Автор: Сорокин Александр Анатольевич

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Сорокин А. А. К вопросу об актуальности реформирования российского законодательства о наркотиках // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 197-200.

Впервые в России на уровне высшей законодательной власти о необходимости нового подхода к законодательству о наркотиках было сказано в Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (1993 г.).

Надо отметить, что данная концепция озвучила крайне негативный прогноз развития наркоситуации в России и в связи с этим предложила совершенствование нормативно-правовой базы по контролю за оборотом наркотических средств, как одного из ведущих профилактических компонентов. Однако, по мнению ряда правоведов (см. Наркотики в России: преступления и расследование. Научное издание / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.) данные высказывания носили в основном декларативный характер и на практике их реализация шла крайне медленно. С большой долей вероятности можно сказать, что в основном такое положение вещей связано с отсутствием политической воли в решении вопросов реформирования законодательства и как следствие с недостаточным финансированием.

На сегодняшний день состояние административной практики направленной на противодействие наркотизму свидетельствует о том, что положения КоАП РФ о правонарушениях, связанных с немедицинским потреблением наркотиков, продолжают носить в большинстве случаев декларативный характер.

С другой стороны усиление уголовного преследования в отношении категории потребителей и мелких сбытчиков, которые довольно часто сами являются наркозависимыми дело малоперспективное и в основном существенным образом повлиять на ситуацию не сможет. Такое положение вещей отмечают многие правоведы и должностные лица. На современном этапе практически каждый здравомыслящий человек отмечает, что распространение наркомании невозможно без соответственной организации наркобизнеса. По существу своей природы наркомания и наркобизнес категории различные, однако, теснейшим образом взаимосвязанные.

При рассмотрении наркомании и наркобизнеса как взаимосвязанных объектов, мы неизменно можем отметить, что в большинстве случаев правоприменительная практика в большей части направлена на потребителей наркотических средств, а не на организаторов наркобизнеса. По мнению некоторых ученых  такое положение вещей связано с недостаточностью ресурсов правоохранительных органов для противостояния организованным преступным сообществам.

Среди причин распространения наркомании в России, роста наркопреступности и процветания наркобизнеса выделяют социально-экономические реалии современной России, коррупцию, ослабление правоохранительных органов и спецслужб, обесценивание общекультурных ценностей, распад нравственных основ российского общества, инфантилизацию правосознания населения и др.

Состояние российской государственности и социально-экономической ситуации в стране диктовало в последнее десятилетие совсем другие приоритеты, однако ситуация с распространением наркомании и наркопреступности приняла угрожающие размеры, что конечно же не могло не отразиться на стратегии борьбы с наркотизмом.

В 2003 г. государственный аппарат приступил к практической реализации вопроса реформирования правоприменительной практики борьбы с наркотизмом, т.о. началось формирование Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [1], который в последствии в марте 2004 года был переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [2], а затем в июне того же года  в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [3].

Вопрос реформирования правоприменительной практики противодействия наркопреступности в последние годы стоял достаточно остро. Об этом свидетельствует тот факт, что работа по противодействию преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков была поставлена в число четырех приоритетных задач органов внутренних дел Президентом Российской Федерации и Министром внутренних дел.

При этом на госнаркоконтроль возлагаются не только традиционные для правоохранительных органов задачи в сфере борьбы с наркопреступностью, но и функции по координации деятельности федеральных органов исполнительный власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия незаконному обороту наркотиков. В то же время, анализ состояния наркопреступности и признание того факта, что за последнее десятилетие в стране уже сформировалась специфическая отрасль теневой экономики – наркобизнес – с развитой профессиональной структурой нелегального оборота наркотиков, транснациональными связями с зарубежными наркосиндикатами, террористическими организациями, потребовали коренным образом пересмотреть систему борьбы с данной сферой криминальной деятельности, до последнего времени осуществляющейся в основном силами органов внутренних дел.

В структуре госнаркоконтроля существуют самостоятельные оперативная, следственная и экспертно-криминалистическая служба – т.е. те ключевые службы, которые на протяжении многих лет обеспечивали правоприменительную практику борьбы с наркопреступностью в системе органов внутренних дел. Согласно положению о госнаркоконтроле к его ведению относятся - обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту,

Выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля ),

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,

Участие в разработке и реализации государственной политики  в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,

Создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимися оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту,

Осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

Таким образом в 2003 г. в России была создана специализированная федеральная структура, о необходимости образования которой говорилось в Концепции государственной политики по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации 1993 г. Сегодня, мы уже можем признать, что образование такой структуры было необходимо для обеспечения наркологической безопасности российских граждан.

В соответствии с внесенным Президентом Российской Федерации на рассмотрение Парламента страны законопроектом из уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков в область административной практики перешел, по сути, основной массив регистрируемых сегодня правовых деликтов, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Все это ставит перед органами внутренних дел серьезные задачи по пересмотру подходов к организации административной практики борьбы с немедицинским потреблением наркотиков и их незаконным оборотом.

В отношении криминалистических средств и методов раскрытия и расследования наркопреступлений на сегодняшний день необходимо признать, что уголовно-правовая практика многолетиями разрабатывающая методические подходы обеспечивает нужды и административного производства по делам данной категории.

Надо признать, что раньше в практике административного производства  не занимались выявлением правовых деликтов, связанных с наркотическими веществами поэтому опыт МВД по данному направлению является актуальным и востребованным, т.к. это залог успешного рассмотрения дел судом.

Кроме созданной и функционирующей структуры госнаркоконтроля в России регулярно поднимается вопрос о легализации немедицинского потребления наркотических средств.

На современном этапе в России довольно часто подымается вопрос о возможности легализации немедицинского потребления наркотических средств и надо отметить, что для нашей страны эта тема не новая.

Впервые на уровне Парламента тема возможности немедицинского потребления наркотиков появилась в 1991 г. и как следствие в декабре 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, где отменялась административная ответственность за немедицинское потребление наркотиков и уголовная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в небольших размерах [4]. В 1998 г. ситуация изменяется и в рамках федерального законодательства восстанавливается положение о запрете немедицинского потребления наркотиков, но только в рамках статьи Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”. А вот в административный кодекс соответствующие изменения внесены не были до июля 2002 г.

Однако, без серьезного пересмотра подходов к организации административной практики противодействия немедицинскому потреблению наркотиков и незаконному обороту небольших размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ, которые в свою очередь, требуют принятия целого ряда организационных решений и выделения значительных финансовых средств, такие изменения в российском уголовном законодательстве могут привести к фактической легализации мелкооптового оборота наркотиков в России. 

Эти и многие другие вопросы правовой регламентации и организации борьбы с распространением наркотиков, остаются актуальными и по сей день. Надо признать, что Россия с её многовековыми традициями столкнулась с проблемой эпидемии наркомании относительно недавно, поэтому и правоохранительную практику нарабатывает с учетом мирового опыта и собственных ошибок. Создание  Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков это тоже целая веха в антинаркотической политике России. Однако, наркоситуация в России остается напряженной и это не смотря на то, что за последние десять лет был разработан целый ряд серьезных программных документов - Концепция государственной политики по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации, федеральные целевые программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”. Аналогичные программы существуют и на уровне субъектов Российской Федерации. Таким образом, остается открытым вопрос об эффективности предпринятых мер и о тех инструментах, которые должны обеспечивать реализацию данных программ.

 

Литература:

 

1.      Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. №306 “Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации” // Российская газета от 25 марта 2003 г.; Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Российская газета от 11 июня 2003 г.; Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Российская газета от 11 июня 2003 г.

2.      Указ Президента России от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

3.      Указ Президента России от 28.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»

4.      Российская газета от 25 декабря 1991 г.; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 26 декабря 1991 г. №52. Ст. 1867.

Основные термины (генерируются автоматически): наркотических средств, Российской Федерации, оборотом наркотических средств, незаконному обороту, психотропных веществ, противодействия незаконному обороту, оборотом наркотиков, оборота наркотических средств, незаконному обороту наркотиков, незаконному обороту наркотических, обороту наркотических средств, области противодействия, потребления наркотических средств, Президентом Российской Федерации, немедицинского потребления наркотических, незаконным оборотом, субъектов Российской Федерации, области противодействия незаконному, органов внутренних дел, сфере оборота наркотических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос