В тексте на материалах Калужской губернии рассматриваются проблемы социальной защиты бывших участников русско-японской войны 1904–1905 гг., вернувшихся домой. Анализируется отношение власти к проблеме послевоенной адаптации солдат, возвратившихся с войны: обеспечение занятости и помощи пострадавшим.
The text on the materials of the Kaluga province considers the problems of social protection of the former participants of the Russian-Japanese war 1904–1905, who returned home. The author analyzes the attitude of the authorities to the problem of post-war adaptation of soldiers who returned from the war: providing employment and assistance to the victims.
Не стоит считать, что русско-японская война 1904–1905 гг. проходила незамеченной где-то на периферии Российской империи, напротив, война затронула различные уголки огромной державы. В войне принимали участие и выходцы из центральных губерний. Жители Калужской губернии также участвовали в войне с Японией. Что же ждало участников русско-японской войны по возвращении в родные края? На что могли рассчитывать солдаты, частично или полностью утратившие способность к самостоятельному труду или по каким-либо причинам оставшиеся без места работы? В том, как решались столь острые социальные проблемы воинов, вернувшихся с Дальнего Востока, попробуем разобраться в данной статье.
Для решения вопроса трудоустройства участников русско-японской войны существовал Калужский губернский комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим в войну с Японией. В его компетенцию входил подбор работы для возвратившихся нижних чинов. В фондах Государственного архива Калужской области (ГАКО) содержатся дела об определении на службу лиц, пострадавших в войну с Японией.
При поступлении в комитет прошения от нижнего чина требовалось предоставить сведения о материальном состоянии ходатайствующего. Для фиксирования информации использовалось несколько форм документов.
Первая форма носила название «Сведение о кандидате состоящего под Августейшим председательством Ея Императорского Величества Императрицы Александры Фёдоровны Комитета по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим в войну с Японией». Она содержала в себе графы, отражавшие такие реалии, как имя, отчество и фамилия, чин или звание, место прежней службы, вероисповедание, грамотность или её отсутствие, семейное положение и количество детей, род занятий до поступления на военную службу. В конце документа присутствовал весьма интересный пункт, именуемый «Названный кандидат просит место», которому соответствовала графа, куда вписывалось название вакансии, которую предполагал занять кандидат [1].
Вторая форма для сохранения сведений о кандидате была более информативной и, в частности, содержала в себе такие пункты, как «Средства к жизни, чем занимался до призыва на службу и чем занимается теперь и не имеет ли каких-либо определённых занятий или не состоит ли на службе, с обозначением заработка или жалования», «Состояние здоровья», «Соответствует ли по своему развитию, грамотности и физическому состоянию здоровья требованиям по просимой им должности, службы или занятиям». Особенно любопытен пункт: «Заслуживает ли по своему семейному и имущественному положению предпочтительного перед другими предоставления места» [2].
После получения необходимых сведений начиналось выяснение обстоятельств относительно возможности предоставления ходатайствующему указанной вакансии. При наличии свободных вакансий желающий получить работу устраивался на предоставляемое место и тогда снимался с учёта. Однако вакантные места находились не всегда. В таких случаях ходатайствующий зачислялся кандидатом на желаемое место.
В качестве примера рассмотрим дело о прошении бывшего рядового Ивана Михайловича Бородина о предоставлении ему места швейцара, сторожа или рассыльного. Делопроизводство было начато 17 мая, а закончено 5 сентября 1908 г. Интересно, что данное дело содержит текст прошения с описанием жизненной ситуации, в которой оказался участник войны. В прошении примечательны строки: «обращаюсь к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой не оставить меня с семейством дойти до полнейшего бедствия-нищенства, обратите Ваше Начальническое внимание на бедствия бывшего защитника отечества» [3], «не найдете ли возможным об определении меня на какую-либо должность, например: швейцара, рассыльного или сторожа, или на какую найдёте удобным» [4].
В соответствии с существующим порядком далее комитетом были затребованы сведения о ходатайствующем, после чего ходатайствующий был принят под покровительство комитета. К счастью для нашего солдата, на тот момент подходящее место нашлось: «Имею честь уведомить Комитет, –отозвался один из чиновников, — что во вверенной мне Палате освободилась должность сторожа, на которую желательно было бы определить одного из находящихся на учёте Комитета нижнего чина из числа пострадавших на войне с Японией. При этом считаю нужным пояснить, что на означенную должность может быть определено лицо грамотное и вполне способное к физическому труду, содержания сторожу полагается 15 рублей в месяц» [5]. На этом примере мы можем увидеть, как решались вопросы о подборе рабочих мест для нуждающихся в этом бывших солдат.
Другой вопрос, что ожидало военнослужащих, утративших способность к личному труду и не способных работать, как прежде. Вопрос о назначении пособий пострадавшим отставным солдатам рассматривался уездными по воинской повинности присутствиями. Статья 930 положений «О порядке назначения пособия нижним воинским чинам» 21 июня 1905 г. сообщает что нижним чинам, потерявшим способность к труду, полагается пособие. В статье приведён список должностных лиц, которым могла быть адресована просьба о помощи. В обязанности получившего прошение входил сбор всех необходимых сведений об имущественном и семейном положении обратившегося. Просителю же необходимо было предоставить информацию о своём положении. Следующим этапом была работа внутри самих компетентных органов. Пособие могло быть назначено как на определённый срок до прохождения повторного медицинского освидетельствования, так и бессрочно [6]. По истечению срока выплаты пособия, нижний чин, желающий сохранить право на выплаты, должен был явиться к должностному лицу [7] с целью прохождения переосвидетельствования.
Порядок назначения пособия был следующим. Нижний чин, неспособный к личному труду, одновременно «с представлением имеющихся документов», в число которых входило «заверение» от врача о нетрудоспособности бывшего солдата (при наличии и необходимости), обращался с заявлением в письменной или устной форме к «уездному воинскому либо земскому начальнику, или заменяющему его должностному лицу местных по крестьянским делам установлений, либо уездной полиции, по месту жительства нижнего чина или по месту нового его водворения» [8]. В связи с обращением должностным лицом составлялся протокол [9].
Затем все материалы передавались Уездному по воинской повинности присутствию, где, совместно с казёнными палатами, решался вопрос о назначении пособия нижнему чину, как мы уже знаем, или бессрочно, или на определённый срок, до переосвидетельствования.
Размер пособия составлял 3 или 6 рублей в месяц. Подробнее о размерах пособий говорится в обращении Калужской казённой палаты к Губернскому по воинской повинности присутствию № 13722 [10]. В документе, датированном 21 июня 1906 г., дополнительно уточняются условия, при которых нижние чины и солдатки имеют право получать пособие. Обращение адресовано Губернскому по воинской повинности присутствию для доведения до сведения уездных присутствий. Пособие в 3 рубля назначалось нижним чинам, не требующим за собой особого ухода, а также солдаткам [11]. На пособие до 6 рублей имели право нижнее чины, за которыми требовался постоянный уход. Подчёркивалось, что солдатки на это пособие прав не имели [12]. Размер выплат зависел от физического состояния нижнего чина, а также и от цен на «жизненные потребности».
Насколько велики были эти выплаты? Возможно, уместно, вслед за калужским автором А. В. Ковалевым, рассматривавшим денежные выплаты в пользу семейств погибших участников войны, сравнить эти суммы с тогдашними доходами населения: «годовой доход на душу сельского населения в великоросских губерниях в 1900–1913 гг. изменялся от 30 до 43 рублей. Чистый доход (за вычетом налогов и платежей) вырос с 22 до 33 рублей» [13].
Еще один путь — сопоставить размеры помощи с тогдашними ценами. Каковы же были цены? «Ведомость о справочных ценах на жизненные припасы в гор. Калуге» за декабрь 1905 г. [14] сообщает о следующих ценах за пуд: рожь в зерне — 95 копеек, рожь в муке — 85 копеек, гречневая крупа — 1 рубль 50 копеек. Пшено — 2 рубля, ячмень — 60 копеек, овёс (отборный) — 75 копеек, сено — 45 копеек, солома — 25 копеек, мясо — 12 копеек (вероятно, за фунт), сало — 18 копеек (вероятно, за фунт), масло коровье — 45 копеек [15] (вероятно, за фунт).
Заглянем также в «Ведомость о справочных ценах на хлебные и фуражные продукты по Калужскому уезду» за декабрь 1905 г. В ней приводятся следующие цены за пуд: рожь в зерне — 90 копеек, рожь в муке — 1 рубль 10 копеек, гречневая крупа 1 рубль 70 копеек. Пшено — 2 рубля, ячмень — 70 копеек, овёс (отборный) — 65 копеек, сено — 30 копеек, солома — 15 копеек, мясо — 4 рубля 80 копеек, сало — 8 рублей, масло коровье — 16 рублей [16].
Учтём, что цены в городе Калуге могли быть несколько выше цен, приведённых в «Ведомости о справочных ценах на хлебные и фуражные продукты по Калужскому уезду». Также стоит отметить, что приведённые в ведомостях цены вполне могли отличаться от цен реальных, о чём свидетельствует рапорт калужскому губернатору за подписью командира 3-го драгунского Сумского его королевского высочества наследного принца датского полка [17]. В этом документе от 31 августа 1905 г. указывалось на несоответствие цен реальных ценам, приведённым в ведомостях.
Тем не менее, если взять стандартный размер выплат участникам русско-японской войны, потерявшим способность к самостоятельному труду в ходе войны, а именно 3 рубля в месяц или 36 рублей в год, то получается, что годовой размер выплат пострадавшим воинам сопоставим с тогдашним средним годовым доходом крестьян. Это, конечно же, далеко не даёт возможности жить ни в чём себе не отказывая, но и не оставляет в полнейшем безденежье.
Таким образом, наличие проблем социальной защиты участников русско-японской войны 1904–1905 гг. признавалось властями. Принимались меры для их решения. Находясь в тяжёлых условиях, бывшие солдаты обращались в уездные присутствия по воинской повинности и Комитет по приисканию мест лицам, пострадавшим в войну с Японией. Конечно, не всем своевременно удавалось помочь, не всем хватало назначенных выплат и не всех могло устроить предоставляемое рабочее место. Однако тот факт, что систематически данная помощь всё же предоставлялась, говорит о реально проводимой властями социальной политике, направленной на помощь в послевоенной адаптации участников русско-японской войны.
Литература:
- Сведения о кандидате //ГАКО. Ф. 1283.Оп. 1.Д. 2. Л. 1
- Сведения, необходимые для разрешения в Калужском Губернском комитете по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией//ГАКО. Ф. 1283.Оп. 1.Д. 2. Л. 4–4об.
- Прошение //ГАКО. Ф. 1283.Оп. 1.Д. 32. Л. 1.
- Прошение //ГАКО. Ф. 1283.Оп. 1.Д. 32. Л. 1.
- Отпуск № 17883 //ГАКО. Ф. 1283.Оп. 1.Д. 32. Л. 11.
- Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате //ГАКО. Ф. 403.Оп. 1.Д. 2. Л. 5.
- Циркуляр МВД, Управление по делам о воинской повинности, по 2-му делопроизводству № 23 //ГАКО. Ф. 403.Оп. 1.Д. 2. Л. 11об. -12.
- Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате //ГАКО. Ф. 403. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.
- Циркуляр МВД, Управление по делам о воинской повинности, по 2-му делопроизводству № 23 //ГАКО. Ф. 403. Оп. 1. Д. 2. Л. 12.
- Отношение. МФ. Калужская казённая палата. Отделение 1 стол 2 № 13722 В Калужское Губернское по воинской повинности присутствие. //ГАКО. Ф. 403. Оп. 1. Д. 2. Л. 18.
- Отношение. МФ. Калужская казённая палата. Отделение 1 стол 2 № 13722 В Калужское Губернское по воинской повинности присутствие. //ГАКО. Ф. 403. Оп. 1. Д. 2. Л. 18 об, 36.
- Отношение. МФ. Калужская казённая палата. Отделение 1 стол 2 № 13722 В Калужское Губернское по воинской повинности присутствие. //ГАКО. Ф. 403. Оп. 1. Д. 2. Л. 36.
- Ковалев А. В. Краеведческий ракурс истории русско-японской войны 1904–1905 гг. и его роль в патриотическом воспитании учащихся / Материалы научной конференции, посвящённой 90-летию Государственного архива Калужской области / Сост. Л. А. Бацанова, Т. В. Егорова, О. М. Петрова, Л. И. Сапожникова, И. Б. Сундеева. — Калуга: ООО «Издательство научной литературы «Ноосфера», 2010. С. 302.
- Ведомость о справочных ценах на жизненные припасы в гор. Калуге за декабрь 1905 г.//ГАКО. Ф. 32 Оп. 2 Д. 1226. Л.274.
- Ведомость о справочных ценах на жизненные припасы в гор. Калуге за декабрь 1905 г.//ГАКО. Ф. 32 Оп. 2 Д. 1226. Л.274об.
- Ведомость о справочных ценах на хлебные и фуражные продукты по Калужскому уезду за декабрь 1905 г.//ГАКО. Ф. 32 Оп. 2 Д. 1226. Л.277об-278.
- Рапорт калужскому губернатору, за подписью командира полка флигель-адъютанта полковника и подписью вр. и.д. помошника командира полка по хозяйственной части 3-го драгунского Сумского его королевского высочества наследного принца датского полка//ГАКО. Ф. 32 Оп. 2 Д. 1226. Л.171.