Особенности изучения временных форм русского глагола в национальных группах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 15.06.2018

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Махмудов У. Р., Юлдашева Г. Э. Особенности изучения временных форм русского глагола в национальных группах // Молодой ученый. — 2018. — №24. — С. 356-357. — URL https://moluch.ru/archive/210/51425/ (дата обращения: 17.12.2018).



Задача практического курса русского языка в национальной аудитории вуза — приобретение студентами прочных навыков владения устной и письменной речью.

Необходимым условием для коммуникации является овладение глаголом — важнейшим конструктивным элементом предложения. По данным, например, «Частотного словаря современного русского языка» Э. А. Штейнфельдта, в русской речи глагол составляет 24 % активного словаря и стоит по употребительности на втором месте после имени существительного. В речевом потоке глагол встречается чаще всего в изъявительном наклонении (78,5 %), которое выражается в формах прошедшего, настоящего и будущего времени. Поэтому без хорошего знания глагола невозможно в дальнейшем усвоение синтаксиса простого предложения, успешное овладение навыками устной и письменной речи; с изучением глагола связано усвоение ряда важных правил правописания» [3, с. 229–230].

Практическое овладение формами времени русского глагола связано с трудностями, которые предопределяются следующими причинами:

‒ сложностью системы формо- и словообразования русского глагола, наличием двух основ, двух типов спряжения, чередованием звуков при спряжении, тесным переплетением видовременных значений и форм;

‒ особенностями координации глагола-сказуемого с подлежащим;

‒ интерферирующим влиянием родного языка студентов.

Одну из трудностей, с которой встречаются студенты национальных групп при изучении форм времени русского глагола, представляет усвоение русского ударения.

Сопоставление форм русского и узбекского глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени дает возможность выявить трудности усвоения русских форм студентами-узбеками и является необходимым условием предвидения и предупреждения ошибок обучающихся.

Без выявления трудностей, возникающих перед нерусскими учащимися при изучении видовременных форм русского языка, без учета этих трудностей невозможно построить рациональную систему обучения указанным формам в национальной аудитории.

Предлагаемая нами система работы по обучению видовременным формам русского глагола в национальной аудитории включает следующий комплекс проблем: целенаправленный отбор, методическую организацию глагольного материала и подачу его в составе коммуникативных единиц речи.

Исходя из того, что обучение практическому употреблению форм времени глагола должно осуществляться на определенной лексической базе, и учитывая, что в настоящее время нет единого глагольного минимума для национальных групп вуза, нами на основе статистической обработки глагольной лексики 12 частотных словарей составлен рабочий словник, включающий 1420 глаголов.

Экспериментально-опытная работа, построенная на основе учета специфических трудностей в овладении формами времени и частотности употребления глагольных словоформ, позволила установить целесообразность следующего порядка подачи учебного материала: сначала следует вводить модели спряжения стандартных глаголов [2, с. 99–100], затем — модели нестандартных глаголов в определенной нами последовательности.

К стандартным глаголам [1, с.56], мы отнесли глаголы, у которых инфинитив оканчивается на гласный –ть, основа настоящего (будущего) времени не претерпевает существенных изменений по сравнению с основой инфинитива, т. е. в ней не происходит чередование звуков, изменения аффиксов, а в основе прошедшего времени мужского рода присутствует суффикс –л.

К нестандартным отнесены глаголы, у которых инфинитив оканчивается на согласный –ти, -чь или же на гласный –ть, а в основе прошедшего времени мужского рода наблюдается нулевой суффикс или в основе настоящего времени происходит чередование звуков, изменение аффиксов.

Исследование структуры обучения временным глагольным формам позволило внести ряд предложений по её улучшению.

Нам представляется целесообразным, например, необходимость взаимосвязанного изучения категорий вида и времени, поскольку практическое овладение формами времени не может осуществляться вне связи с видовой семантикой и формообразованием.

Целесообразна также комплексная презентация учебного материала, предполагающая актуализацию форм времени русского глагола не только в процессе непосредственного изучения данного раздела программы, но и при прохождении других программных тем.

Как показала практика работы в национальных группах, изучение временных форм целесообразнее начать с прошедшего времени, так как оно, во-первых, имеет меньше, чем настоящее, грамматических форм, во-вторых, его изучение легче увязать с подачей рода имен существительных. Кроме того, на глаголах прошедшего времени лучше показывать видовые различия глаголов, обозначающих законченность и незаконченность действий.

При прохождении парадигмы спряжения знакомство с личными окончаниями глаголов I и II спряжения следует осуществлять на глаголах, составляющих видовую корреляцию (кончать-кончить, получать-получить).

Работа по обучению студентов закономерностям русского ударения должна стать составной частью изучения видовременных форм русского глагола. Специальных занятий для изучения системы ударения в видовременных глагольных формах не выделять, а рассматривать их попутно с изучением системы образования и изменения указанных форм.

Работу по изучению времени глагола нужно сочетать с закреплением, углублением практических навыков в овладении строем русского предложения, а также в овладении навыками связной речи.

Изучение и усвоение видовременных форм русского глагола студентами-узбеками с целью развития у них коммуникативной русской речи по предлагаемой нами системе достигается путем выполнения разнообразных видов упражнений.

Литература:

  1. Ишанова Т. П. Совершенствование навыков употребления в русской речи студентами-узбеками спрягаемых форм глагола. — М., 1984.
  2. Пап Ф. Классификация русских глаголов. — Русский язык в школе. 1983., № 1.
  3. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1970.
Основные термины (генерируются автоматически): русский глагол, чередование звуков, глагол, учебный материал, русское ударение, практическое овладение, письменная речь, национальная аудитория, мужской род, будущее время.


Похожие статьи

Из опыта изучения форм будущего времени глагола

Изучение темы «Будущее время глагола» в преподавании русского языка в национальных группах вузов имеет большое практическое значение. Студенты национальных групп с большим трудом усваивают будущее простое время и нередко заменяют его будущим...

Префиксальные глаголы движения в преподавании русского...

русский язык, глагол, научный стиль речи, префикс, русское словообразование, глагол движения, какое-либо время, речевая деятельность, типологическая неоднородность...

Особенности морфологической структуры русского...

При усвоении грамматических явлений русского языка национальная аудитория встречается с множеством трудностей.

Например аффикс -чик в слове грузчик показывает род (мужской), число (единственное), падеж (именительный) или в слове читают флексия -ют обозначает, что...

Проблема классификации моделей спряжения глаголов...

1. Белякова Н. Н. Как строится русский глагол? Особенности формообразования: морфология, ударение. — 3-е изд., испр.

Настоящее (простое будущее) время: учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному.

Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов звучания

русский язык, калмыцкий язык, глагол звучания, английский язык, монгольский язык, звук, Глагол, образование глаголов звучания, тело человека, слово.

Использование настольных игр при обучении иностранных...

Изучение темы «Будущее время глагола» в преподавании русского языка в национальных группах вузов имеет большое практическое значение. Кружок помогает развитию устной речи студентов.

Учебно-методическая разработка по русскому языку...

Учебное время— 2 часа. Форма учебного занятия. Практическое занятие. План практического занятия.

*ввести грамматический материал — виды глагола, род имен существительных и закрепить его практическое применение на материале темы.

Роль элективного курса «Правописание и культура речи»...

− Образуйте глагол будущего времени, настоящего времени, возвратный глагол.

Глагол. Орфоэпия. Грамматика. принцип женского рода.

1. Введенская JI.A., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов.

Варианты ударения в современном русском языке

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неверное ударение в словах.

Наряду с прилагательным в русском языке имеется причастие — развитый, образованное от глагола развить, имеющее окончание — ый.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Из опыта изучения форм будущего времени глагола

Изучение темы «Будущее время глагола» в преподавании русского языка в национальных группах вузов имеет большое практическое значение. Студенты национальных групп с большим трудом усваивают будущее простое время и нередко заменяют его будущим...

Префиксальные глаголы движения в преподавании русского...

русский язык, глагол, научный стиль речи, префикс, русское словообразование, глагол движения, какое-либо время, речевая деятельность, типологическая неоднородность...

Особенности морфологической структуры русского...

При усвоении грамматических явлений русского языка национальная аудитория встречается с множеством трудностей.

Например аффикс -чик в слове грузчик показывает род (мужской), число (единственное), падеж (именительный) или в слове читают флексия -ют обозначает, что...

Проблема классификации моделей спряжения глаголов...

1. Белякова Н. Н. Как строится русский глагол? Особенности формообразования: морфология, ударение. — 3-е изд., испр.

Настоящее (простое будущее) время: учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному.

Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов звучания

русский язык, калмыцкий язык, глагол звучания, английский язык, монгольский язык, звук, Глагол, образование глаголов звучания, тело человека, слово.

Использование настольных игр при обучении иностранных...

Изучение темы «Будущее время глагола» в преподавании русского языка в национальных группах вузов имеет большое практическое значение. Кружок помогает развитию устной речи студентов.

Учебно-методическая разработка по русскому языку...

Учебное время— 2 часа. Форма учебного занятия. Практическое занятие. План практического занятия.

*ввести грамматический материал — виды глагола, род имен существительных и закрепить его практическое применение на материале темы.

Роль элективного курса «Правописание и культура речи»...

− Образуйте глагол будущего времени, настоящего времени, возвратный глагол.

Глагол. Орфоэпия. Грамматика. принцип женского рода.

1. Введенская JI.A., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов.

Варианты ударения в современном русском языке

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неверное ударение в словах.

Наряду с прилагательным в русском языке имеется причастие — развитый, образованное от глагола развить, имеющее окончание — ый.

Задать вопрос