28 (33,73 %) студентов 4-го курса и 28 (33,73 %) — 5-го курса, из них 56 лиц женского пола и 27 мужского (67/33 %). Средний возраст студентов составил 20,6 лет. Все студенты, принимавшие участие в опросе, подписали добровольное согласие. Для статистической обработки данных использована программа Excel 2010.

Результаты и их обсуждение. При ответе на блок вопросов о собственной гигиене полости рта и характере питания 100 % студентов — стоматологов отметили, что ежедневно чистят зубы, при этом 88 % студентов делают это чаще одного раза в день, 12 % студентов — 1 раз в день. В 95 % случаев студенты используют фторидсодержащую зубную пасту. Значительно реже респондентами осуществляется использование дополнительных средств гигиены для очищения проксимальных поверхностей зубов: ежедневно пользуются ими 36 % студентов (33 % — 3 курс, 29 % — 4 курс, 25 % — 5 курс), 4 % студентов 3 курса и 7 % — 5 курса никогда не чистили межзубные промежутки, 16 % делают это реже, чем раз в неделю (11 % — 3 курс, 14 % — 4 курс, 21 % — 5 курс), 13 % — раз в неделю (4 % — 3 курс, 25 % — 4 курс, 11 % — 5 курс), 31 % (30 % — 3 курс, 32 % — 4 курс, 32 % — 5 курс) — несколько раз в неделю. В качестве перекусов употребляют сахаросодержащие продукты от случая к случаю 46 % студентов, дважды в день — 18 % студентов, три раза в день и более — 17 %, раз в день — 13 %, редко или никогда — 6 % студентов.

Вредную привычку курения сигарет признали 25,3 % студентов (26 % — 3 курс, 25 %- 4 курс, 25 % — 5 курс).

При ответе на вопрос о причине, по которой опрашиваемые последний раз были на приеме у врача-стоматолога, 83 % студентов (78 % — 3 курс, 86 % — 4 курс, 86 % — 5 курс) указали профилактический осмотр и 4 %– острую боль.

При ответе на блок вопросов о компетентности и ориентации на профилактическую помощь были получены следующие данные: 83,1 % студентов (93 % — 3 курс, 96 % — 4 курс, 97 % — 5 курс) чувствуют себя компетентными при проведении профилактических мероприятий у пациентов. Однако 56 % студентов (56 % — 3 курс, 43 % — 4 курс, 71 % — 5 курс) считают, что теоретическое и практическое обучение профилактике стоматологических заболеваний на стоматологическом факультете необходимо увеличить.

Высокие результаты были продемонстрированы респондентами в знаниях об основных методах фторпрофилактики: 80 % студентов (85 % — 3 курс, 61 % — 4 курс, 93 % — 5 курс) согласны с мнением, что фторирование питьевой воды — эффективный, безопасный и действенный способ профилактики кариеса, а 96 % студентов полагают, что для предотвращения кариеса чистка зубов должна осуществляться с использованием фторидсодержащей пасты.

Также все опрашиваемые единодушны во мнении, что герметики эффективны в отношении профилактики кариеса ямок и фиссур моляров, и что медработники должны регулярно мотивировать пациентов к поддержанию здоровья полости рта. 96 % учащихся придерживаются мнения о повышении шансов пациентов на улучшение стоматологического поведения при консультации специалистами. 88 % студентов согласны с мнением, что врачи служат примером для подражания своим пациентам.

Примечательно, что 81 % студентов (82 % — 3 курс, 82 % — 4 курс, 78 % — 5 курс) дают своим пациентам рекомендации по питанию. 41 % студентов всегда (41 % — 3 курс, 57 % — 4 курс, 64 % — 5 курс) проводят аппликации фторидов своим пациентам. 63 % студента всегда и 27 % часто рекомендуют своим пациентам отказаться от курения.

Выводы. Согласно полученным результатам, студенты 4-го и 5-го курсов меньше подвержены пагубной привычке курения сигарет, чем студенты 3 курса. Также студенты старших курсов более мотивированы в плане профилактических визитов к стоматологу (86 % — 5 курс, 78 % — 3 курс), чувствуют себя более уверенными при проведении профилактических мероприятий пациентам (93 % — 3 курс и 97 % — 5 курс). Также студенты старших курсов чаще проводят аппликации фторидов своим пациентам. Однако более половины опрошенных считают, что теоретическое и практическое обучение профилактике стоматологических заболеваний на стоматологическом факультете необходимо увеличить.

Литература:

  1. Попруженко, Т. В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т. В. Попруженко, Т. Н. Терехова. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 464 с.
  2. Oral health surveys: basic methods — 5th ed. WHO, 2013. — 125 p.
  3. Леус П. А. Коммунальная стоматология / Леус П. А. — Брест: ОАО «Брестская типография», 2000. — 284 с.
  4. http://med.by/content/ellibsci/RNPCMEIR/rnpcmeir_2016_18.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): курс, студент, медицинская профилактика, практическое обучение, стоматологический факультет, студент старших курсов, заболевание, аппликация фторидов, риск развития, день.


Похожие статьи

Профилактика в стоматологии — основные ее направления...

Стоматологический статус студентов второго курса... Одним из основных методов санитарно-просветительной работы в стоматологии является гигиеническое обучение и воспитание.

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета о подготовке и проведении итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта» преподавателями кафедры была разработана анкета из 14 вопросов.

Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам?

Установлено, что на старших курсах обучения у студентов значительно возрастает потребность в дополнительных инструментах усвоения лекционной информации: конспекты (электронные или распечатанные) и видеозаписи.

Стоматологический статус студентов второго курса...

Библиографическое описание: Кильмухаметова Ю. Х. Стоматологический статус студентов второго курса железнодорожного

Достичь значительного снижения стоматологических заболеваний невозможно без введения программы первичной профилактики.

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения...

Пилотажное исследование для достижения цели был проведено у студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультетов ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова в 2015/2016 учебном году с официального разрешения руководства вуза.

Профилактика кариеса зубов с применением реминерализующей...

Принимаемые агенты включают фторид натрия (NaF), фторид олова (SnF2), и НПФ.

При умеренном и высоком риске развития кариеса Duraphat начинают применять раньше, с

2. Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний.

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

Костина И. Н. Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга [Текст]...

Из опыта медико-валеологического образования студентов...

В статье, на основании многолетнего опыта обучения студентов педагогического вуза основам медицинских знаний, принципам здорового образа жизни и методам профилактики наиболее распространённых заболеваний...

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа...

Обучение практическим навыкам студентов медицинского колледжа специальности Лечебное дело начинается с первого курса обучения, где студенты согласно учебному плану обучаются базовым мануальным навыкам.

Похожие статьи

Профилактика в стоматологии — основные ее направления...

Стоматологический статус студентов второго курса... Одним из основных методов санитарно-просветительной работы в стоматологии является гигиеническое обучение и воспитание.

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета о подготовке и проведении итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта» преподавателями кафедры была разработана анкета из 14 вопросов.

Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам?

Установлено, что на старших курсах обучения у студентов значительно возрастает потребность в дополнительных инструментах усвоения лекционной информации: конспекты (электронные или распечатанные) и видеозаписи.

Стоматологический статус студентов второго курса...

Библиографическое описание: Кильмухаметова Ю. Х. Стоматологический статус студентов второго курса железнодорожного

Достичь значительного снижения стоматологических заболеваний невозможно без введения программы первичной профилактики.

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения...

Пилотажное исследование для достижения цели был проведено у студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультетов ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова в 2015/2016 учебном году с официального разрешения руководства вуза.

Профилактика кариеса зубов с применением реминерализующей...

Принимаемые агенты включают фторид натрия (NaF), фторид олова (SnF2), и НПФ.

При умеренном и высоком риске развития кариеса Duraphat начинают применять раньше, с

2. Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний.

Оценка работодателями сформированности профессиональных...

Костина И. Н. Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга [Текст]...

Из опыта медико-валеологического образования студентов...

В статье, на основании многолетнего опыта обучения студентов педагогического вуза основам медицинских знаний, принципам здорового образа жизни и методам профилактики наиболее распространённых заболеваний...

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа...

Обучение практическим навыкам студентов медицинского колледжа специальности Лечебное дело начинается с первого курса обучения, где студенты согласно учебному плану обучаются базовым мануальным навыкам.

Задать вопрос