Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 18.06.2018

Статья просмотрена: 1089 раз

Библиографическое описание:

Синельникова Д. Д. Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации // Молодой ученый. — 2018. — №24. — С. 322-324. — URL https://moluch.ru/archive/210/51522/ (дата обращения: 01.04.2020).



В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети с нарушением слуха, слуховое развитие, речевое развитие

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющие поражения слухового аппарата, возникла потребность в ранней диагностике и коррекции нарушений в развитии, так как наиболее эффективны коррекционные действия в раннем возрасте из-за того, что в этот период взросления формируются важные нервные процессы и после функционируют всю жизни. Построение правильной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекция нарушений развития, социальная адаптация является главными задачами, которые стоят перед педагогами.

По мнению Р. М. Боскис, слух является одним из наиболее важных условий нормального развития, обучения и воспитания детей. Нарушения слуха оказывают неоспоримое влияние на высшие психические функции (память, внимание, речь, мышление), дети с нарушенным слухом не способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса для овладения речью.

Для эффективной реабилитации людей с нарушением слуха в последние годы стали использовать кохлеарную имплантацию, многие педагоги и врачи писали свои исследования, посвященные этой теме (И. В. Королева, Э. И. Миронова, А. И. Сатаева и другие) [1].

Кохлеарный имплант (кохлеарная имплантация) — это уникальное высокотехнологичное электронное устройство, специально разработанное для детей и взрослых с выраженной тугоухостью или полной потерей слуха, и обеспечивающее расширенное звуковосприятие, возможность понимания речи, в тех случаях, когда использование обычных слуховых аппаратов малоэффективно или полностью неэффективно.

Цель кохлеарной имплантации глухого ребенка является в том что, если операция прошла в раннем возрасте, то он научиться слышать и понимать обращенную речь, использовать речь для общения с окружающими людьми и для познания мира вокруг себя и благодаря ей он будет развиваться как все его здоровые сверстники.

После установки имплантата ребенок начинает слышать звуки, которые для него не несут смысла и сливаются в один шумовой поток, при проведении коррекционно-развивающей работы он учиться связывать звучание отдельных звуков с предметами или явлениями окружающие его. С пониманием речи, дела обстоят иначе, понять обращенную речь ребенок с кохлеарной имплантацией не может, так как значение и смысл сказанных слов, о правилах их изменения и соединении их в одно предложение информации слишком мало.

Во время коррекционных занятий ребенок с кохлеарной имплантацией быстро учиться повторять по подражанию отдельные звуки речи, слова и некоторые словосочетания, проводя систематическую коррекционно-развивающую работу с педагогами и родителями слуховые возможности развиваться намного быстрее.

Для развития навыков правильно слышать и понимать обращенную речь требуется длительная коррекционная работа, для преодолений нарушений в развитии ребенка с кохлеарной имплантацией, привлекаться психологи, дефектологи, сурдопедагоги, логопеды и родители.

И. В. Королева выделила и описала несколько этапов реабилитации слухового и речевого развития детей после кохлеарной имплантации [2, с. 98]:

  1. Начальный этап. В этот этап входит процесс формирования слухового и речевого восприятия с помощью имплантата, ребенок учиться привыкать слушать, дифференцировать и реагировать на звуки вокруг себя. Реакции на звуки появляться в бытовых и учебных ситуациях, главной задачей в этот период является привлечь внимание ребенка к процессу слушания, активизировать у детей спонтанную голосовую активность и произнесение звуков и слов по подражанию. В этой работе главная роль у родителей, они должны постоянно привлекать внимание ребенка к звукам окружающим звукам и поддерживать его интерес.
  2. Слуховое и речевое развитие. В этот период у ребенка развивается непроизвольное и произвольное внимание, он начинает понимать различие между звуками и запоминает их, у него появляется интерес к тому, что его окружает, и он спрашивает родителей, что означает тот или иной звук. Слухоречевая коррекционная работа происходит в рамках развития у ребенка речеязыковой системы, то есть накопление пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя речи и он активно пытается использовать речь для общения с окружающими людьми. Важной задачей в этом этапе является развитие слухового контроля собственной речи и формирование слухо-моторных координаций.
  3. Языковое развитие и развитие системы родного языка. Ребенок слышит, пользуется и получает на коррекционных занятиях информацию о родном языке. Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия грамматической стороны речи, ребенку нужно объяснить правила словообразования и словоизменения в зависимости от рода, числа, падежа и пр. Во время работы нужно обращать внимания ребенка на правильность построения слова, на окончание и помогать произносить тихие элементы речевого потока.
  4. Заключительный этап. В этот период происходит формирование сложной связной речи и понимание сложных текстов. Нужно у ребенка к кохлеарной имплантацией увеличить количество слов в словарном запасе и знания об окружающем мире, развить грамматические представления, научить их улавливать логику и поиск причинно-следственной связи в текстах. Дети с кохлеарной имплантацией в этот период накапливают словарный запас, получают знания об окружающем мире и развивается грамматическая система родного языка.

Особое значение в реабилитации детей после кохлеарной имплантации уделяется семейному окружению, родители должны наладить эмоционально-сенсорный контакт с ребенком. Близкие в своей работе должны помочь ребенку привыкнуть к тому, что он слышит окружающие звуки и стимулировать у него желание общаться. В семье для развития у ребенка речи, активизации его словаря и помощи в изучении его родного языка, в домашних условиях нужно проводить в постоянном монологи и общении, для создания подходящей речевой зоны.

Таким образом, кохлеарная имплантация является важнейшим средством социализации детей с нарушением слуха на современном этапе. Для создания эффективного развития ребенка с кохлеарной имплантацией, должна проводиться правильная коррекционно-развивающая работа, чтобы формировать адекватное слухоречевое поведение, развивать речевые навыки, языковые способности и требуется систематическое участие специалистов и родителей в реабилитации.

Литература:

  1. Королева И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И. В. Королева. — СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006а. 102 с.
  2. Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т. Н. Ушаковой. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 90–113.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, имплантация, нарушение слуха, родной язык, внимание ребенка, звук, обращенная речь, речевое развитие, ранний возраст, словарный запас.


Похожие статьи

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.

Психологические аспекты причины возникновения нарушений...

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение, артикуляционный аппарат. Ключевые слова. культура речи, речепроизношение, языковые...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей.

Подборка игр по развитию неречевого слуха. Блок №1.Активизация слуховых ощущений ислухового внимания ребенка.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей, речевое развитие, артикуляционная гимнастика, компьютерная технология, мелкая моторика.

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

ребенок, артикуляционный аппарат, игра, младший дошкольный возраст, развитие, слуховое внимание, просодическая сторона речи, раннее детство, мелкая моторика пальцев рук, речевое развитие.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих...

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми.

Проблемы речевых нарушений у детей города Шатуры...

У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, слово, малыш, звук, время родов, детское

Обследование познавательного развития детей раннего возраста...

Похожие статьи

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.

Психологические аспекты причины возникновения нарушений...

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение, артикуляционный аппарат. Ключевые слова. культура речи, речепроизношение, языковые...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей.

Подборка игр по развитию неречевого слуха. Блок №1.Активизация слуховых ощущений ислухового внимания ребенка.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей, речевое развитие, артикуляционная гимнастика, компьютерная технология, мелкая моторика.

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

ребенок, артикуляционный аппарат, игра, младший дошкольный возраст, развитие, слуховое внимание, просодическая сторона речи, раннее детство, мелкая моторика пальцев рук, речевое развитие.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих...

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми.

Проблемы речевых нарушений у детей города Шатуры...

У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, слово, малыш, звук, время родов, детское

Обследование познавательного развития детей раннего возраста...

Задать вопрос