Роль интуиции в научном познании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 13.06.2018

Статья просмотрена: 4660 раз

Библиографическое описание:

Нагаткина, А. В. Роль интуиции в научном познании / А. В. Нагаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 365-366. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51410/ (дата обращения: 25.04.2024).



Логическое мышление, законы логики, способы и приемы образования новых понятий — играют большую роль в получении нового знания. Но рассмотрение процессов познавательной деятельности, как составной части любой человеческой деятельности, свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно рассматриваемому мышлению. Важное место в процессе восприятия новой информации занимает интуиция, передающая познанию новый стимул и направление движения.

Ключевые слова: интуиция, интуиционизм, интуитивные процесс, логика, математическая интуиция

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно вырабатывает новое знание, выступает столь же всеобщей, присущей каждому человеку способностью, как и чувственное восприятие, и абстрактное мышление.

Роль интуиции в научном и, в частности, математическом познании еще недостаточно разработана. Интуиция в научном познании является темой исследований ученых различных сфер, а также научных интересов математиков, физиков, социологов, психологов, философов и др.

Процесс мышления не всегда может быть осуществлен в развернутом и логически доказательном виде. Встречаются случаи, когда человек мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильный выход из нее. Способность понимания истины путем прямого ее рассмотрения без обоснования доказательств именуется интуицией.

В качестве основных характеристик интуиции обычно отмечают такие ее черты, как внезапность, непосредственность, неосознанность. Интуиция — сложный познавательный акт, связанный с предопределенной ролью человеческого опыта, с его сознанием.

Интуитивному процессу предшествует период длительной работы сознания. Интуиция является первоначалом сложной интеллектуальной деятельности человеческого сознания. На данном этапе закладываются основы будущего знания, которое в дальнейшем проявляется внезапным путем. Человек осознает только начало и конец процесса интуитивного познания. Он контролирует лишь этапы формулировки проблемы и ее готового решения. Этап, на котором происходит решение проблемы, скрыт в области подсознания. Знание воспринимается как готовый результат, полученный без размышления, так как было достигнуто интуитивным путем.

Необходимо обозначить, что интуитивные процессы познания проявляются у представителей многих профессий в разнообразных жизненных ситуациях. Так, в законодательстве в процессе принятия законопроекта учитывается не только знание «буквы» закона, но и его «духа». Закон должен вносить изменения в жизнь людей не только в соответствии с заранее предписанными нормами и правилами, но и согласно «внутреннему убеждению».

В медицине не обойтись без «внутренних ощущений». Бросив беглый взгляд на больного, врач может иногда точно поставить диагноз, но при этом испытывает затруднения при объяснении, так как и сам не осознает на какие именно симптомы он ориентировался, он даже не в состоянии их осознать.

Что касается математики, то здесь интуиция четко показывает связь между целым и частями. Логика играет основную роль в анализе готового доказательства, в делении его на отдельные составляющие и группы. С помощью интуиции достигается синтез частей в единое целое, а также объединение отдельных элементов в более крупные группы.

По отношению к интуитивной деятельности человека, которая опирается на синтез частей и целого, машинное моделирование деятельности человека становится вторичными.

Интуитивная гипотеза не следует логически построенной цепочке из фактов, она опирается на творческое понимание вещей.

Интуиционизм — совокупность философский взглядов, изучающих роль интуиции в области математики. Основоположником данного направления считается выдающийся голландский математик, логик и методолог науки Лейтзен Эгберт Ян Брауэр (1881–1966). Интуиционизм оказал огромное воздействие на: а) поддержание стабильного интереса к положению интуиции среди математиков; б) проведение философских исследований по изучению феномена интуиции; в) формирование образцов получения математических результатов на интуитивной основе.

Также стоит рассмотреть основные направления учения о математической интуиции, в изучении которых интуиционизм внес серьезный вклад:

  1. Разработка математической интуиции и ее связь с методическими установками интуиционизма. Брауэр подчеркнул роль интуиции, основанной на логической необходимости, в математике. В своем обосновании математики Брауэр опирался на интуицию числа, которая не имеет точек соприкосновения с эмпирической интуицией и обладает безусловной достоверностью, является аксиомой.
  2. Разработка методологических и мировоззренческих аспектов проблемы интуиции в математическом познании вообще.
  3. Апеллирование при анализе воззрений к идее интуиционизма. С точки зрения Гуссерля, идея последовательности является основополагающей особенностью процесса интуиции.
  4. Влияние идей интуиционизма на формирование методологических установок многих ученых.
  5. Актуальность «эпистемологии без познающего субъекта», опирающейся на концепцию «третьего мира».
  6. Влияние и на психологические учения об интуиции.

В научной сфере известен интуитивизм, как идеалистическое течение, получившее распространение в зарубежной философии. Рациональному познанию интуитивизма противопоставляется осознание действительности, основанное на интуиции. Интуиция рассматривается как особая способность сознания, которая не сводится ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, а также не поддается логическому осмыслению. Интуитивизм тесно связан с мистицизмом.

Литература:

  1. Василев Ст. «Место интеллектуальной интуиции в научном познании» // «Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики» София, 1981 Т. 1 с. 370–371.
  2. Кеннон У. Б. «Интуиция и научное творчество» с. 5.
  3. Копнин П. В. «Гносеологические и логические основы науки» с. 190.
  4. Налчаджян А. А. «Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества)» Москва, 1972 с. 80, 149.
  5. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции//Структура и развитие науки. — М., 1978, с.203.
Основные термины (генерируются автоматически): интуиция, математическая интуиция, роль интуиции, математическое познание, синтез частей.


Ключевые слова

логика, интуиция, интуиционизм, интуитивные процесс, математическая интуиция

Похожие статьи

Интеллектуальная интуиция, как метод получения...

Роль интуиции в научном познании | Статья в журнале... Логическое мышление, законы логики, способы и приемы образования новых понятий — играют большую роль в получении нового знания. Но рассмотрение процессов познавательной деятельности, как составной части...

Интуиция как компонент педагогического творчества...

Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова [5], состоит в следующем

Итак, интуиция является необходимой частью педагогической деятельности педагогического творчества.

Система принципов чистого разума И. Канта | Статья в журнале...

Кант поставил вопрос о специфичности математического познания, об его

чувственности или на априорные наглядные представления «созерцания» (интуиции) пространства и времени.

По Канту время является составной частью знания, которое представляет собой синтез...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся...

Ключевые слова: математический кружок, курс кружка, наглядная геометрия. Как известно, математика — предмет, который изучают в школе

– обозначить роль геометрических знаний в познании мира; – развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося

Композиты специального назначения: идентификация...

На концептуальном (объяснительном) уровне считается, что в процессе структурной идентификации существенную роль играют интуиция и жизненный

Если математическая теория изучается без практики в решении задач, получаемое знание не действенно и не прочно.

Поиграйте с детьми в математику | Статья в журнале...

Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний.

Практика как гносеологическая категория | Статья в журнале...

Интеллектуальная интуиция, как метод получения... Человек использует свои познавательные способности только с позиции самосохранения, таким образом, целью для. Использование интуитивных методов познания носит скрытый характер...

Модель математических способностей инженера и ее реализация...

Инженерно-математическая интуиция.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления... В связи с развитием наукоемких и высокотехнологичных производств в современной России повышается потребность в квалифицированных кадрах с высоким уровнем...

Растим «элиту знаний». Система развития творческого...

Исключительную роль в формировании «элиты знаний» имеет система образования.

У детей развита интуиция, яркость

этих процессов в формировании мыслительных способностей, математическими знаниями, речи, а в дальнейшем в овладении ребенком навыками чтения...

Похожие статьи

Интеллектуальная интуиция, как метод получения...

Роль интуиции в научном познании | Статья в журнале... Логическое мышление, законы логики, способы и приемы образования новых понятий — играют большую роль в получении нового знания. Но рассмотрение процессов познавательной деятельности, как составной части...

Интуиция как компонент педагогического творчества...

Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова [5], состоит в следующем

Итак, интуиция является необходимой частью педагогической деятельности педагогического творчества.

Система принципов чистого разума И. Канта | Статья в журнале...

Кант поставил вопрос о специфичности математического познания, об его

чувственности или на априорные наглядные представления «созерцания» (интуиции) пространства и времени.

По Канту время является составной частью знания, которое представляет собой синтез...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся...

Ключевые слова: математический кружок, курс кружка, наглядная геометрия. Как известно, математика — предмет, который изучают в школе

– обозначить роль геометрических знаний в познании мира; – развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося

Композиты специального назначения: идентификация...

На концептуальном (объяснительном) уровне считается, что в процессе структурной идентификации существенную роль играют интуиция и жизненный

Если математическая теория изучается без практики в решении задач, получаемое знание не действенно и не прочно.

Поиграйте с детьми в математику | Статья в журнале...

Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний.

Практика как гносеологическая категория | Статья в журнале...

Интеллектуальная интуиция, как метод получения... Человек использует свои познавательные способности только с позиции самосохранения, таким образом, целью для. Использование интуитивных методов познания носит скрытый характер...

Модель математических способностей инженера и ее реализация...

Инженерно-математическая интуиция.

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления... В связи с развитием наукоемких и высокотехнологичных производств в современной России повышается потребность в квалифицированных кадрах с высоким уровнем...

Растим «элиту знаний». Система развития творческого...

Исключительную роль в формировании «элиты знаний» имеет система образования.

У детей развита интуиция, яркость

этих процессов в формировании мыслительных способностей, математическими знаниями, речи, а в дальнейшем в овладении ребенком навыками чтения...

Задать вопрос