Роль интуиции в научном познании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 13.06.2018

Статья просмотрена: 5283 раза

Библиографическое описание:

Нагаткина, А. В. Роль интуиции в научном познании / А. В. Нагаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 365-366. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51410/ (дата обращения: 17.12.2024).



Логическое мышление, законы логики, способы и приемы образования новых понятий — играют большую роль в получении нового знания. Но рассмотрение процессов познавательной деятельности, как составной части любой человеческой деятельности, свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно рассматриваемому мышлению. Важное место в процессе восприятия новой информации занимает интуиция, передающая познанию новый стимул и направление движения.

Ключевые слова: интуиция, интуиционизм, интуитивные процесс, логика, математическая интуиция

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно вырабатывает новое знание, выступает столь же всеобщей, присущей каждому человеку способностью, как и чувственное восприятие, и абстрактное мышление.

Роль интуиции в научном и, в частности, математическом познании еще недостаточно разработана. Интуиция в научном познании является темой исследований ученых различных сфер, а также научных интересов математиков, физиков, социологов, психологов, философов и др.

Процесс мышления не всегда может быть осуществлен в развернутом и логически доказательном виде. Встречаются случаи, когда человек мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильный выход из нее. Способность понимания истины путем прямого ее рассмотрения без обоснования доказательств именуется интуицией.

В качестве основных характеристик интуиции обычно отмечают такие ее черты, как внезапность, непосредственность, неосознанность. Интуиция — сложный познавательный акт, связанный с предопределенной ролью человеческого опыта, с его сознанием.

Интуитивному процессу предшествует период длительной работы сознания. Интуиция является первоначалом сложной интеллектуальной деятельности человеческого сознания. На данном этапе закладываются основы будущего знания, которое в дальнейшем проявляется внезапным путем. Человек осознает только начало и конец процесса интуитивного познания. Он контролирует лишь этапы формулировки проблемы и ее готового решения. Этап, на котором происходит решение проблемы, скрыт в области подсознания. Знание воспринимается как готовый результат, полученный без размышления, так как было достигнуто интуитивным путем.

Необходимо обозначить, что интуитивные процессы познания проявляются у представителей многих профессий в разнообразных жизненных ситуациях. Так, в законодательстве в процессе принятия законопроекта учитывается не только знание «буквы» закона, но и его «духа». Закон должен вносить изменения в жизнь людей не только в соответствии с заранее предписанными нормами и правилами, но и согласно «внутреннему убеждению».

В медицине не обойтись без «внутренних ощущений». Бросив беглый взгляд на больного, врач может иногда точно поставить диагноз, но при этом испытывает затруднения при объяснении, так как и сам не осознает на какие именно симптомы он ориентировался, он даже не в состоянии их осознать.

Что касается математики, то здесь интуиция четко показывает связь между целым и частями. Логика играет основную роль в анализе готового доказательства, в делении его на отдельные составляющие и группы. С помощью интуиции достигается синтез частей в единое целое, а также объединение отдельных элементов в более крупные группы.

По отношению к интуитивной деятельности человека, которая опирается на синтез частей и целого, машинное моделирование деятельности человека становится вторичными.

Интуитивная гипотеза не следует логически построенной цепочке из фактов, она опирается на творческое понимание вещей.

Интуиционизм — совокупность философский взглядов, изучающих роль интуиции в области математики. Основоположником данного направления считается выдающийся голландский математик, логик и методолог науки Лейтзен Эгберт Ян Брауэр (1881–1966). Интуиционизм оказал огромное воздействие на: а) поддержание стабильного интереса к положению интуиции среди математиков; б) проведение философских исследований по изучению феномена интуиции; в) формирование образцов получения математических результатов на интуитивной основе.

Также стоит рассмотреть основные направления учения о математической интуиции, в изучении которых интуиционизм внес серьезный вклад:

  1. Разработка математической интуиции и ее связь с методическими установками интуиционизма. Брауэр подчеркнул роль интуиции, основанной на логической необходимости, в математике. В своем обосновании математики Брауэр опирался на интуицию числа, которая не имеет точек соприкосновения с эмпирической интуицией и обладает безусловной достоверностью, является аксиомой.
  2. Разработка методологических и мировоззренческих аспектов проблемы интуиции в математическом познании вообще.
  3. Апеллирование при анализе воззрений к идее интуиционизма. С точки зрения Гуссерля, идея последовательности является основополагающей особенностью процесса интуиции.
  4. Влияние идей интуиционизма на формирование методологических установок многих ученых.
  5. Актуальность «эпистемологии без познающего субъекта», опирающейся на концепцию «третьего мира».
  6. Влияние и на психологические учения об интуиции.

В научной сфере известен интуитивизм, как идеалистическое течение, получившее распространение в зарубежной философии. Рациональному познанию интуитивизма противопоставляется осознание действительности, основанное на интуиции. Интуиция рассматривается как особая способность сознания, которая не сводится ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, а также не поддается логическому осмыслению. Интуитивизм тесно связан с мистицизмом.

Литература:

  1. Василев Ст. «Место интеллектуальной интуиции в научном познании» // «Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики» София, 1981 Т. 1 с. 370–371.
  2. Кеннон У. Б. «Интуиция и научное творчество» с. 5.
  3. Копнин П. В. «Гносеологические и логические основы науки» с. 190.
  4. Налчаджян А. А. «Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества)» Москва, 1972 с. 80, 149.
  5. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции//Структура и развитие науки. — М., 1978, с.203.
Основные термины (генерируются автоматически): интуиция, математическая интуиция, роль интуиции, математическое познание, синтез частей.


Ключевые слова

логика, интуиция, интуиционизм, интуитивные процесс, математическая интуиция

Похожие статьи

Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности

В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интелл...

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса

Роль общения в жизни человека очень велика, оно нужно и для определения его сущности. Согласно Ясперсу, философские размышления есть возможность для развития представлений об общении. Мир существует реально, однако человеческий мир превращается в так...

Использование сопоставительного метода при изучении иностранного (французского) языка

В статье автором дана попытка определить, что сопоставительный анализ позволяет организовать, упорядочить «стихийный» процесс восприятия учебного материала через призму родного языка и активизировать сам процесс осмысления изучаемого материала.

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...

Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека и...

Педагогика: воспитательная деятельность педагога

Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в дея...

Познавательные процессы в структуре способностей к математике

В данной статье рассматриваются теоретические представления о способностях отечественными психологами и понятия восприятия, памяти и мышления как основные познавательные процессы. Так же представлена структура способностей к математике.

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Обзор методик и приемов диагностики пространственного мышления младших школьников

В статье характеризуются методики, тесты, задания и пробы, позволяющие оценить уровень развития различных структурных компонентов пространственного мышления младших школьников. Для исследования пространственного мышления диагностируются такие структу...

Похожие статьи

Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности

В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интелл...

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса

Роль общения в жизни человека очень велика, оно нужно и для определения его сущности. Согласно Ясперсу, философские размышления есть возможность для развития представлений об общении. Мир существует реально, однако человеческий мир превращается в так...

Использование сопоставительного метода при изучении иностранного (французского) языка

В статье автором дана попытка определить, что сопоставительный анализ позволяет организовать, упорядочить «стихийный» процесс восприятия учебного материала через призму родного языка и активизировать сам процесс осмысления изучаемого материала.

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...

Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека и...

Педагогика: воспитательная деятельность педагога

Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в дея...

Познавательные процессы в структуре способностей к математике

В данной статье рассматриваются теоретические представления о способностях отечественными психологами и понятия восприятия, памяти и мышления как основные познавательные процессы. Так же представлена структура способностей к математике.

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Обзор методик и приемов диагностики пространственного мышления младших школьников

В статье характеризуются методики, тесты, задания и пробы, позволяющие оценить уровень развития различных структурных компонентов пространственного мышления младших школьников. Для исследования пространственного мышления диагностируются такие структу...

Задать вопрос