Проблема внедрения системы менеджмента качества в высшие учебные заведения и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 22.06.2018

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Шакирова, Ч. Т. Проблема внедрения системы менеджмента качества в высшие учебные заведения и пути их решения / Ч. Т. Шакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51572/ (дата обращения: 18.04.2024).



С вступлением Узбекистана на путь социально-экономических реформ резко оказало влияние на повышение роли образования. Высшее образование сегодня развивается в жесткой конкуренции, а его качество является определяющим фактором в борьбе вузов при подготовке конкурентоспособных кадров.

Повышение качества образования, отвечающего современному уровню научно-технического прогресса и социального развития, всегда являлось основной задачей системы образования. Особенно остро проблема повышения качества образования стоит сегодня в эпоху социально-экономических преобразований, когда уровень образования является ключевым фактором устойчивого развития общества и соответственно образование становится главным стратегическим приоритетом развития страны.

Не секрет, что исключительная роль в модернизации образования, подготовке кадров для инновационной деятельности принадлежит университетам, а управление качеством образования в столь бурно развивающемся мире приходится нелегко. В настоящее время узбекская система образования активно ищет ответы на вызовы современной деятельности вузов. Решение столь немаловажного вопроса в свою очередь предоставит нам возможность обеспечить безопасность и устойчивое функционирование общества.

Практика менеджмента системы качества показывает, что при разработке и внедрении внутренней системы управления качеством образования, а также в процессе эффективного её использования возникает ряд проблем, которые подлежат своевременному решению:

– Отсутствие совершенной нормативно-правовой базы при выполнении работ по внедрении системы управления качеством в высшие учебные заведения с высокой точностью и неотъемлемо.

– Недостаточный уровень сотрудничества высших учебных заведений с производственными предприятиями.

– Недостаточный уровень высококвалифицированных менеджеров при управлении высшими учебными заведениями.

– Отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций при внедрении принципов менеджмента качества в высших учебных заведениях.

– Недопущение принятия новых принципов управления преподавательским составом.

– Недостаточная поддержка органами правления процесса внедрения принципов управления качеством в высшие учебные заведения.

– Недостаточность объёма финансовых средств при совершенствовании и эффективном проведении изменений в деятельности высших учебных заведений.

Решение вышеупомянутых проблем и проведение комплексных работ в своей очереди требует проведение исследование этой сферы в широком диапазоне учитывая иностранный и отечественный опыт по созданию качества менеджмента образования в высших учебных заведениях.

По нашему мнению, проведенный нами анализ показывает, что при решении существующих проблем в практике системы менеджмента качества и повыщении эффективности её внедрения в высшие учебные заведения главное внимание должно быть обращено к решению следующих задач:

– Разработка общего алгоритма проектирования и внедрения системы менеджмента качества высшего учебного заведения.

– Проведение исследовательских работ основных рабочих процессов высшых учебных заведений определяющих качество образования высщих школ, их главных законов и их взаимоотношение.

– Определение процессов образования и их результатов, а также их методов измерения, описывающих показателей соответствующих менеджменту качества в высшем учебном заведении.

– Создание структуры управления по качеству высшего учебного заведения и требований к его содержанию, документов основных рабочих процессов системы менеджмента качества и других документационных процедур.

– Разработка модели самооцениявания в деятельности высшего учебного заведения и методики менеджмента качества с точки зрения проведения его апробации.

Решение вышеприведенных задач учитывая иностранный и отечественный опыт по созданию качества менеджмента образования в высших учебных заведениях предоставит возможность ощутитимо совершенствовать образовательную сферу.

Проведенное нами исследование и результаты анализа в данной статье послужили основой формирования следующих предложений и рекомендаций при совершенствовании практики менеджмента качества в высших учебных заведениях:

– Необходимо разработать базовую структуру системы менеджмента качества высшего учебного заведения соотвутствующую требованиям стандарта ISO 9000, а также документационную и организационную структуры.

– Разработать специальную программу по формировании системы менеджмента качества, а также концепцию качества по подготовке кадров-специалистов на уровне каждого высшего учебного заведения.

– В каждом высшем учебном заведении организовать постоянные специальные учебные курсы для преподавателей и сотрудников по внедрению и формированию системы менеджмента качества.

– С целью оптимального управления качеством образования обеспечить взаимосогласованность и взаимодействие между этапами образования. Также обеспечить отъемлемость образования между академическими лицеями и профессиональными колледжами.

– Обратить особое внимание развитию самообразования, при этом учитывать самообразование по предметам специальности.

– В случае появления необходимости разработки комплексных стратегических планов по повышении качества образования, вносить изменения соответствующим планам.

– Обеспечить интеграцию образования, науки и промышленности с целью улучшения качества образования; организовать наблюдение и анализ организационных особенностей учебного процесса; формировать цепь качества между обучающимися, потребителями и нормативно правовыми документами этапов высшего учебного заведения.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее учебное заведение, заведение, качество образования, ISO, отечественный опыт, повышение качества образования, решение, создание качества менеджмента образования, формирование системы менеджмента качества.


Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю. А. Конаржевский.

Качество образования и принципы ИСО 9000 | Статья в журнале...

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования. Ключевые слова: система менеджмента качества, управление качеством, образование.

Особенности внедрения системы менеджмента качества...

Проблема повышения качества образования в вузе. качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная

Ключевые слова: управление образованием, качество образования, менеджмент качества, мониторинг...

Проблема повышения качества образования в вузе

Обеспечение управления качеством образования... качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная компетенция студентов, профессиональное образование...

Требования к документации и задачи документирования процессов...

Статья посвящена вопросам системы менеджмента качества, ее роли в сфере образования. Представлены принципы реализации системы менеджмента качества. На примере Донского государственного технического университета раскрыты процессы...

Инновационные механизмы управления качеством...

образовательный процесс, образовательная организация, подход, управление качеством, качество образования, учебное заведение, совместная деятельность, системный подход...

Инновационная практика управления общеобразовательной...

Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества.

Элементы система менеджмента качества по ISO9001.

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001.

Управление качеством образовательного процесса...

качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество, система образования.

Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю. А. Конаржевский.

Качество образования и принципы ИСО 9000 | Статья в журнале...

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования. Ключевые слова: система менеджмента качества, управление качеством, образование.

Особенности внедрения системы менеджмента качества...

Проблема повышения качества образования в вузе. качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная

Ключевые слова: управление образованием, качество образования, менеджмент качества, мониторинг...

Проблема повышения качества образования в вузе

Обеспечение управления качеством образования... качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная компетенция студентов, профессиональное образование...

Требования к документации и задачи документирования процессов...

Статья посвящена вопросам системы менеджмента качества, ее роли в сфере образования. Представлены принципы реализации системы менеджмента качества. На примере Донского государственного технического университета раскрыты процессы...

Инновационные механизмы управления качеством...

образовательный процесс, образовательная организация, подход, управление качеством, качество образования, учебное заведение, совместная деятельность, системный подход...

Инновационная практика управления общеобразовательной...

Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества.

Элементы система менеджмента качества по ISO9001.

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001.

Управление качеством образовательного процесса...

качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество, система образования.

Задать вопрос