Автор: Демидова Елена Юрьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Демидова Е. Ю. Управление по центрам ответственности как наиболее эффективная управленческая система // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 72-75. — URL https://moluch.ru/archive/21/2105/ (дата обращения: 13.12.2017).

В настоящее время актуальным для многих предприятий является создание эффективной системы управления. Организация управления включает в себя организацию ответственности. Основной задачей процесса управления предприятием является определение затрат участников коммерческого процесса, анализ их целесообразности, а также оценка показателей деятельности организации. Предприятия, имеющие упрощенную структуру, с данной задачей справляются без особых трудностей. В случае усложнения функционально-производственных цепочек этот процесс становится более трудоемким, играя большую роль при формировании результатов деятельности организации в целом. Для эффективного решения поставленных задач широко используется методика управления посредством центров ответственности. [4].нности.  контролируемые менеджерами: это предложение и составило ядро контрольной концепции ий было сформулировано в 1911 г. зателей, сравнении их нормативного и фактического значений, принятии решений на основе отклоне

В то время как другие методики рассматривают проблематику планирования количественным способом, управление по центрам ответственности связано с вопросами вовлеченности менеджмента в данный процесс. Такая система оценивает соответствие достигнутого уровня затрат запланированному по каждому центру ответственности [2, с. 27].

По мнению Д.Н. Лейкина, под центром ответственности следует понимать структурное подразделение организации, менеджер которого несет ответственность за его деятельность. Любая организация представляет собой иерархию центров ответственности: на низшем уровне, как правило, находятся отделы, которые, в свою очередь, могут входить в состав управлений, управления – в состав департаментов, департаменты – в состав дирекций. Сама организация тоже является центром ответственности с генеральным директором во главе. Центр ответственности использует различные ресурсы (материальные, человеческие, финансовые), получая на входе и на выходе результат в виде продукции, работ или услуг, который берут на вооружение другие центры ответственности или внешнее окружение организации [3, с. 52].

По определению А. И. Заруднева и Г. С. Мерзликиной, центр ответственности – это структурный элемент предприятия, его экономический субъект, в пределах которого менеджер несет ответственность за исполнение перечня показателей, определяемых центральным аппаратом управления. Администрация хозяйствующего субъекта сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как увязать с центрами ответственности. С другой стороны, центр ответственности осуществляет контроль за затратами по многим местам возникновения при условии, если затраты в них формируются под влиянием данного центра ответственности [2, с. 32]

Рассмотрим классификацию центров ответственности по функциональному признаку (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Классификация центров ответственности по функциональному признаку

Еще одним вариантом классификации центров ответственности может явиться их разделение по территориальному признаку. Как правило, данная классификация дополняет разделение центров ответственности по функциональному принципу. В этом случае возможны два варианта разделения:

1. В рамках одного центра ответственности объединены несколько бизнес-функций хозяйствующего субъекта (Рисунок 2). Например, хозяйствующий субъект имеет несколько филиалов в разных регионах, выполняющих одни и те же бизнес-функции (маркетинговую, рекламную, сбытовую, составление договоров). Каждый из филиалов становится единым центром ответственности, объединяющим сразу несколько бизнес-функций.

 

 

 

 

 


Рисунок 2 – Схема включения нескольких бизнес-функций в один центр ответственности

2. Одно функциональное направление деятельности подразделяется на несколько центров ответственности (рисунок 3).

Рисунок 3 – Схема деления одного направления деятельности на несколько центров ответственности

Производственная и организационная структуры предприятия оказывают непосредственное влияние на процесс создания центров ответственности.

Производственная структура организации показывает виды реализуемых товаров, состав и структуру отделов, служб, связи на каждом уровне управления.

Организационную структуру можно определить как разделение предприятия на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающие распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед предприятием в целом.

В экономической литературе встречается и другая трактовка организационной структуры – это совокупность различных центров ответственности, взаимосвязь которых определяется линиями ответственности, под которыми подразумевают линии, отражающие  направления движения информации. Таким образом, организационную структуру можно представить в виде пирамиды, нижние уровни менеджеров в которой подчинены верхним уровням управления [1, с. 64].

Роль организационной структуры при определении центров ответственности состоит в обеспечении взаимосвязи деятельности каждого структурного подразделения с ответственностью определенных лиц. Структура также позволяет определить результаты каждого подразделения и оценить их долю в общих результатах деятельности организации.

В процессе определения центров ответственности необходимо учитывать технологическую структуру предприятия, после чего выделяются ее горизонтальный и вертикальный разрезы. Горизонтальный разрез определяется функциями каждого работника, который несет ответственность за центр; вертикальный разрез определяет иерархию полномочий лиц, ответственных за принятие управленческих решений. Разделение структуры центров ответственности по горизонтали и вертикали обеспечивает сочетание централизованного руководства и инициативность руководителей структурных подразделений предприятий.        

При децентрализации определяется место каждого структурного подразделения в организационной структуре предприятия, за которым закрепляются определенные полномочия и ответственность. 

Достоинства и недостатки децентрализации управления представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Достоинства и недостатки децентрализации управления

 

За менеджером закреплены полномочия самостоятельно принимать решения по различным вопросам в пределах определенной суммы денежных средств.

Другим аспектом децентрализации является распределение (делегирование) между ме­неджерами ответственности в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности подконтрольного им подразделения.

Воздействие децентрализации управления на организационную структуру организации проявляется в более четком определении различных уровней управления и подразделений организации  (Рисунок 7).

                 

Рисунок 7 – Основные этапы децентрализации управления

 

Важным аспектом децентрализации является распределение ответственности по управленческим уровням принятия стратегических и тактических решений и определение показателей, подконтрольных центру ответственности, что формирует основополагающие различия между категориями «центр ответственности» и «место возникновения затрат». Одно и то же подразделение предприятия как место возникновения затрат и центр ответственности за затраты будет иметь разные перечни затрат, подлежащих учету. По месту возникновения затрат подлежат учету все расходы, территориально и функционально связанные с деятельностью этого центра, то есть возникающие в процессе его работы.

Эффективность деятельности центров ответственности рассчитывается путем сопоставления плановых и фактических контрольных показателей производственно-хозяйственной деятельности, в результате чего руководитель центра ответственности обеспечивает достижение данных показателей, а также увеличение эффективности деятельности подконтрольного ему центра ответственности. Применение различных центров ответственности, разграничение их  функциональных различий и их правильная классификация играет большую роль в процессе построения системы управления предприятия, позволяя избежать многих ошибок, делегировать полномочия и ответственность за принятие различных управленческих решений, обеспечить эффективное планирование и установить зависимость между системой вознаграждений и  результатами деятельности центров ответственности.

 

Литература:

1.  Бахрущина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. – М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2002.-529 с.

2. Заруднев, А.И. Управление затратами хозяйствующего субъекта: учеб. пособие / А.И.Заруднев, Г.С.Мерзликина; ВолгГТУ. - Волгоград: РПК "Политехник", 2002. - 98 с.

3. Лейкин Д.Н. Управление по центрам ответственности // Управление компанией. 2005. №7

4. http://www.osp.ru/cw/2000/05/2986

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): центров ответственности, центра ответственности, центрам ответственности, центром ответственности, центр ответственности, различных центров ответственности, деятельности центров ответственности, центру ответственности, центры ответственности, иерархию центров ответственности, разделение центров ответственности, классификацию центров ответственности, классификации центров ответственности, определении центров ответственности, создания центров ответственности, структуры центров ответственности, определения центров ответственности, центрам ответственности связано, организацию ответственности, центрами ответственности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос