Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 23.06.2018

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Соловьёва, О. В. Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования / О. В. Соловьёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51665/ (дата обращения: 02.03.2021).



В настоящее время государством и обществом предъявляются высокие требования и отмечается усиленное внимания к учреждениям дополнительного образования детей и взрослых.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает такое определение: «дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [1].

В своем научном исследовании мы рассматриваем термин «дополнительное образование», которые дают теоретики и практики педагогики, исследуя различные аспекты этого вида образования. На наш взгляд, ни одно определение не дает точного и конкретного понимания термина «дополнительное образование», поэтому можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия.

Основная задача, которая ставится в Концепции развития дополнительного образования детей и других нормативных документах, — это повышение охвата детей программами дополнительного образования [2]. Прежде всего, это говорит о высоком потенциале дополнительного образования для развития и социализации детей, что подтверждается результатами опроса, проведенного научно исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках мониторинга экономики образования «Актуальные стратегии поведения родителей на рынке услуг дополнительного образования». По результатам опроса среди шести тысяч родителей учеников в России подавляющее большинство прибегают к услугам дополнительного образования. В больших городах таких респондентов — 96 %, в средних и малых — 93 %, в поселках — 85 %. Родители выделяют несколько ключевых причин, которые побуждают их тратить время и силы на дополнительное образование своих детей: 1) желание выявить склонности и таланты ребенка, отыскать те области, в которых он сможет добиться заметных результатов; 2) стремление разнообразить досуг школьника, заинтересовать его, мотивировать учиться; 3) необходимость помочь начинающему школьнику справиться с тем, что у него не получается, вызывает отторжение и страх [3].

Созданное в Российской Федерации дополнительное образование детей не может быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием (потому, что не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности детей), ни произвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях), ни дополнительным в значении после дипломного образования (ибо начинается задолго до получения диплома), ни неформальным или внешкольным в принятой на международном уровне трактовке (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне). По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам, что позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности.

В связи с этим в системе дополнительного образования города Владивостока существует проблема, связанная с отсутствием организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, в том числе в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества» (МАУ ДО «ВГ ДДТ»).

В настоящий момент дополнительное образование — активно развивающаяся, открытая, неформальная образовательная система, в которой непрерывно обновляются содержание, методы и формы работы, активно проявляется авторская позиция педагога, идут процессы интеграции с другими видами образования. Деятельность организаций дополнительного образования пока не регулируется ФГОС, содержание дополнительных образовательных программ продиктовано социальным заказом общества и определяется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [4].

В городе Владивостоке в системе дополнительного образования действуют 22 учреждения, которые охватывают дополнительными образовательными программами более 25 000 тысяч детей.

Учитывая эти факторы, деятельность учреждений дополнительного образования требует инновационного, научного и системного организационно-методического сопровождения, так как в организациях дополнительного образования очевидно противоречие между базовой подготовкой педагогов и теми реалиями, с которыми приходится сталкиваться в современных условиях: развитие IT технологий, появление новых средств коммуникации, предъявление высоких требований к обучающемуся со стороны образовательных стандартов программ общего образования, предпрофессиональных программ и будущих работодателей, кроме того, в учреждениях дополнительного образования наблюдается полное отсутствие или недостаточное развитие деятельности методических служб. С одной стороны, отсутствие организационно-методического сопровождения и четких стандартов (ФГОС) дает возможность вариативности общеобразовательных программ и свободному развитию объединений различных профилей, с другой стороны, это приводит к застою учреждения и низкому качеству дополнительных образовательных программ. В течение многих лет методические службы занимались в основном осуществлением контролирующей функции, обеспечивали внедрение инструкций, приказов, распоряжений, методик.

Исходя из проблемного поля, тема нашего будущего исследования: «Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества»».

Объект исследования: организационно-методическое сопровождение педагогического процесса в МАУ ДО «ВГ ДДТ».

Предмет исследования: средства педагогического сопровождения педагогического процесса учреждения дополнительного образования на примере МАУ ДО «ВГ ДДТ».

Цель исследования: определение организационно-методических средств сопровождения педагогического процесса в МАУ ДО «ВГ ДДТ».

Результатом данного научного исследования станет Программа развития МАУ ДО «ВГ ДДТ» и рекомендации по созданию городской методической службы для учреждений дополнительного образования г. Владивостока на базе МАУ ДО «ВГ ДДТ».

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
  3. Актуальные стратегии поведения родителей на рынке услуг дополнительного образования. Информационный бюллетень. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. — 36 с. — (Мониторинг экономики образования; № 18 (117)).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, организационно-методическое сопровождение, педагогический процесс, вид образования, программа, Владивостокский городской Дворец, детское творчество, муниципальное автономное учреждение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Регионализация современной системы дополнительного...

региональный компонент, дополнительное образование детей, Российская Федерация, программа, региональное содержание, образовательный процесс, дополнительное образование...

Центр игрового моделирования как инновационная модель...

Кроме того, анализ литературных источников и опрос учителей показали, что в педагогической среде отмечается стойкая тенденция смешения понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование детей».

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Применение дистанционных образовательных технологий...

Особенно трудно стало получить дополнительное образование в сельской местности: школы отказались от ведения кружков и секций, а учреждения дополнительного образования отсутствуют и по сей день.

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

присущая дополнительному образованию детей логика неформального образования (свобода выбора, отсутствие жесткой регламентации и т. п.) и формализованный, регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме...

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, ребенок, дополнительное образование детей, негосударственное дополнительное образование, парк, площадка, программа, система. Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

Роль дополнительного образования в персонификации...

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании...

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

Похожие статьи

Регионализация современной системы дополнительного...

региональный компонент, дополнительное образование детей, Российская Федерация, программа, региональное содержание, образовательный процесс, дополнительное образование...

Центр игрового моделирования как инновационная модель...

Кроме того, анализ литературных источников и опрос учителей показали, что в педагогической среде отмечается стойкая тенденция смешения понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование детей».

Актуализация роли дополнительного образования детей...

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие...

Применение дистанционных образовательных технологий...

Особенно трудно стало получить дополнительное образование в сельской местности: школы отказались от ведения кружков и секций, а учреждения дополнительного образования отсутствуют и по сей день.

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

присущая дополнительному образованию детей логика неформального образования (свобода выбора, отсутствие жесткой регламентации и т. п.) и формализованный, регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме...

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, ребенок, дополнительное образование детей, негосударственное дополнительное образование, парк, площадка, программа, система. Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

Роль дополнительного образования в персонификации...

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании...

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1].

Задать вопрос