Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 07.06.2018

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в основной школе / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 420-421. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51266/ (дата обращения: 24.04.2024).



Человеческое общество стремится к непрерывному развитию и, в связи с этим ставит новые цели перед системой образования — воспитание личности, которая способна адекватно адаптироваться к современным условиям, развитие у выпускников школы качеств, помогающих социализироваться в современном обществе. Главной составляющей образования является воспитание. А главной задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности у школьников, а также способности успешно социализироваться в обществе.

Особое внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного общего образования уделяется внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности в школе. Остановимся на основных аспектах этого вопроса.

Огромными возможностями для развития учащихся в рамках внеурочной работы обладает математика, формируя и развивая способности и личность учеников. Требования программы, школьных учебников и методики обучения математике рассчитаны на «среднего» учащегося. Но, как известно, уже в начальной школе происходит разделение коллектива детей: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто при изучении математики достигает неплохих результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом.

Исходя из этого, учителям необходимо применять индивидуальный подход к ученикам, одной из форм которого является внеклассная работа.

Можно выделить два вида внеклассной работы по математике:

‒ работа с учащимися, которые отстают от других в изучении программного материала;

‒ работа с учащимися, которые имеют повышенный интерес к изучению математики.

Главная цель внеклассной работы по математике — ликвидация у учеников каких-либо пробелов в знаниях и умениях по данному предмету.

Наш педагогический опыт и анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить положения об организации и проведении внеклассной работы по математике с отстающими учениками:

  1. Внеклассную работу по математике следует проводить с небольшими группами отстающих учеников, по 3–4 человека в каждой. Учащиеся должны быть схожи в имеющихся у них пробелах в знаниях и в способностях к обучению;
  2. Учителю следует постоянно анализировать причины отставания отдельных учеников, характерные ошибки, которые допускают учащиеся при изучении какой-либо темы для того, чтобы внеклассные занятия были более эффективными;
  3. Занятия с отстающими учениками в школе разумно проводить не чаще одного раза в неделю, комбинируя данную форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану;
  4. Занятия необходимо как можно больше индивидуализировать. Например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому;
  5. Заканчивая изучение какого-либо раздела математики на внеклассных занятиях следует провести итоговый контроль и вставить оценки за тему.

Занятия с учащимися, которые проявляют к изучению математики повышенный интерес, должны отвечать нижеследующим целям:

  1. Пробудить и развить интерес учеников к математике и её приложениям;
  2. Воспитать высокую культуру математического мышления;
  3. Развить математические способности и привить некоторые навыки научно-исследовательской деятельности;
  4. Расширить и углубить знания учеников по программному материалу;
  5. Развить умения индивидуально и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  6. Увеличить и углубить представления учеников о культурно-исторической ценности математики;
  7. Воспитать чувство содружества и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  8. Создать актив, способный оказывать учителю математики помощь в организации действенного обучения математике всего коллектива данного класса;
  9. Установить более плотные деловые контакты между учителем математики и учениками и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Данные положения об организации и проведении внеклассной работы с отстающими учащимися и учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету, прошли апробацию в процессе обучения математике учащихся основной школы.

Литература:

  1. Алексеева И. Н. Вопросы усовершенствования внеклассной работы по математике и подготовки учителя к ее проведению: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1969.
  2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014.
  3. Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Киров, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, внеурочная деятельность, изучение математики, математик, повышенный интерес, программный материал, учащийся, ученик, учитель математики.


Похожие статьи

Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших...

внеурочная работа, занятие, математик, внеурочная деятельность, ребенок, работа, учащийся, ученик класса, программный материал, начальное общее образование.

Программа внеурочной деятельности по математике...

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма проведения, занимательный характер. Внеурочная деятельность как составная часть...

Исторический материал как средство формирования у учащихся...

внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет, проектная деятельность, учащийся.

Формы организации внеурочной деятельности по математике...

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма проведения, занимательный характер.

Основные направления и формы внеурочной деятельности по...

внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет, проектная деятельность, учащийся.

Педагогические условия развития интереса младших...

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время.

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Из опыта работы учителя математики.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Формы и методы использования истории математики на уроках...

исторический материал, начальная школа, изучение математики, история математики, школьник, математик, внеурочная деятельность, математическая

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся... Дюсембаева Б. У. Внеклассная работа по математике.

Похожие статьи

Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших...

внеурочная работа, занятие, математик, внеурочная деятельность, ребенок, работа, учащийся, ученик класса, программный материал, начальное общее образование.

Программа внеурочной деятельности по математике...

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма проведения, занимательный характер. Внеурочная деятельность как составная часть...

Исторический материал как средство формирования у учащихся...

внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет, проектная деятельность, учащийся.

Формы организации внеурочной деятельности по математике...

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма проведения, занимательный характер.

Основные направления и формы внеурочной деятельности по...

внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет, проектная деятельность, учащийся.

Педагогические условия развития интереса младших...

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время.

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Из опыта работы учителя математики.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Формы и методы использования истории математики на уроках...

исторический материал, начальная школа, изучение математики, история математики, школьник, математик, внеурочная деятельность, математическая

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся... Дюсембаева Б. У. Внеклассная работа по математике.

Задать вопрос