Применение балльно-рейтинговой системы при оценке результатов прохождения правовой практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Чумаков, Л. Ю. Применение балльно-рейтинговой системы при оценке результатов прохождения правовой практики / Л. Ю. Чумаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2162/ (дата обращения: 19.04.2024).

На кафедре уголовно-правовых дисциплин и методики их преподавания нашего университета разработаны задания студентам, обучающимся по программам подготовки «учитель права» и «юрист» на прохождение практики в различных правоохранительных органах. Вручение студентам, направляемым на практику, письменных заданий, благотворно сказалось на закреплении теоретических знаний в ходе прохождения практики. Однако дело встало за достижением максимальной объективности оценки приобретенных знаний и умений. Причем не по отдельности, а в совокупности, так как именно умение применить теоретические знания на практике и отличает качественно подготовленного специалиста.

Контроль, проверка и оценка знаний и умений студентов, прошедших практику являются основными компонентами диагностики и непременным сопровождением любого процесса обучения. Проверка является составным компонентом контроля, основной дидактической функцией, которая является обеспечением обратной связи между преподавателем и студентом, получение педагогом объективной информации, степени усвоения учебного материала, знаний и умений, ради которых они направлялись на практику.

На сегодняшний день нет чётко разработанного порядка оценивания знаний умений и навыков студентов, проходящих правовую практику, чаще используется такой метод оценивания знаний как устный зачёт. В ходе зачёта студент рассказывает, как проходила практика, чем он был занят. Преподаватель просматривает представленные студентом документы (путёвку с отметками о времени прохождения практики, отчёт о проделанной работе, отзыв о студенте). После этого студенту задаются вопросы, касающиеся выполненной им работы, компетенции и задачах правоохранительного органа в котором он проходил практику и др. Такая система оценивания нередко необоснованно уравнивает студентов. Иногда процесс оценивания знаний и умений студентов представляет собой субъективное мнение преподавателя о студенте, слабо связанное с уровнем приобретенных умений, навыков и знаний.

Одним из возможных решений отмеченной проблемы является рейтинговая система контроля знаний и умений студентов, которая представляет собой научно обоснованную систему контроля, направленную на индивидуальную оценку каждого обучающегося, выраженную по многобалльной шкале. Она может включать в себя тестовый контроль в полузакрытой форме. Использование тестов имеет существенные преимущества, по сравнению с устным опросом т. к. по каждому заданию выставляются баллы, анализ результатов тестирования дает возможность корректировать и совершенствовать учебный процесс. При необходимости тестовый контроль можно сочетать и с другими видами контроля. Это позволит обеспечить высокую степень объективности выявления знаний и умений студентов. Результаты тестирования позволяют с высокой степенью достоверности судить о подготовленности студента к практической работе (решению ситуационных задач), о знании им теоретического материала, умения самостоятельно работать с литературой, самостоятельно собирать необходимые данные.

Следует отметить, что тестирование не единственная форма проверки знаний, полученных на практике. Другими формами контроля могут быть письменное решение контрольных заданий, ситуационных задач, письменный опрос.

Для тестирования нами устанавливается максимальное число баллов, которое может заработать студент при оценивании знаний и умений, полученных на практике. Нами используется 100-балльные рейтинговая шкала, при которой общая оценка является  суммой оценок за выполнение заданий теста. Она проста, что и делает её  понятной как для студентов, так и для преподавателей. Возможны несколько вариантов расчета «стоимости» рейтинговых заданий:

1)             при определении «стоимости» рейтингового задания придерживаются единых ориентиров. Так, например, простая работа при безупречном выполнении оценивается определенным количеством баллов. Шкала трудности заданий дискретна, она может содержать от единицы до десятков значений. Максимальные баллы остальным заданиям назначаются путем составления с простейшим заданием.

2)             Можно использовать вариант, когда все задания оцениваются одинаковым числом баллов, независимо от их сложности, качества и т. д. Последние факторы затем учитываются путем введения поправочных коэффициентов. Вместо поправочных коэффициентов преподаватель может использовать несложную систему поощрительных или штрафных баллов.

Одним из главных преимуществ рейтинговой системы контроля знаний является то, что, с одной стороны, студент сам может оценивать состояние своей работы во время практики. А с другой - у преподавателя, объективной информации о результатах практики, могут появиться основания для корректировки заданий, выдаваемых студентам на практику.

В качестве примера можно привести, разработанный нами тест для проверки знаний и умений студента, прошедшего практику в органах дознания.

1. Дознание – это:

а. Форма предварительного расследования.

б. Разыскное мероприятие.

в. Деятельность по изобличению виновных.

г. Процесс устранения причин преступлений.

 

2. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается:

а. Прокурором.

б. Мировым судьей.

в. Начальником органа дознания.

г. Никем не утверждается.

 

3. На какой максимальный срок прокурор вправе продлить срок дознания:

а. На 10 суток;

б. На 20 суток;

в. На 30 суток;

г. Не вправе продлить срок.

 

4. Вправе ли  дознаватель обжаловать указания прокурора, если не согласен с ними:

а. Да, начальнику органа дознания;

б. Да, вышестоящему прокурору;

в. Нет, указания прокурора не обжалуются.

 

5. Какие из перечисленных правоохранительных органов, не являются органами дознания:

а. Милиция.

б. Служба судебных приставов.

в. Прокуратура.

г. Служба исполнения наказаний.

 

6. При поступлении уголовного дела с обвинительным актом, прокурор не вправе:

а. Возвратить уголовное дело для производства дополнительного дознания.

б. Утвердить обвинительный акт.

в. Изменить обвинение на более тяжкое.

г. Направить уголовное дело следователю для производства предварительного следствия.

 

7. Какой срок для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела при получении заявления о совершенном преступлении предусмотрен УПК РФ?

а. 3 дня.

б. 3 дня, в исключительных случаях до 10 дней.

в. 20 дней.

г. Один месяц.

 

8. Закон устанавливает, что дознание, должно быть закончено в течение:

а. 10-ти дней.

б. 20-ти дней;

в. 30-ти дней.

 

9. Подразделения дознания имеются:

а. В органах федеральной службы безопасности.

б. В органах нотариата.

в. В органах адвокатуры.

г. В органах прокуратуры.

 

10. Какое из перечисленных должностных лиц, не вправе производить дознание само или поручать производство дознание своим подчиненным:

а. Начальник исправительного учреждения.

б. Начальник органа внутренних дел.

в. Начальник подразделения государственного пожарного надзора МЧС России.

г. Капитан судна дальнего плавания.

д. Вправе производить дознание и поручать его производство подчиненным, все указанные должностные лица.

 

Предполагается производить оценку по 100-балльной системе. Каждый верный ответ – 10 баллов. Считаем, что сдачи зачёта студенту достаточно правильно решить  половину тестовых заданий и набрать 50 баллов, что по распространенной практике, приравнивается к оценке «удовлетворительно».

Основные термины (генерируются автоматически): студент, умение студентов, задание, обвинительный акт, практик, возбуждение уголовного дела, начальник органа дознания, объективная информация, рейтинговая система контроля знаний, тестовый контроль.


Похожие статьи

Особенности стадии возбуждения уголовного дела при...

Библиографическое описание: Хубецов Г. С. Особенности стадии возбуждения уголовного дела при производстве дознания в сокращенной форме

Оно в обязательном порядке должно быть подписано дознавателем и утверждено начальником органа дознания (ч.2 ст.226.7 УПК).

Понятие дознания в уголовном процессе | Статья в журнале...

Ключевые слова: уголовный процесс, дознание, орган дознания, полномочия.

Например, несложность объективной стороны преступных деяний, а значит — простота доказывания.

Защитнику потерпевшего и ему самому обвинительный акт и материалы уголовного дела...

Тест для проведения процедуры промежуточной аттестации по...

Критерии оценивания тестового контроля знаний учащихся.

- Органы дознания; Следователи ФСБ; Органы министерства юстиции. Оценивается задача, ее соответствие указанной темы, правильность решения, правильность оформление ссылок на...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Кроме того, объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и...

Студенческая практика в правоохранительных органах...

Например: «Задание на практику в подразделении дознания милиции общественной безопасности органов внутренних дел» или «Задание на практику в уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний».

Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ

Например, обвинительный акт требует утверждения у начальника органа дознания [1].

Изобличение подозреваемого и обвиняемого подразумевает установление по делу объективной истины.

Сокращённое дознание как одна из форм предварительного...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, сокращенная форма, сокращенное дознание, общий порядок, производство дознания, дело, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, обвинительное...

Противоречия и недостатки российского законодательства...

Это была одной из мер законодателя по повышению эффективности деятельности дознавателей и всей системы дознания в органах внутренних дел, оптимизации их работы.

Такое утверждение оформляется в виде обвинительного акта или обвинительного постановления...

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: тестовый контроль обучения, педагогическая практика, компьютерное тестирование.

Следовательно, тест является инструментом, состоящим из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированного процесса проведения и...

Похожие статьи

Особенности стадии возбуждения уголовного дела при...

Библиографическое описание: Хубецов Г. С. Особенности стадии возбуждения уголовного дела при производстве дознания в сокращенной форме

Оно в обязательном порядке должно быть подписано дознавателем и утверждено начальником органа дознания (ч.2 ст.226.7 УПК).

Понятие дознания в уголовном процессе | Статья в журнале...

Ключевые слова: уголовный процесс, дознание, орган дознания, полномочия.

Например, несложность объективной стороны преступных деяний, а значит — простота доказывания.

Защитнику потерпевшего и ему самому обвинительный акт и материалы уголовного дела...

Тест для проведения процедуры промежуточной аттестации по...

Критерии оценивания тестового контроля знаний учащихся.

- Органы дознания; Следователи ФСБ; Органы министерства юстиции. Оценивается задача, ее соответствие указанной темы, правильность решения, правильность оформление ссылок на...

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Кроме того, объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и...

Студенческая практика в правоохранительных органах...

Например: «Задание на практику в подразделении дознания милиции общественной безопасности органов внутренних дел» или «Задание на практику в уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний».

Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ

Например, обвинительный акт требует утверждения у начальника органа дознания [1].

Изобличение подозреваемого и обвиняемого подразумевает установление по делу объективной истины.

Сокращённое дознание как одна из форм предварительного...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, сокращенная форма, сокращенное дознание, общий порядок, производство дознания, дело, возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, обвинительное...

Противоречия и недостатки российского законодательства...

Это была одной из мер законодателя по повышению эффективности деятельности дознавателей и всей системы дознания в органах внутренних дел, оптимизации их работы.

Такое утверждение оформляется в виде обвинительного акта или обвинительного постановления...

Тестовый контроль обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: тестовый контроль обучения, педагогическая практика, компьютерное тестирование.

Следовательно, тест является инструментом, состоящим из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированного процесса проведения и...

Задать вопрос