Преимущества использования арт-терапии в работе психолога с детьми, пострадавшими от насилия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гладышева, В. А. Преимущества использования арт-терапии в работе психолога с детьми, пострадавшими от насилия / В. А. Гладышева, М. А. Воронина, А. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51449/ (дата обращения: 14.08.2020).



В статье рассматриваются особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия; направления арт-терапевтических методов в работе с психологической травмой ребенка.

Ключевые слова: насилие, травма, атмосфера безопасности, ребенок, терапия, сказка, песок, чувство, переживание, специалист

Ребенок, подвергшийся насилию, переполнен чувствами и мыслями по поводу случившегося и зачастую негативно относится к встрече со специалистом. Он утратил доверие к миру и окружающим людям, не верит в то, что кто-то сможет ему помочь. Делиться со взрослыми и даже вспоминать о случившемся ребенок не хочет из-за негативных чувств и эмоций, возникающих во время рассказа. Это может привести к нарушению адаптации в социуме, к трудностям во взаимоотношениях со сверстниками и ярко выраженным посттравматическим симптомам.

В работе с детьми, пострадавшими от насилия, психологу необходимо использовать методы, которые позволят наладить контакт с ребёнком, создать атмосферу безопасности и мотивировать ребенка на дальнейшие встречи со специалистом.

Для того чтобы достичь положительных результатов и минимизировать риск повторной травматизации ребенка, пострадавшего от насилия, комбинируются различные методы, техники и приемы. Опыт работы показывает, что арт-терапевтические техники (сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия и т. д.) эффективны в работе с пострадавшими детьми, т. к. позволяют эмоционально отреагировать состояние в доступной для ребенка форме.

  1. Применение техники сказкотерапии.

Каждый ребенок с детства знаком со сказкой. С помощью сказок ребенок познает окружающий многообразный мир. Слушая сказку, ребенок по-своему переживает за героев и воспринимает происходящие в ней события, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией. Ему проще передать свои эмоции через вымышленного героя.

Несмотря на то, что сказка — это вымышленный сюжет, в ней существует определенная модель поведения сказочных героев, например, герои, на долю которых выпадают испытания, и при этом они проявляют свои лучшие качества, становятся более мудрыми и сильными, а их поступки вознаграждаются. В свою очередь, герои, которые совершили плохие поступки, получают по заслугам. Также одним из плюсов сказки является хорошая концовка. Это формирует у ребенка чувство психологической защищенности и помогает сформировать образ позитивного будущего.

Создавая и проигрывая свою историю, ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в ребенке, выходит на свет, персонажи сказки приходят в движение, выражая актуальные чувства, эмоции и мысли ребенка.

Одним из вариантов работы со сказкой может быть придумывание своей собственной сказки, наделение персонажей различными не свойственными им характерами (например, заяц — смелый; волк — трус; лиса — добрая, вежливая; медведь — быстрый). Далее специалист может предложить ребенку перевоплотиться в одного из сказочных героев и рассказать, какое у него настроение именно сейчас, какие чувства он испытывает. Когда ребенок выбрал фигурку героя и рассказал о нем, специалист может предложить создать сказочную страну.

При этом, специалист стимулирует ребенка на создание сказки, задавая ему последовательность через вопросы: «С чего все началось?», «Что изменилось?», «Что страшного случилось?», «Что потом произошло?», «Чем все закончилось?», «Что произойдет в будущем?» и т. д.

Сказочная задача формируется таким образом, чтобы ребенок мог спроецировать свое актуальное состояние, перенести свой жизненный опыт.

Таким образом, с помощью сказки ребёнок учится самостоятельно преодолевать различные жизненные трудности и преграды, т. к. в процессе проживания ребенком сказки образуются связи между сказочными событиями и поведением ребенка в реальной жизни.

  1. Применение песочной терапии.

Дети знакомятся с песком с самого раннего детства. Процесс игры с ним прост и приятен, что создает атмосферу безопасности и комфорта.

Играя с песком, выстраивая в нем миры или заданные темы, ребенок проецирует свой внутренний мир, переживания, комплексы, актуальные состояния и т. д. Для специалиста — это возможность посмотреть на ситуацию со стороны, осмыслить и найти конструктивные приемы и способы решения проблемы, выстроить новые модели взаимоотношений.

Строительство картин из песка, придумывание различных историй, является наиболее доступной для ребенка формой выражения чувств и переживаний. В качестве вспомогательного средства выступает взаимодействие с песком, которое стимулирует деятельность пострадавшего ребенка и помогает ему сформулировать и рассказать то, что с ним произошло и объяснить, что он чувствует.

Ребенок в процессе игры может выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, тревоги, негативных переживаний, чувства вины, стыда, гнева, не боясь, осуждения и наказания.

Ребенок чувствует себя свободно в связи с тем, что он понимает, что имеет право на ошибки и коррекцию рисунка.

Формы работы с песком могут быть направлены на актуализацию ресурсного и актуального состояния. Формулировать задания можно следующим образом: «Место, где я отдыхаю», «Вспомни самый яркий для тебя момент в жизни и создай его в песочнице», «То, что я люблю», «Самый счастливый день в моей жизни», «Выбери одну фигурку и создай для неё максимально комфортную среду», «Вылепи из песка фигуру твоего помощника» и т. д.

Таким образом, использование песочной терапии помогает ребенку осознать ребёнком свои эмоциональные проявления, переживания, обеспечивает проработку травмирующего состояния на безопасном для ребенка уровне и достижение эмоционального комфорта.

  1. Применение фототерапии.

Преимущество использования фототерапии в том, что фотоматериалы выступают в качестве триггеров, побуждают ребенка к описанию своих чувств, а также ситуаций, возникающих в прошлом и настоящем.

Фототерапия предполагает не только рассматривание фотоснимков, картин с различными изображениями, но и активное участие в создании фотоснимков. Активное участие в создании фотоснимков позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным и проявить инициативу. Создание снимков может рассматриваться им как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает ребенку ощущение собственной значимости и силы. Важным значением при этом является возможность самостоятельно выбрать объекты для съемки, а также относительно безопасно исследовать мир взрослых отношений и свою внешность. Благодаря активному участию в создании фотографий ребенок ощущает себя художником и может изменить свое представление о себе и своих возможностях в лучшую сторону.

Так же фотография помогает в визуализации эмоций. Следует отметить, что каждый человек вкладывает в изображение определенный смысл и эмоциональную окраску, что может не соответствовать первоначальному замыслу фотографа и восприятию этого же снимка другим человеком. Это можно объяснить тем, что значение фотографии заключается не только в ее визуальном содержании, но и в эмоциональном восприятии, которые зависят от конкретного зрителя и его индивидуальных особенностей, личного опыта, интересов, образа жизни и т. д.

В процессе применения психологом метода фототерапии, можно обратить внимание на то, что ребенок, как правило, выбирает наиболее значимые фотографии, при обсуждении которых удается вынести необходимую информацию из бессознательного в осознаваемую зону для формирования позитивных изменений.

Существует несколько основных техник фототерапии, которые можно применить в работе с детьми и подростками. Эти техники можно применять как самостоятельные формы работы (работа только с фотографиями), а также сочетать с другими психотерапевтическими направлениями, включать в коррекционные тренинги и программы. Использовать метод фототерапии можно как для индивидуальных сессий, так и для занятий с группой.

Необходимо отметить, что техника фототерапии не предназначена для развития творческих способностей или эстетических запросов ребенка, а способствует самопознанию и самовыражению, помогает выявить актуальные возможности и потребности, раскрыть причины или суть проблем, которые могут возникнуть у него.

При выборе форм и вариантов работы с ребенком, пострадавшим от насилия, психологу необходимо обращать внимание на личностные особенности ребенка, ставить специфические задачи, исходя из конкретной ситуации, в которую попал ребенок, и определять временные границы дальнейшей деятельности.

Спектр применения арт-терапевтических техник достаточно широк: в качестве диагностической техники; в работе с образом «Я» («насколько я себя знаю?», «насколько принимаю?», «соответствует ли мой внешний образ моему внутреннему ощущению?»); в работе с кризисными состояниями, с посттравматическими стрессовыми расстройствами, сниженной самооценкой; с поиском ресурсов, а также может использоваться в работе с семейной историей.

Литература:

  1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму/И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013–238 с.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия/ Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
  3. Копытин А. И. Техники фототерапии / А. И. Копытин. — СПб.: Речь, 2010.
  4. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок/И. Е. Кулинцова. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 169 с.
  5. Психологическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. -Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего» — 2009. — 88 с.: цв. ил.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, активное участие, атмосфера безопасности, песочная терапия, работа, актуальное состояние, арт-терапевтические техника, вариант работы, процесс игры, создание фотоснимков.


Ключевые слова

насилие, ребёнок, специалист, переживание, травма, терапия, сказка, песок, чувство, атмосфера безопасности

Похожие статьи

Песочная терапия как одна из современных...

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями.

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми...

Ключевые слова: детский сад, ребенок, арт-терапия, арт-терапевтические методики, педагог-психолог, дошкольный возраст.

В арт-терапии отсутствуют оценки результатов работ, здесь важен сам процесс, а не результат.

Применение техники sand-art как элемента арт-технологий...

Рассматриваются варианты применения инновационных арт-технологий — песочной технологии, пескографии, метода sand-art.

Среди основных направлений коррекционной, развивающей или терапевтической работы

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР.

Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми...

Разработанная Техника активного воображения Карла Юнга стала базой для авторского метода «Песочной терапии» Доры Калф.

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми... Ключевые слова: детский сад, ребенок, арт-терапия, арт-терапевтические методики, педагог-психолог, дошкольный возраст.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе...

В статьепредставлен обзор арт-терапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: арт-терапия, арт-педагогика...

Похожие статьи

Песочная терапия как одна из современных...

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями.

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми...

Ключевые слова: детский сад, ребенок, арт-терапия, арт-терапевтические методики, педагог-психолог, дошкольный возраст.

В арт-терапии отсутствуют оценки результатов работ, здесь важен сам процесс, а не результат.

Применение техники sand-art как элемента арт-технологий...

Рассматриваются варианты применения инновационных арт-технологий — песочной технологии, пескографии, метода sand-art.

Среди основных направлений коррекционной, развивающей или терапевтической работы

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР.

Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми...

Разработанная Техника активного воображения Карла Юнга стала базой для авторского метода «Песочной терапии» Доры Калф.

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми... Ключевые слова: детский сад, ребенок, арт-терапия, арт-терапевтические методики, педагог-психолог, дошкольный возраст.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе...

В статьепредставлен обзор арт-терапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: арт-терапия, арт-педагогика...

Задать вопрос