Библиографическое описание:

Фаворисов Е. В. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования лиц, призываемых к исполнению воинской повинности, и новобранцев (1874 – 1912 гг.) // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 217-222.

Ежегодному призыву населения к исполнению всеобщей воинской повинности, введенной в 1874 году, сопутствовала в том числе и деятельность причастных к тому местных органов государственной власти, комиссий и должностных лиц по освидетельствованию и переосвидетельствованию призываемых на военную службу молодых людей и новобранцев. Эта составляющая призывных кампаний являлась предметом постоянного пристального внимания и заботы со стороны министерств военного и внутренних дел на протяжении всего рассматриваемого периода.

После жеребьевки, Уездные воинские Присутствия приступали к освидетельствованию призванных к исполнению воинской повинности лиц и к приему оказавшихся к ней годными. Для предупреждения случаев уклонения от воинской повинности, Волостные Старшины и Мещанские Старосты объявляли призываемым лицам, что неявившиеся без уважительных причин к освидетельствованию в годности к военной службе или к переосвидетельствованию, подвергались: признанные способными к службе, после зачисления – взысканию дисциплинарному [1], на усмотрение военного начальства, а признанные неспособными к службе – аресту не свыше 3 недель.

Однако, стоит отметить, что Устав о воинской повинности не обязывал призываемых самим вынимать жребий, а потому, привлекались к ответственности только те из не явившихся к освидетельствованию без уважительных причин, которые подлежали по вынутому номеру жребия поступлению в постоянные войска. Лица, из зачисленных в ополчение, не явившиеся к осмотру, не подвергались никакому взысканию и не вызывались в места призыва через полицию [2].

Устав о воинской повинности, предоставляя призываемым право перечисления из одного призывного участка в другой, не предусматривал случаев явки призываемых к освидетельствованию во время призыва по месту жительства, а не по месту их приписки к призывному участку. Последнее допускалось только с разрешения МВД: после получения на местах распоряжения министерства об освидетельствовании того или другого просителя, освидетельствование таких лиц проводилось в ближайшее заседание воинского Присутствия, а результаты его сообщались Присутствию по месту приписки освидетельствованного к призывному участку [3].

Освидетельствованию подвергались прежде всего лица, внесенные в дополнительные списки А (назначенные на службу без жребия) и Б (получившие прежде отсрочку до предстоящего призыва), а затем, в последовательном порядке номеров жеребьевого списка, не имевшие права на льготу по семейному положению. При недостатке таких лиц, для пополнения следовавшего с участка числа новобранцев, проходили освидетельствование в том же жребьевом порядке лица, имевшие право на льготу по семейному положению третьего разряда, а затем второго, до тех пор, пока все требуемое с участка число новобранцев не было принято [4].

Руководством Присутствиям при освидетельствовании новобранцев служили Наставления Присутствиям по воинской повинности при освидетельствовании телосложения и здоровья лиц, призванных к исполнению этой повинности [5], с приложениями расписаний болезней и телесных недостатков, по которым призываемые к жребию освобождались навсегда от службы в постоянных войсках как совершенно к ней неспособные (лит. А) [6] и болезней и телесных недостатков, не препятствующих приему на нестроевые должности (лит. B) [7], а также Инструкций для врачей [8], издаваемые МВД по соглашению с министерствами военным и морским [9].

Лица, одержимые падучей или иной скрытой болезнью, а также те из призываемых, у которых, по заключению врачей, у Присутствия было основание предполагать, что болезнь, с которой нельзя принять на службу, производилась и поддерживалась искусственно [10], отправлялись в военные госпитали, а за отсутствием их, - в местные и полковые лазареты [11] и только там, где не было и тех или они не располагали необходимыми научными пособиями для производства обследования, вышеозначенные лица направлялись в гражданские больницы, с доведением каждый раз об этом до сведения Губернского по воинской повинности Присутствия [12].

Относительно приема новобранцев на нестроевые должности, то при замещении в частях войск нестроевых должностей воинские Присутствия принимали в каждом призывном участке на действительную службу годных к нестроевой службе не свыше 5 % от общего числа новобранцев, следовавших по раскладке с участка [13]. К 1887 году число неспособных нижних чинов, перечисленных ежегодно из войск на нестроевые должности, было достаточным для замещения ними указанных должностей и прием новобранцев на нестроевые должности, вместо прежних 5 % ограничивался 2 % с общего числа новобранцев, следовавших с участка [14].

Участвовавшие в жеребьеметании, подвергались освидетельствованию в годности к военной службе и назначались в войска: а) привлеченные к дознаниям – немедленно по окончании дознания, если они не подлежали судебному преследованию и б) состоявшие под гласным полицейским надзором – по истечении срока назначенного надзора [15]. Однако, Присутствия по воинской повинности не всегда были осведомлены о состоянии новобранцев под следствием или судом, и многие из этих молодых людей принимались Присутствиями на службу, вопреки закону. Принятые на службу неправильно, отправлялись в распоряжение Уездных Воинских Начальников, с исключением из списков частей войск. Новобранцы, о которых на сборном пункте было получено сведение о привлечении их к следствию или суду за проступки, совершенные ими до принятия на службу, а также нижние чины, высылаемые в распоряжение Воинских Начальников, отправлялись в Уездные воинские Присутствия, в качестве лиц, неправильно принятых на службу [16].

Во избежание таких случаев, жандармским и полицейским властям строго предписывалось уведомлять Уездные по воинской повинности Присутствия о каждом случае привлечения лица, подлежавшего исполнению воинской повинности, к дознанию и об освобождении последнего от судебного преследования, а также о каждом случае отдачи лица, подлежавшего исполнению воинской повинности, под гласный надзор полиции и об освобождении от него [17].

Лица, высланные за политическую неблагонадежность административным порядком под надзор полиции, которые, подлежали поступлению в войска исключительно по жребию [18], привлекались к освидетельствованию и принимались на службу за свои призывные участки в местах настоящего их жительства под надзором полиции [19].

Уездные по воинской повинности Присутствия представляли в Присутствие Губернское, на распоряжение, выписки из книг журналов о неединогласных решениях. Причем, Губернское Присутствие могло признать необходимым проверить решения Присутствия посредством личного осмотра новобранцев [20]. С 1895 года обязательному переосвидетельствованию в Губернских воинских Присутствиях подлежали все вообще новобранцы, принятые на службу Уездными Присутствиями неединогласно или вопреки мнению врачей [21], а потому, отправка таких лиц в войска приостанавливалась впредь до окончательного разрешения Губернским по воинской повинности Присутствием вопроса о годности их к военной службе. Все подлежавшие обязательному переосвидетельствованию лица высылались в Губернское Присутствие, не дожидаясь о том с его стороны распоряжений, непосредственно Уездными Присутствиями. Переосвидетельствование проходило в назначенные Губернатором особые дни [22].

Лиц, признанных по определению Губернского Присутствия нуждавшимися в переосвидетельствовании, полицейские учреждения предварительно обязывали подпиской о явке в определенный для них срок; в противном случае – отправляли по назначению полицейскими мерами [23]. Кроме того, с целью воспрепятствовать уклонению от воинской повинности, Губернское воинское Присутствие, в случае усмотренной им надобности, требовало от полицейских чинов и учреждений, чтобы они, при получении предписания о вызове лиц к переосвидетельствованию, сообщали от себя учетным учреждениям о невыдаче вызываемым паспортов на выезд из места жительства, до тех пор, пока последними не будут предъявлены удостоверения о явке к переосвидетельствованию. Вместе с тем, одновременно с объявлением требования о явке к переосвидетельствованию, у указанных лиц отбирались все находившиеся у них документы на свободное проживание, с выдачей, взамен их, особых проходных свидетельств [24]. Более того, в проходных свидетельствах, выдаваемых евреям, ввиду постоянного стремления их к уклонению от исполнения воинской повинности, обозначались все особые характерные приметы [25].

По распоряжению Уездных воинских Присутствий, призываемые отправлялись для переосвидетельствования в губернский город и для обследования в лечебные заведения, где были железные дороги – по этим дорогам, а где их не было – обыкновенным порядком (пешком, не по этапу), с выдачей им кормово-суточных денег в размере, определяемом ежегодно для довольствия нижних чинов, следующих нештатными командами, или одиночным порядком. Деньги выдавались в каждом попутном уездном городе, а при их отсутствии на пути – в местах отправления на весь предстоящий путь. Прогонные деньги для лиц, не могущих следовать по болезни, пешком, исчислялись на одну лошадь, в размере, определенном для почтовых лошадей, и выдавались тем же порядком, как и кормовое довольствие. В губернском городе упомянутым лицам, как получавшим от казны кормово-суточную плату, готовое помещение не отводилось. В крайнем случае, помещение давалось при полиции [26].

Переосвидетельствование лиц, принятых на военную службу единогласно, не принесших жалобы на неправильное зачисление их на службу, предоставлялось всецело на усмотрение Губернского по воинской повинности Присутствия, которое, в порядке надзора за действиями Уездных Присутствий по призыву новобранцев, могло переосвидетельствовать принятых на военную службу [27]. Поводом, в частности, могло послужить количество зачисленных на военную службу льготных второго разряда, что могло свидетельствовать о ненадлежащей, со стороны Уездного Присутствия, проверке призывных списков, последствием чего было неправильное предоставление льгот [28]. Губернскому Присутствию предоставлялось право, во всех случаях, когда оно признавало это необходимым, помимо жалоб частных лиц, проверять и отменять действия и решения подведомственных ему воинских Присутствий, если до распоряжения о проверке последних не истекло 2 лет [29].

Установлением этого срока имелось в виду обеспечение для каждого лица, исполнившего предъявленные к нему Уставом о воинской повинности требования, такого момента, когда оно было вправе считать себя безусловно и навсегда свободным как от поступления на действительную военную службу, так и от исполнения обязанностей, возложенных на него законоположениями о призыве запаса и государственного ополчения [30].

Кроме того, Губернское по воинской повинности Присутствие обязывалось переосвидетельствовать каждое лицо, которым была принесена жалоба на неправильное его освидетельствование относительно годности к военной службе или определения возраста по наружному виду, в том случае, когда по тому или другому предмету не состоялось единогласного решения в Уездном Присутствии. При этом, отправление подавших жалобы лиц на сборные пункты или в части войск, куда они назначались, приостанавливалось. По жалобам лиц, о которых состоялось единогласное решение Уездного Присутствия, а также по жалобам других лиц, переосвидетельствование проводилось лишь тогда, когда Губернским Присутствием признавались основательными те указания, которые заключали в себе жалобы [31]. В таком случае, отправление новобранца на сборный пункт и затем в ту часть, в которую он назначался на службу, не приостанавливалось, а переосвидетельствование производилось Губернским Присутствием, ближайшем к месту расположения части, в которую новобранец поступил. О последствиях освидетельствования сообщалось тому Губернскому Присутствию, в ведении которого состояло Уездное Присутствие, принявшее новобранца на службу, для постановления решения по принесенной жалобе [32].

Что же касалось единичных случаев, когда, несмотря на то, что решение Уездного Присутствия о приеме на военную службу лица, принесшего жалобу, состоялось единогласно и согласно заключению врачей, у Губернского по воинской повинности Присутствия возникало сомнение в правильности постановления Уездного Присутствия, то оно вправе было приостановить отправку жалобщика со сборного пункта в войска впредь до переосвидетельствования его в Губернском Присутствии. Если же Губернское по воинской повинности Присутствие не успело привести постановление в исполнение до зачисления жалобщика в часть войск, то оно сообщало копию своего постановления военному начальству, которое обязывалось подвергнуть жалобщика переосвидетельствованию в войсковой комиссии [33].

На решения Губернского Присутствия касательно предполагаемого неправильного назначения льгот или освидетельствования лиц, относительно способности к военной службе, дозволялось приносить жалобы в Правительствующий Сенат в двухмесячный, со дня объявления решения, срок. Жалобы эти подавались в постановившее решение Присутствие, которое представляло их Сенату, со своим протоколом и необходимыми сведениями и объявлениями, в течение 7 дней после принятия жалобы [34].

При принесении новобранцем жалобы на постановление Губернского Присутствия касательно переосвидетельствования Правительствующему Сенату, последний распоряжался о новом переосвидетельствовании новобранца в особой комиссии из военных и гражданских врачей, при депутате с военной стороны, акт переосвидетельствования которой представлялся в Правительствующий Сенат и являлся единственным основанием для Военно-Медицинского Управления Военного министерства для окончательного разрешения вопроса о годности или негодности новобранца к службе [35] и последующего, по соглашению с МВД, привлечения к ответственности виновных за неправильный прием членов соответствующего воинского Присутствия [36]. Если к тому времени новобранец, согласно отношения Уездного Воинского Начальника, уже был зачислен на службу, то Губернское по воинской повинности Присутствие обращалось к Губернскому Правлению той губернии, в которой новобранец находился на службе, с прошением о переосвидетельствовании новобранца в упомянутой комиссии и о доставлении затем в Губернское по воинской повинности Присутствие, для представления в Правительствующий Сенат, подробного акта переосвидетельствования [37].

К концу первого десятилетия XX века, при ежегодных наборах армия получала значительное, постоянно увеличивавшееся, число слабых в физическом отношении новобранцев. Число опротестованных в войсках новобранцев, а также увольняемых по неспособности нижних чинов достигало весьма крупных размеров. Кроме прочего, это объяснялось и тем, что воинские Присутствия, располагая месячным сроком, тем не менее, стремились к скорейшему окончанию действий по приему новобранцев и подвергали ежедневно медицинскому осмотру такое, в среднем, число призываемых, которое при требовании внимательного отношения врачей-экспертов к возложенным на них обязанностям не могло быть освидетельствовано за один день [38]. Так, в 1909 – 1911 годах Симбирским Уездным по воинской повинности Присутствием было освидетельствовано в среднем: по 4 призывному участку до 190 человек, по 3 – до 180, по 2 – до 170 и по 1 – до 100 человек в день [39]. В связи с этим, МВД устанавливался лимит на количество свидетельствуемых, согласно взгляду которого, при нормальных условиях, при двух врачах, без вреда для дела, могло быть освидетельствовано не более 100 человек в день [40].

Между прочим, деятельность Губернского Присутствия по переосвидетельствованию новобранцев не ограничивалась сроком зачисления молодых людей в войска. Так, начальники воинских частей, в ведение которых прибывали новобранцы, свидетельствовали их тотчас по прибытии в годности к службе и тех из них, которые оказывались неспособными к службе, независимо от того, приняты они были на строевую или нестроевую службу, отправляли в ближайшее Губернское по воинской повинности Присутствие для переосвидетельствования [41].

В том случае, если неспособность к военной службе новобранца подтверждалась, Губернское Присутствие выдавало новобранцу надлежащее свидетельство и сообщало об этом военному начальству, для исключения его из списков военнослужащих, и тому Губернскому по воинской повинности Присутствию, в районе действия которого был принят новобранец, для последующих распоряжений относительно производства расследования на данный счет. Такой же порядок соблюдался и по отношению к тем новобранцам, неспособность которых к службе выяснялась еще на местах сбора, до отправления в какую-либо часть [42].

Для обеспечения всеми возможными гарантиями приема в военную службу людей вполне годных к ней по состоянию здоровья, Губернское по воинской повинности Присутствие, в случае возникновения сомнений относительно правильности освидетельствования кого-либо из новобранцев в другом Губернском Присутствии, по требованию Губернского Воинского Начальника, подвергало такого новобранца новому освидетельствованию в другом Губернском Присутствии, а при необходимости, и специальному исследованию в госпитале или больнице, в присутствии члена военно-медицинского ведомства, с составлением подробного акта, который представлялся на окончательное разрешение в МВД [43].

С 1881 года, для освидетельствования новобранцев, оказавшихся после прибытия в части войск неспособными к военной службе, в военном округе учреждались особые комиссии из представителей военного и гражданского ведомств [44]. Состав комиссий для переосвидетельствования новобранцев учреждался сообразно месту их образования, под председательством помощника Начальника Окружного Штаба или Начальника корпусного штаба, или командира бригады, и, в крайнем случае, начальника дивизии, из 6 членов: трех от военного ведомства: 1) Окружного военно-медицинского инспектора, или корпусного, или дивизионного врача; 2) Главного врача госпиталя, и 3) Консультанта или Старшего ординатора; и трех от гражданского ведомства: 1) Вице-Губернатора [45]; 2) Губернского врачебного инспектора, и 3) местного Прокурора или его Товарища [46].

Новобранцы, признанные недостаточно возмужалыми для поступления на службу и потому подлежавшие отсрочке, а также оказавшиеся неспособными к военной службе, передавались местному Уездному Воинскому Начальнику, от которого зависело исключение новобранца в первобытное состояние и отправка его к тому Уездному Воинскому Начальнику, в районе которого он был принят на военную службу, с тем, чтобы последним были сделаны дальнейшие распоряжения относительно внесения его в соответственный разряд ополчения, снабжения установленным свидетельством об исполнении воинской повинности и водворения на место жительства [47].

В том случае, если кто-либо из новобранцев, подавших жалобу Губернскому Присутствию на неправильное его освидетельствование в Уездном Присутствии был отправлен со сборного пункта в какую-либо часть войск, то требование Присутствия препровождалось к начальнику части для распоряжения о переосвидетельствовании новобранца в ближайшем к месту расположения части Губернском воинском Присутствии [48], даже в том случае, если принесший жалобу новобранец, до получения войсковым начальством от Губернского Присутствия требования о высылке его для переосвидетельствования, был уже подвергнут переосвидетельствованию в Комиссии для переосвидетельствования новобранцев и признан ею годным к военной службе [49].

В тех случаях, когда новобранец признавался неспособным к службе в ближайшем, освидетельствовавшем его Губернском Присутствии, последнее, кроме сообщения об этом военному начальству, куда прибыл новобранец на службу, для исключения его из списков военнослужащих и отправления на родину, уведомляло о том и то Губернское по воинской повинности Присутствие, в районе действия которого был принят новобранец, для зависящих распоряжений [50].

Деятельность особых комиссий ограничивалась периодом общего ежегодного поступления новобранцев в войска [51] и продолжалась до тех пор, пока не прекращалась высылка из частей новобранцев на переосвидетельствование [52]. В местностях, где комиссии вовсе не учреждались, или в тех случаях, когда новобранцы прибывали задолго до открытия действий указанных комиссий или уже после их закрытия, Командир войсковой части, после признания военным врачом прибывшего в часть новобранца неспособным к военной службе, доносил об этом по команде и опротестованный новобранец, по месту расположения войсковой части, переосвидетельствовался в местном Губернском по воинской повинности Присутствии. Сведения о результатах переосвидетельствования сообщались Военному министерству [53].

Многолетний опыт деятельности особых комиссий, кроме прочего, показал что, при ограниченном их числе, переосвидетельствование ими новобранцев вызывало большие затраты казны на перевозку новобранцев в отдаленные пункты расположения этих комиссий; чрезмерное переполнение врачебных заведений в означенных пунктах; неудовольствия со стороны тех забракованных комиссиями лиц, которые, по прослужении в части более или менее продолжительного времени, получали годовую отсрочку, без зачета в будущем проведенного уже на службе времени. В виду изложенного, существовавший порядок переосвидетельствования новобранцев в упомянутых особых комиссиях в 1909 году был отменен. Устанавливались следующие правила. Все прибывшие в войска новобранцы сразу же зачислялись молодыми солдатами в списки частей войск, управлений и заведений, а затем немедленно подвергались тщательному медицинскому осмотру и наблюдению врачей, после чего все негодные к службе молодые солдаты отправлялись на освидетельствование в комиссии, существовавшие при войсковых лазаретах и гражданских больницах. По окончании освидетельствования в этих комиссиях, неспособные к военной службе молодые солдаты увольнялись вовсе от службы и замене другими лицами не подлежали [54], а нуждавшиеся в поправлении здоровья, увольнялись в отпуск. В дальнейшем, прибыв на избранные места жительства, по усмотрению местных Уездных Воинских Начальников они могли быть подвергнуты новому переосвидетельствованию, причем неправильно уволенные молодые солдаты обращались вновь на службу, по распоряжению Окружного Штаба.

С 1909 года в Губернские воинские Присутствия стали командироваться военные врачи [55], а от Уездных Воинских Начальников требовалось [56] внимательное и строгое отношение к выбору принимаемых лиц, что было особенно важным в период деятельности Уездных воинских Присутствий, так как, вместо каждого опротестованного в то время лица, в приемный список вносилось другое лицо, с более низким жребием и тем самым устранялась проблема позднего прибытия в войска новобранцев, признанных Губернскими Присутствиями годными к службе [57]. Тем не менее, Воинским Начальникам вменялось в обязанность самое тщательное вторичное освидетельствование на сборных пунктах принятых уже новобранцев, перед отправлением их в войска [58].

Образовавшийся на сборном пункте недобор новобранцев пополнялся другими призываемыми с большими номерами жребиев, но так как к этому времени действия Присутствий по призыву молодых людей, подлежавших воинской повинности, могли быть уже законченными, а лица, зачисленные в ополчение, не могли обращаться на службу, то этот недобор пополнялся через приостановку увольнения оказавшихся на сборном пункте излишнепринятыми и через прием лиц, своевременно не явившихся к призыву и не зачисленных еще в ополчение [59]. Заметим, переосвидетельствование Губернским Присутствием опротестованных на сборном пункте новобранцев являлось окончательным [60].

 

Литература:

 

1.      Полное собрание законов Российской Империи (далее – ПСЗРИ) Собр. II, Т. LIII, Отд. I. С. 87

2.      Государственный архив Самарской области (далее – ГАСамО) Ф. 677 Оп. 1 Д. 8 Л. 87

3.      Государственный архив Ульяновской области (далее – ГАУО) Ф. 76 Оп. 1 Д. 616 Л. 18

4.      ПСЗРИ Собр. III, Т. VIII. С. 389 – 393

  1. ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 265 Л. 47; Ф. 78 Оп. 2 Д. 1283 Л. 42, 46 – 48, 48 – 51, 51 – 52, 184 – 191

6.      ГАУО Ф. 76 Оп. 2 Д. 604 Л. 187 – 190

7.      ГАУО Ф. 76 Оп. 2 Д. 604 Л. 190 – 190 Об

8.      ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 265 Л. 47, 190 – 191

9.      ГАСамО Ф. 677 Оп. 1 Д. 44 Л. 141

10.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 590 Л. 22 – 22 Об, 48

11.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 117 Л. 279 – 279 Об

12.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 117 Л. 302 – 304

13.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1277 Л. 79

14.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 14

15.  ПСЗРИ Собр. III, Т. XXVIII, Отд. I, С. 936 – 937

16.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1279 Л. 48; Ф. 78 Оп. 2 Д. 590 Л. 55 – 55 Об

17.  ГАУО Ф. 76 Оп. 7 Д. 867 Л. 11; Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 19

18.  ГАСамО Ф. 679 Оп. 1 Д. 7 Л. 1; ГАУО Ф. 76 Оп. 1 Д. 201 Л. 6

19.  ГАСамО Ф. 3 Оп. 168 Д. 4 Л. 1; Ф. 3 Оп. 233 Д. 2988 Л. 3; Ф. 679 Оп. 1 Д. 7 Л. 2; ГАУО Ф. 76 Оп. 1 Д. 616 Л. 23; Ф. 78 Оп. 2 Д. 1281 Л. 33, 85; Ф. 78 Оп. 2 Д. 1282 Л. 29 – 29 Об

20.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 43 Л. 425

21.  ГАСамО Ф. 679 Оп. 1 Д. 41 Л. 12; ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 158 Л. 81; Ф. 78 Оп. 2 Д. 170 Л. 1

22.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 221 Л. 25 – 25 Об 

23.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1277 Л. 56

24.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 161

25.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 160

26.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1281 Л. 62 – 62 Об

27.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 42 Л. 41

28.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 193 Л. 383; Ф. 78 Оп. 2 Д. 1354 Л. 450

29.  ПСЗРИ Собр. III, Т. II. С. 454 – 455; Собр. III, Т. XIII. С. 603 – 604

30.  ГАСамО Ф. 677 Оп. 1 Д. 44 Л. 1; ГАУО Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 57 – 57 Об; Ф. 78 Оп. 2 Д. 1283 Л. 4 – 4 ОБ

31.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 43 Л. 514 – 514 Об; Ф. 78 Оп. 2 Д. 193 Л. 172 – 172 Об

32.  ПСЗРИ Собр. III, Т. VII. С. 105

33.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 590 Л. 16

34.  ГАУО Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 55

35.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 57

36.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 146 Л. 44

37.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 43 Л. 289 – 290

38.  ГАУО Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 72

39.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 585 Л. 5 – 7

40.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 585 Л. 13

41.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 43 Л. 5 – 6 Об; Ф. 78 Оп. 2 Д. 1277 Л. 77

42.  ГАСамО  Ф. 677 Оп. 1 Д. 8 Л. 38

43.  ГАСамО Ф. 679 Оп. 1 Д. 5 Л. 170 – 170 Об; ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1283 Л. 20

44.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 137

45.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 13

46.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 103; ПСЗРИ Собр. III, Т. VIII. С. 565

47.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 137, 152 – 152 Об

48.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л. 70

49.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 120 Л 146 – 146 Об

50.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1276 Л. 20

51.  ГАУО Ф. 76 Оп. 2 Д. 762 Л. 537 – 537 Об

52.  ГАУО Ф. 76 Оп. 2 Д. 771 Л. 648

53.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 265 Л. 11 – 11 Об

54.  ГАУО Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 72 – 72 Об

55.  ГАСамО Ф. 679 Оп. 1 Д. 41 Л. 12

56.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1274 Л. 71 – 71 Об

57.  ГАУО Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 82

58.  ГАСамО Ф. 679 Оп. 1 Д. 41 Л. 12 – 16; ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 1274 Л. 77 – 78

59.  ГАУО Ф. 78 Оп. 2 Д. 590 Л. 19

  1. ГАУО Ф. 78 Оп. 1 Д. 46 Л. 56 – Об
Основные термины (генерируются автоматически): воинской повинности, ГАУО Ф, воинской повинности Присутствие, воинской повинности Присутствия, исполнению воинской повинности, военной службе, ГАСамО Ф, военную службу, воинской повинности Присутствием, воинские Присутствия, воинской повинности лиц, Губернского Присутствия, всеобщей воинской повинности, числа новобранцев, воинской повинности требования, переосвидетельствования новобранцев, воинской повинности Присутствию, исполнения воинской повинности, воинской повинности Присутствии, Губернское Присутствие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос