Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 17.06.2018

Статья просмотрена: 1055 раз

Библиографическое описание:

Алпатикова, С. В. Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности / С. В. Алпатикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51509/ (дата обращения: 17.04.2024).



Одной из важнейших проблем психологии и педагогики является проблема познавательного интереса у детей. В ряде исследований познавательный интерес — ведущая мотивационная тенденция игровой деятельности. Интерес — это особый механизмом поведения, который определяет положительный эмоциональный фон и степень увлеченности деятельностью.

У ребенка в дошкольном возрасте происходит перестройка всей психической жизни, а также его отношение к окружающему миру. В этом возрасте ребенок открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественных функций людей. Дошкольник старается активно участвовать во взрослой жизни. В этом возрасте ребенок может реализовать себя только через игру.

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. Она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

Познавательное развитие ребенка связано, прежде всего, с органами чувств, а также с совершаемыми им движениями.

Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Значимость развития мелкой моторики получила научное обоснование.

Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты.

Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В. М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Исходя из выше сказанного, зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и т. п.

Дети с ЗПР в игре преимущественно затрагивают бытовую тематику, у них снижен интерес к игре, сюжет игры тяготеет к стереотипам, замысел игры возникает с трудом. Ролевое поведение в игре отличается импульсивностью. Игра не сформирована и как совместная деятельность. Такие дети мало общаются между собой в игре, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Все особенности игры детей с ЗПР описаны Е. С. Слепович и подтверждены наблюдениями за свободным поведением детей и подтверждены данными других исследований [1].

В игре реализуются потенциальные возможности личности ребенка, первые творческие проявления, как следствие, формируется личность ребенка. Функции игры находятся в прямой зависимости от психологических особенностей, раскрытыми в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского и др.

К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире [2].

Специфика обучающей игры заключается в ее структуре. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Быстро и удачно найденное решение, успех, радость победы, одобрение со стороны педагога оказывают на ребенка положительное воздействие, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности, активизируют мышление.

Следовательно, игровые приемы — это основные приемы, которые используют воспитатели, логопеды и дефектологи на занятиях с детьми с ЗПР. Эти приемы повышают познавательную активность детей данной категории, стимулируют развитие внутренней мотивации и поддерживают интерес к занятиям. Благодаря игровым приемам решаются основные образовательно-воспитательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Я в своей деятельности использую нетрадиционный метод работы с манной крупой. Существует широкий спектр ее использования для развития мелкой моторики у детей. Создание рисунков цветной манкой, развивающие игры «Нарисуй узор», «Найди заданный предмет».

Рисование манной крупой развивает мелкую моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки).

Таким образом, познавательный интерес — многогранное и обширное понятие. Развитие и формирование познавательного интереса — это часть проблемы всестороннего развития личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его развития и формирования не вызывает сомнений и имеет психологическое, педагогическое и социальное значение.

Литература:

  1. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 2005.
  2. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 2008.
  3. Кордуэлл М. Психология. А — Я: Словарь-справочник. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, познавательный интерес, ребенок, мелкая моторика, игровая деятельность, манная крупа, окружающий мир, познавательная деятельность, прием, прямая зависимость.


Похожие статьи

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние...

Как и всякая познавательная деятельность, лепка играет большую роль во всестороннем развитии детей.

Иными словами, развитая мелкая моторика непосредственно влияет на успехи в игре и последующем психическом и физическом развитии ребенка, а игра закрепляет...

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Игра, кисть рук, мелкая моторика...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук.

Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Педагог может варьировать использование методов совершенствования управления пальчиками, в зависимости от возраста ребенка.

Продуктивные виды деятельности являются неотъемлемой частью при развитии мелкой моторики.

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность, психическое развитие, сама игра, действие, развитие, аномальный ребенок.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольный возраст

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Похожие статьи

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние...

Как и всякая познавательная деятельность, лепка играет большую роль во всестороннем развитии детей.

Иными словами, развитая мелкая моторика непосредственно влияет на успехи в игре и последующем психическом и физическом развитии ребенка, а игра закрепляет...

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Игра, кисть рук, мелкая моторика...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук.

Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Педагог может варьировать использование методов совершенствования управления пальчиками, в зависимости от возраста ребенка.

Продуктивные виды деятельности являются неотъемлемой частью при развитии мелкой моторики.

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

игра, дидактическая игра, мелкая моторика рук, ребенок, игровая деятельность, психическое развитие, сама игра, действие, развитие, аномальный ребенок.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольный возраст

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Задать вопрос