Электронные учебно-методические комплексы системы EDUCON как средство для содержательного усвоения физических теорий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 13.06.2018

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Половникова, Л. Б. Электронные учебно-методические комплексы системы EDUCON как средство для содержательного усвоения физических теорий / Л. Б. Половникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51367/ (дата обращения: 20.04.2024).



В новых социально-экономических условиях при подготовке высококвалифицированных специалистов и высокообразованных людей, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности, возрастает роль физического образования.

Физика является основой формирования научных знаний о природе, на ее основе формируется мировоззрение обучающихся.

Система средств обучения, необходимая для содержательного усвоения физических теорий представлена традиционными средства с использованием физического эксперимента и средствами информационно-компьютерной поддержки — виртуальными тренажерами, мультимедийными обучающими системами, Интернет-ресурсами, системой электронного тестирования, ресурсами системы дистанционного обучения Educon.

Широкое применение информационных технологий способно повысить эффективность активного познания для всех форм организации учебного процесса: на этапе самостоятельной подготовки, на лекциях, практических и лабораторных занятиях.

Система поддержки учебного процесса Educon внедрена в Тюменском индустриальном университете (ТИУ) для повышения качества обучения через возможности электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) дисциплин. Состав электронного учебно-методического комплекса определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине. Основой ЭУМК является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере.

При подготовке и проведении занятий в системе Educon преподаватель использует набор элементов курса: лекции (различных форм представления); тесты (различные выборки); методические указания; практические работы; виртуальный лабораторный практикум; новости; сообщения; чат; форум; семинар; глоссарий; анкеты; опросы; уроки; задания; экзаменационные ведомости. Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Нами созданы ЭУМК для обучающиеся программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 15.01.20 -Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике и 18.01.27 — Машинист технологических насосов и компрессоров. Они изучают дисциплину «Физика» на базе основного образования и осваивают дисциплину за 10–11 класс общеобразовательной школы.

Для успешного освоения учебной программы нами созданы курсы ЭУМК «Пропедевтический курс физики» и «Физика».

В основу курсов положены следующие основополагающие идеи:

‒ преемственность является фактором построения учебного процесса;

‒ содержание учебного материала систематизировано на основе физической теории;

‒ методы познания отражают взаимосвязь эмпирического и теоретического, реализующуюся по следующей схеме: чувственно-конкретное → эмпирически-абстрактное → теоретически-абстрактное → теоретически-конкретное;

‒ средства обучения соответствуют методам познания (физический эксперимент, информационные технологии, техническое моделирование);

‒ формы организации обучения определяются способами учебной деятельности, характерными для исследования и конструирования технических объектов.

Кусы включают: 1) систему предметных знаний: естественнонаучная и физическая картины мира, фундаментальная физическая теория, фундаментальные и основополагающие понятия и законы; 2) систему надпредметных метазнаний: логику научного и учебного познания, системно-структурный анализ элементов знаний, методы научного познания; 3) виды познавательной деятельности и способы индивидуальной творческой работы студентов по систематизации и обобщению знаний, умений и навыков школьного курса физики.

Большое внимание при работе с обучающимися уделяется решению физических задач. Тематика практикума по решению задач определяется содержанием курса, целями формирования убежденности о деятельностной природе научного знания, формированием знаний познавательных действий. Методические указания по решению физических задач, сборник задач физических олимпиад, справочные материалы, размещенные в системе Educon, способствуют совершенствованию предметных компетенций по физике. Отдельное внимание уделяется задачам с элементами исследовательского характера.

Принцип профессиональной направленности требует уделять больше внимания задачам с техническим содержанием. В частности, мы предлагаем учащимся самостоятельно придумать задачи такого характера по темам курса, либо найти задачи в сборниках задач, либо воспользоваться Интернет-ресурсами по физики.

Выполняемые обучающимися лабораторные работы просты и наглядны. Они позволяют формировать начальные представления об организации эксперимента, о классификации и способах оценки погрешностей измерений, о методах графического представления результатов измерений, о ведении лабораторной тетради. В ходе лабораторных работ решаются следующие задачи курса: предметное ознакомление с эмпирическим основанием физической теории и экспериментальное воспроизведение физических явлений; знакомство с методами экспериментального исследования; формирование умений и навыков эксплуатации измерительных приборов и обработки результатов измерений; формирование навыков индуктивного обобщения экспериментальных данных с целью выявления эмпирических закономерностей. Лабораторные работы сопровождаются обработкой и обобщением экспериментальных результатов под руководством преподавателя с обсуждением логического различия теоретического и эмпирического обобщения.

Применение информационных технологий при обучении физике в сочетании с традиционными способами организации учебной деятельности открывает дополнительные возможности при проведении лабораторного занятия. Лабораторное занятие поддерживается не только словесным отчетом, но и компьютерным тестированием и, по возможности, работой с аналогичной моделью. Виртуальные лабораторные работы (системы Educon), являются прекрасным дополнением к реальным лабораторным работам, дают новые возможности обучения физике в дополнение к ранее существующим.

Учебный процесс невозможно организовать без процедуры диагностирования обученности обучающихся. Новые возможности предоставляет преподавателям электронное тестирование системы Educon. Содранная нами база тестовых заданий используется в решении этой трудоемкой проблемы. Модуль статистического анализа результатов тестирования, представленный в системе, позволяет нам анализировать уровень знаний обучающихся.

Программа курса включает не только систему знаний, которые необходимо повторить, систематизировать, обобщить и пополнить, но мотивировать активную познавательную деятельность, развить творческий потенциал обучающихся. В ходе различных видов учебно-познавательной деятельности, направленных, прежде всего, на развитие теоретического мышления студента, формируется готовность обучающихся к углубленному и детализированному теоретическому анализу содержания и структуры изучаемых физических теорий.

Литература:

  1. Половникова, Л. Б. Пропедевтический курс физики [Электронный ресурс]: Электронный УМК системы Educon — режим доступа к курсу: http://educon.tsogu.ru:8081/course/view.php?id=13245
  2. Половникова, Л. Б. Физика [Электронный ресурс]: Электронный УМК системы Educon — режим доступа к курсу: http://educon.tsogu.ru:8081/course/view.php?id=2697
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, работа, система, задача, лабораторное занятие, метод познания, сборник задач, учебная деятельность, физическая теория, физический эксперимент.


Похожие статьи

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

задача, задачный подход, ученик, решение, система задач, процесс обучения, образовательный процесс, оригинальная идея, самостоятельная работа, учебный процесс.

Применение экспериментальных задач в современном уроке...

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена ФГОС как главная ценность обучения.

Конечно, можно в нижеприведенных задачах в качестве оборудования использовать и лабораторные физические приборы, которые имеются практически в каждом...

Развитие продуктивного мышления школьников через решение...

К экспериментальным задачам относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с различными

Приведем примеры простых учебных экспериментальных задач, которые возможно использовать в курсе физики 7 класса.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

Понимание сущности физических процессов и явлений

Для обучения специалистов технического профиля лучшим видом проведения лабораторного занятия является работа с лабораторными стендами, установками и реальными измерительными приборами.

Эксперимент на уроке физики и во внеурочное время

Немецкий философ (1724–1804). Физические опыты в занимательной форме знакомят

б) Необходимо вовлечь каждого в учебный процесс.

В работе на занятиях физики с малышами, желательно выбрать метод, который можно назвать так: «Физика вокруг нас!».

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

практическое содержание, Задача, практическая деятельность, производственно-техническое содержание, умение, задачный материал, учебный процесс, физическая задача, процесс решения задач, политехническое...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения... учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный...

Сочетание натурного и вычислительного экспериментов...

Применение компьютерного учебного физического эксперимента в учебном процессе предполагает. учебный физический эксперимент, аналоговый датчик, принцип свободы экспериментирования, учитель физики...

Эксперименты как моделирование лабораторной работы...

Учебный физический эксперимент в виде демонстрационных опытов и лабораторных работ является неотъемлемой, органической частью.

Метод экспериментирования, как средство познавательного... Систему работы выстраивали из взаимосвязи трех основных блоков...

Похожие статьи

Система учебных задач как фактор педагогической поддержки...

задача, задачный подход, ученик, решение, система задач, процесс обучения, образовательный процесс, оригинальная идея, самостоятельная работа, учебный процесс.

Применение экспериментальных задач в современном уроке...

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена ФГОС как главная ценность обучения.

Конечно, можно в нижеприведенных задачах в качестве оборудования использовать и лабораторные физические приборы, которые имеются практически в каждом...

Развитие продуктивного мышления школьников через решение...

К экспериментальным задачам относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с различными

Приведем примеры простых учебных экспериментальных задач, которые возможно использовать в курсе физики 7 класса.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

Понимание сущности физических процессов и явлений

Для обучения специалистов технического профиля лучшим видом проведения лабораторного занятия является работа с лабораторными стендами, установками и реальными измерительными приборами.

Эксперимент на уроке физики и во внеурочное время

Немецкий философ (1724–1804). Физические опыты в занимательной форме знакомят

б) Необходимо вовлечь каждого в учебный процесс.

В работе на занятиях физики с малышами, желательно выбрать метод, который можно назвать так: «Физика вокруг нас!».

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

практическое содержание, Задача, практическая деятельность, производственно-техническое содержание, умение, задачный материал, учебный процесс, физическая задача, процесс решения задач, политехническое...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения... учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный...

Сочетание натурного и вычислительного экспериментов...

Применение компьютерного учебного физического эксперимента в учебном процессе предполагает. учебный физический эксперимент, аналоговый датчик, принцип свободы экспериментирования, учитель физики...

Эксперименты как моделирование лабораторной работы...

Учебный физический эксперимент в виде демонстрационных опытов и лабораторных работ является неотъемлемой, органической частью.

Метод экспериментирования, как средство познавательного... Систему работы выстраивали из взаимосвязи трех основных блоков...

Задать вопрос