Исключительные правовые режимы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Тугова, Ф. Л. Исключительные правовые режимы / Ф. Л. Тугова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50984/ (дата обращения: 25.09.2020).



В данной статье рассматривается актуальность недостаточно исследованной темы исключительных правовых режимов. Целью написания данной статьи явилась необходимость осмысления и анализа исключительных правовых режимов, применяемых российским законодательством.

Ключевые слова: исключительный правовой режим; исключительный (особый) режим; чрезвычайная ситуация; угроза безопасности; катаклизмы; состояние войны; военное время; обеспечение безопасности граждан; защита их прав и свобод; обеспечение основ конституционного строя, и др.

В свете последних событий, происходящих в мировой политике, хотелось бы уделить внимание таким общественным отношениям, как исключительные (особые) правовые режимы, с точки зрения юридических критериев. Российское законодательство регулирует общественные отношения не только в обычных условиях, но ещё и в условиях исключительных правовых режимов, в том числе: военного, чрезвычайного, особого положения, борьбы с терроризмом и проч.

Исключительные режимы — это один из механизмов осуществления государственно-правовой политики, которая направлена на укрепление основ государства, недопущения перерастания временного исключительного (особого) режима в диктатуру.

Определяя фактические основы особых правовых режимов в российском законодательстве, используются различные термины: «чрезвычайная ситуация», «угроза безопасности» (статьи 3 и 15 ФЗ «О безопасности); «бедствие», «чрезвычайное положение», «аварии», «стихийные бедствия» (ФКЗ «О чрезвычайном положении»); «вооруженное нападение», «состояние войны», «военное время» (ФКЗ «О военном положении», Закон «Об обороне»); «угроза интересам РФ на государственной границе» (статьи 30, 31 Закона «О государственной границе»); «экологическое бедствие», «зона экологического бедствия» (статьи 5, 59 Закона «Об охране окружающей природной среды») и проч.

Так, основы oсoбoгo правoвoгo режима устaнавливaют Федеральные зaкoны: «O чрeзвычaйнoм пoлoжeнии», «O вoeннoм пoлoжeнии», «O пoлиции», «O внyтрeнних вoйскaх Миниcтepcтвa внутpeнних дeл Рoccийcкoй Фeдeрaции», «Oб органах Федеральной службы безопасности в Российской Фeдерации», «O государственной границе», «O бeзoпacнocти», «Oб обороне», и др.

Анализируя российское законодательство, можно сделать выводы, что законодательно закреплены три основных вида исключительного (особого) правового режима — это военный, чрезвычайный режим и «особое положение».

Исключительный режим основывается на Конституции (Основном законе) Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права, гарантирующих демократичность и неущемление прав и свобод при применении мер чрезвычайного характера. В ч. 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации дается полный перечень прав и свобод российских граждан, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях, в том числе и при введении военного, чрезвычайного режимов и «особого положения».

Основными целями и задачами исключительного режима является предупреждение и устранение последствий социальных катаклизмов, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, обеспечение основ конституционного строя, интересов общества и государства, восстановление законности и правопорядка, регламентация сложных, нестандартных общественных отношений.

Исключительные и специальные правовые режимы являются самостоятельными правовыми средствами, как следствие каждый из них имеет отличительные, присущие только им особенности и признаки.

Если исключения в праве и в процессе своей реализации, как правило, связаны с оценочными действиями правоприменителя, то исключительные режимы установлены законодательством и не предусматривают для их реализации обязательную оценку правоприменителем; если о наличии исключений в праве в нормативно-правовом акте законодатель обозначает при помощи таких формулировок, как «за исключением, за исключением случаев, в виде исключения, в порядке исключения и т. д»., то о наличии исключительного режима можно делать вывод из смысла и содержания норм права; режим исключения направлен на создание от общего правила варианта регулирования и действует до тех пор, пока имеет юридическую силу правило, в то же время исключительный режим предусматривает отличный от правового режима порядок регулирования сложных общественных отношений; «режим исключений предстает по отношению к правилам в виде: изъятия из правила; дополнения к правилу (иногда из совокупности изъятий и дополнений)» [10], в то время как исключительный режим регламентирует общественные отношения благодаря комплексному использованию правовых стимулов, ограничений, но смысловое значение понятия «исключительный режим» шире, чем исключения в праве.

В целях познания сущности такого правового явления как «исключительный режим» возникает необходимость отграничить данное явление от следующего понятия — «особые условия». Четкое определение и толкование вышеперечисленных терминов имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

А. В. Mелеxин изучaл ocoбыe пpaвoвыe рeжимы кaк cpeдcтвo и мeтoд гocудapcтвeннoгo упpaвления в цeляx «своевременного реагирования на возникающие угрозы. Применение обычных, повседневных правовых механизмов органами исполнительной власти в рассматриваемых условиях не всегда оказывается достаточным» [9].

Таким образом, подводя итоги, отметим, что исключительные режимы должны удовлетворять интересы, как отдельной личности, так и социальных групп, а также государства в целом, повышать уровень правовой жизни всех субъектов, которых регулирует данный институт.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921; 2014. № 30. Ст.4246. 1.18.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2015. № 21. Ст. 2981.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2013. № 30. Ст. 4084.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть III) от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2013. № 30. Ст. 4056.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть IV) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч.1). Ст.5496; 2013. № 30. Ст. 4055.
  7. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724. 1.20.
  8. Федеральный закон РФ от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280; 2013. № 52. Ст. 6975. 1.21.
  9. Мелехин А. В. Особые правовые режимы Российской Федерации: монография. — М.: Академия управления МВД России. 2008. С. 3.
  10. Суменков С. Ю. Правовой режим исключений // Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / Под ред. А. В. Малько, И. С. Барзиловой. — М.: «Юрлитинформ», 2012. С. 143.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, режим, российское законодательство, исключительный режим, конституционный строй, обеспечение безопасности граждан, обеспечение основ, чрезвычайный режим.


Ключевые слова

угроза безопасности, чрезвычайная ситуация, военное время, исключительный правовой режим, исключительный (особый) режим, катаклизмы, состояние войны, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, обеспечение основ конституционного строя, и др

Похожие статьи

Ограничения прав и свобод человека в экстраординарных...

Таким образом, чрезвычайное или иное экстраординарное положение выступает как особый правовой режим деятельности государства, вводимый на определенное время с целью обеспечения конституционного строя и восстановления нормального правопорядка.

Российская Федерация, Конституционный Суд, Конституция...

Анализируя российское законодательство, можно сделать выводы, что законодательно закреплены три основных вида исключительного (особого) правового режима — это военный, чрезвычайный режим и «особое положение». Конституция Российской Федерации...

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная безопасность, экстремистская направленность, конституция РФ, общественная безопасность, конституционный строй...

МЧС России в системе ее национальной безопасности

МЧС России для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации руководствуется следующей законодательной основой: «О военном положении» от 30.01.2002 г. [3], Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.

Личная безопасность человека и гражданинаоснова...

Статья 21 Конституции Российской Федерации определяет достоинство как отдельную, самостоятельную ценность человека.

С. 6. Мамонов В. В. Конституционные основы национальной безопасности России. С. 133. Полянский В. В. Конституционный процесс и...

Применение мер административного принуждения в особых...

административное принуждение, Российская Федерация, военное положение, чрезвычайное законодательство, режим, чрезвычайное положение, действующее законодательство РФ, огнестрельное оружие...

Конституционный строй — центральный институт российского...

В-пятых, Российская Конституция содержит отказ от законодательного закрепления исключительного или привилегированного положения какой-либо одной социальной группы или отдельных объединений граждан. Демократизм российского конституционного строя...

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

В связи с этим, А. А. Кондрашев относит к основным целями данного института необходимость восстановления основ конституционного строя на территории субъекта федерации, его бюджетной системы; обеспечение безопасности самой федерации...

Федеральное вмешательство как гарантия национальной...

Однако, режим военного положения по своей правовой природе является схожим с режимом чрезвычайного положения.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 05 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», безопасность – состояние защищенности...

Похожие статьи

Ограничения прав и свобод человека в экстраординарных...

Таким образом, чрезвычайное или иное экстраординарное положение выступает как особый правовой режим деятельности государства, вводимый на определенное время с целью обеспечения конституционного строя и восстановления нормального правопорядка.

Российская Федерация, Конституционный Суд, Конституция...

Анализируя российское законодательство, можно сделать выводы, что законодательно закреплены три основных вида исключительного (особого) правового режима — это военный, чрезвычайный режим и «особое положение». Конституция Российской Федерации...

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная безопасность, экстремистская направленность, конституция РФ, общественная безопасность, конституционный строй...

МЧС России в системе ее национальной безопасности

МЧС России для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации руководствуется следующей законодательной основой: «О военном положении» от 30.01.2002 г. [3], Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.

Личная безопасность человека и гражданинаоснова...

Статья 21 Конституции Российской Федерации определяет достоинство как отдельную, самостоятельную ценность человека.

С. 6. Мамонов В. В. Конституционные основы национальной безопасности России. С. 133. Полянский В. В. Конституционный процесс и...

Применение мер административного принуждения в особых...

административное принуждение, Российская Федерация, военное положение, чрезвычайное законодательство, режим, чрезвычайное положение, действующее законодательство РФ, огнестрельное оружие...

Конституционный строй — центральный институт российского...

В-пятых, Российская Конституция содержит отказ от законодательного закрепления исключительного или привилегированного положения какой-либо одной социальной группы или отдельных объединений граждан. Демократизм российского конституционного строя...

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

В связи с этим, А. А. Кондрашев относит к основным целями данного института необходимость восстановления основ конституционного строя на территории субъекта федерации, его бюджетной системы; обеспечение безопасности самой федерации...

Федеральное вмешательство как гарантия национальной...

Однако, режим военного положения по своей правовой природе является схожим с режимом чрезвычайного положения.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 05 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», безопасность – состояние защищенности...

Задать вопрос