Модели проведения краудсейла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Гарнов, М. Г. Модели проведения краудсейла / М. Г. Гарнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 390-393. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51007/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: ICO, AMLA, SEC, цена спроса.

На сегодняшний день нет однозначной классификации моделей проведения краудсейла, однако на основе уже известных кейсов проектов можно выделить несколько типов ICO.

Во-первых, в зависимости от правового статуса токена две государственных организации SEC (США) и FINMA (Швейцария), занимающихся исследованием и законотворческой деятельностью на рынке криптовалют, выделяют краудсейл токенов доступа (utility-токенов), токенов ценных бумаг (security-токенов), токенов-кривтовалют.

Токены доступа или utility-токены (SEC; FINMA) — это монеты, которые предназначены для обеспечения доступа к цифровым продуктам и сервисам — по сути, являются предоплатой, либо купонами, позволяющими получать скидки/премиальный доступ к продукту/сервису.

Токены ценных бумаг или security-токены (SEC) или asset-токены (FINMA) несут в себе элементы ценных бумаг, прежде всего, являясь инструментом инвестиций и дают обладателю право на получение дивидендов, на процентные платежи, право голоса и т. д.

В США для определения принадлежности токена к ценным бумагам используют тест Хоуи, согласно которому он считается ценной бумагой, если отвечает всем трем критериям:

  1. Присутствует факт инвестирования
  2. Вложение в общее предприятие
  3. При этом ожидается поступление прибыли преимущественно в результате деятельности других лиц [1].

Токены-криптовалюты (SEC) или payment-токены (FINMA) несут в себе элементы неотъемлемой ценности (аналогичные, например, деньгам или золоту). Основное предназначение которых — совершение финансовых транзакций (платежи, переводы, взимание комиссий и т.д). Фактически, криптовалюты являются аналогом денег в цифровом пространстве.

В зависимости от типа токена (цифрового купона), участники, или, иными словами, инвесторы, и организаторы ICO получают различные права и обязанности, краткое описание которых представлено в таблице 1.

Таблица 1

Классификация токенов иправа владельцев

Предфинансирование / Предпродажа

Токены уже существуют

Платежный токен (Payment ICOs)

 Являются ценными бумагами

НЕ регулируются AMLA / Законом о борьбе с отмыванием денег

НЕ является ценной бумагой

 Является средством платежа в соответствии с AMLA [2][1]

Utility-токены (Utility ICOs)

НЕ ценная бумага, если функционирует только как utility-токен (т. е. для доступа к услугам)

 Ценная бумага, если имеет и/или инвестиционную функцию к дополнению к доступу к услугам

НЕ средство платежа в рамках AMLA

Токен-активы (Assets ICOs)

 Является ценной бумагой

НЕ является средством платежа в рамках AMLA

Составлено по: Guidelines for enquiries regarding the regulatory framework for initial coin offerings (ICOs)

Во-вторых, классифицировать модели ICO можно по типу продажи токенов. Согласно этой классификации, выделяют продажу по фиксированному курсу, голландский аукцион, аукцион Викри, продажу с двойным пределом, пропорциональные выплаты.

Продажа по фиксированному курсу означает, что продавец (эмитент цифровых купонов — токенов) обменивает криптовалюту или традиционную валюту на токены проекта по конкретному фиксированному курсу. С течением временем после вывода этих цифровых купонов на биржу их стоимость может вырасти, что обеспечит преимущество ранним покупателям.

Краудсейл, проводящийся в форме голландского аукциона, несколько отличается от классического своего понимания. Традиционный голландский аукцион, наиболее известным примером которого является аукцион цветов в Нидерландах, проходит по следующей схеме: сначала на аукционе объявляется максимальная (самая высокая) цена лота, затем продавец постепенно (пошагово) снижает цену на лот, пока один из покупателей не согласится приобрести его. Голландский аукцион может проводиться и со скрытой ценой: участник торгов должен заплатить за то, чтобы узнать текущую цену, а после каждого «просмотра» цена лота снижается.

Модифицированный голландский аукцион или, по-другому, аукцион второй цены или же английский аукцион реализуется по несколько иному механизму. Одержавшим победу признается лицо, назвавшее наибольшую цену. Однако победитель торгов платит не предложенную им цену, а ту, которую объявил другой участник на предыдущем ходу, то есть вторую по величине. Такие аукционы могут быть открытыми или закрытыми, а также проводиться в один либо же в несколько раундов.

Однако в случае краудсейла любой вариант голландского аукциона несколько меняет свой смысл. Так, победителем аукциона не может стать единственный инвестор — токены (цифровые купоны) получают все участники, сделавшие ставки. Если в традиционном аукционе победитель тратит свою ставку на приобретение лота, то в случае ICO сделанные ставки через смарт-контракт направляются для покупки цифровых купонов, при чем одновременно эти ставки участвуют в формировании «равновесной цены», по которой и будут проданы токены. Под равновесной ценой в случае рассматриваемой формы краудсейла следует понимать такой случай, когда цена предложения равна цене спроса. Ценой предложения является та, за которую продавец (эмитент токенов) готов продать токены. Эта цифра снижается по определенному принципу (математической формуле), заложенному в программном коде. Ценой спроса же является та цена, по которой покупатели в данный момент готовы приобрести токены. Она рассчитывается как отношение суммы всех сделанных на данный момент ставок к предложению токенов (цифровых купонов) на аукционе. Покупатели могут вносить свои ставки в любой момент в течение краудсейла, и тогда каждая новая ставка увеличивает цену спроса.

Логика данной формы состоит в том, что чем быстрее возрастает общая сумма ставок, тем быстрее увеличивается цена спроса, ускоряя достижение равновесной цены. Соответственно, чем быстрее установится равновесная цена, то есть цена спроса будет равна цене предложения, тем выше будет конечная цена токена (цифрового купона). И наоборот, конечная цена токена окажется ниже, если общая сумма ставок будет увеличиваться медленно, уменьшая при этом цену спроса и, следовательно, равновесную цену.

Рассмотрим следующую модель — продажа токенов (цифровых купонов) с двойным пределом. Эмитент (проект) устанавливает минимальный и максимальный пороги сборов (так называемые soft и hard cup). Когда объем собранных средств достигает минимального уровня, начинается «обратный отсчет» и оставшиеся токены распродаются за ограниченное время. Если сборы достигают максимально заявленного объема, то продажа цифровых купонов прекращается сразу же.

Проведение краудсейла в виде аукциона Викри предполагает, что победитель аукциона, который назвал самую высокую цену, приобретает лот по цене, озвученной во второй максимальной ставке. Отметим, что такой аукцион является закрытым и все ставки участников держатся в тайне. На рынке краудсейла аукцион Викри так же, как и голландский аукцион, приобретает некоторые отличия от классической своей версии.

В рассматриваемом случае продажа происходит не по второй максимальной цене, а по оптимальной, которая рассчитывается на основе всех сделанных ставок. Участники, чьи ставки оказались не ниже оптимальной, выкупают по ней токены, а те,кто сделал ставки ниже оптимальной, получают свои средства обратно.

Последняя модель ICO предполагает пропорциональные выплаты, в случае если превышен заявленный уровень необходимого финансирования. Иными словами, организация в этом случае возвращает излишек средств инвесторам либо пропорционально каждому, либо в виде полных выплат. Такая модель работает только в случае, если эмиссия цифровых купонов изначально ограничена. Тогда подобная продажа токенов обеспечивает инвесторам уверенность в неизменности их «доли» вложений.

В-третьих, по объему эмиссии токенов выделяют модель с ограниченным и с неограниченным выпуском цифровых токенов. Модель с ограниченной эмиссией принято называть и «дефляционной», хотя с точки зрения классической экономики это не очень верно. Говоря про дефляционную модель, имеем в виду, что конечное число токенов (цифровых купонов) создает ограниченное предложение, что обеспечивает в средне- и долгосрочной перспективе рост цены, конечно же при условии заинтересованности в использовании или выкупе. Модель с неограниченным выпуском токенов (цифровых купонов) называют инфляционной, а рост цены на выпущенные куопоны находится в зависимости только от спроса на них.

В-четвертых, по цели, которую преследует проект при продаже своих цифровых купонов. Можно выделить несколько основных целей: привлечь ограниченную сумму капитала, продать определённую долю от общего числа токенов, распределить токены среди широкого числа инвесторов (иными словами, привлечь как можно больше инвестиций), продать токены по справедливой рыночной цене, обеспечить инвестору предсказуемость его доли от общего числа. Эти цели могут комбинироваться и для каждой из них существует несколько возможных моделей организации краудсейла.

Ограниченная продажа по очереди. Ее смысл состоит в продаже ограниченного числа токенов (купонов) по фиксированной цене, установленной заранее. Общая сумма необходимого финансирования также ограничена. Зачастую для ранних покупателей в данной модели эмитенты (проект) предусматривают скидку.

Неограниченная продажа. Предполагает продажу токенов (цифровых купонов) по фиксированной цене, также как и в предыдущей модели, но в данном случае объем эмиссии не определен, и продажа происходит длительное время. Также обычно не установлены ограничения по необходимому объему финансирования.

Литература:

  1. Питер ван Валкенбург. Framework for securities Regulation of Cryptocurrencies (Основы правового регулирования криптовалют);
  2. Закон о борьбе с отмыванием денег / Anti-Money Laundering Act / AMLA;

[1] Если токены могут быть технически переданы по инфраструктуре блокчейн.

Основные термины (генерируются автоматически): ICO, AMLA, SEC, FINMA, цена спроса, голландский аукцион, купон, ценная бумага, равновесная цена, средство платежа.


Ключевые слова

ICO, AMLA, SEC, цена спроса

Похожие статьи

Механизм проведения эффективного таргетинга

Исследование современных инструментов нейромаркетинга в условиях пандемии COVID-19

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке. Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод корреляционно-регрессионного модели...

Внутренняя конкуренция: помеха или мотив? Решение на примере компании «Флор-Текст»

Автором рассмотрена проблема «узкого места» по теории Э. Голдратта и даны рекомендации по ее решению.

Проблемы и перспективы регионального рынка недвижимости

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Большие данные как главный ресурс B2C-компаний при углублённой сегментации целевой аудитории

Развитие банковского маркетинга в условиях неопределенности

Развитие реверсивного факторинга на российском рынке

Венчурный рынок в условиях пандемии COVID-19

Похожие статьи

Механизм проведения эффективного таргетинга

Исследование современных инструментов нейромаркетинга в условиях пандемии COVID-19

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке. Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод корреляционно-регрессионного модели...

Внутренняя конкуренция: помеха или мотив? Решение на примере компании «Флор-Текст»

Автором рассмотрена проблема «узкого места» по теории Э. Голдратта и даны рекомендации по ее решению.

Проблемы и перспективы регионального рынка недвижимости

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Большие данные как главный ресурс B2C-компаний при углублённой сегментации целевой аудитории

Развитие банковского маркетинга в условиях неопределенности

Развитие реверсивного факторинга на российском рынке

Венчурный рынок в условиях пандемии COVID-19

Задать вопрос