Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 30.05.2018

Статья просмотрена: 1322 раза

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 336-337. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50966/ (дата обращения: 27.01.2022).



В нашем обществе происходят постоянные перемены, требующие изменения в том числе и образовательного пространства, переопределения основных целей образования, которые будут учитывать потребности и интересы государства, общества и личности. Таким образом, обеспечение развития потенциала новых образовательных стандартов стало главным направлением развтия школьного образования. Современные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важная задача современного образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), которые обеспечивают компетенцию «научить учиться» [1].

Сформированность у учащихся УУД определяется их способностью к саморазвитию и самосовершенствованию путём осознанного присвоения нового социального опыта [2]. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Учащиеся овладевают УУД на разных учебных предметах (в том числе на уроках математики), и в итоге у них формируется способность самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, в том числе самостоятельно организовывать процесс обучения.

В современной психолого-педагогической литературе к познавательным УУД относят:

‒ самостоятельное определение познавательной цели;

‒ поиск необходимой информации;

‒ структурирование знаний;

‒ грамотное выстраивание речи в устной и письменной форме;

‒ выбор наиболее эффективных способов решения задач;

‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

‒ определение основной и второстепенной информации;

‒ понимание и адекватная оценка языка СМИ;

‒ постановка и формулирование проблемы, разработка алгоритма деятельности для решения поставленной проблемы.

Важно отметить такое познавательное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

В процессе обучения математике особую группу познавательных УУД образуют знаково-символические действия:

‒ моделирование;

‒ изменение модели для выявления общих закономерностей, определяющих данную предметную область.

Не менее важным при изучении математики являются следующие логические универсальные действия:

‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

‒ синтез;

‒ выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

‒ выведение следствий;

‒ установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

‒ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

‒ доказательство;

‒ выдвижение гипотез и их обоснование.

При этом, постановка и решение проблемы состоят из следующих этапов: формулирование проблемы и самостоятельная разработка способа решения задачи творческого и поискового характера.

Следует отметить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом школьников, в этом случае учащемуся легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Приведем примеры математических заданий, способствующих, по нашему мнению, формированию познавательных УУД.

Задание 1. Найди выражения, значения которых равны: (9+2)-7; 5–3+7+3; (6–6)+7–6; (4+3)+6; 4+7–6-1; 127*35+58*35. Объясни, как ты их искал.

Задание 2. К числам 792 и 264 добавьте третье число так, чтобы с помощью знаков действий из них можно было составить верные равенства. Запиши все возможные равенства. Выдели этапы решения этой задачи.

Задание 3. Цифры 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 5 и 6 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 13. Какие трудности у тебя возникли при решении задачи? Что следует предпринять для их устранения? Какие рекомендации можно дать в помощь решения этой задачи?

Мы привели лишь некоторые примеры заданий. Однако, учитывая важнейшую роль формирования познавательных УУД на уроках математики, сегодня от учителя требуется разработка соответствующего методического обеспечения.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011. — 224 с.
  2. Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 5. — С.5–12.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, процесс обучения, урок математики, формулирование проблемы, число.


Похожие статьи

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

Роль задач в обучении математике. Автор: Астанина Ирина Викторовна.

1. Виленкин Н. Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты

Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач.

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

К числу заданий исследовательского характера могут быть отнесены

В процессе работы по образовательной программе «Школа 2100», на уроках математики мною были определены следующие задачи

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

(Неизвестно их общее число). Задачи с излишними данными. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг.

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая...

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

В процессе обучения математике является острой проблема развития самостоятельности

Третья составная часть заключительного этапа работы с задачейформулирование и

Цель обучения решению задач должна состоять не только в том, чтобы на уроках математики...

Реализация деятельностного подхода на уроках математики...

В процессе выполнения данного задания у ребят возникает затруднение с последним примером: число 9 на два не делится.

Ученики делают вывод, что можно разделить 9 на 2, только получается остаток. Далее дети формулируют тему и задачи урока.

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

К числу общих обучающих функций задач относятся

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями, должны реализовываться и определенные воспитательные цели.

Эта общая цель воспитания реализуется на уроках математики различными путями.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

Исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения.

2) этап формулирования проблемы — самый «творческий» компонент мыслительного процесса.

Урок математики в 5 классе. Тема урока: Решение уравнений.

Формирование умения целеполагания на уроках математики

На этом этапе осуществляется осознание ситуации с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы.

Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа.

Особенности обучения младших школьников решению текстовых...

На уроках математики приходится сталкиваться с различными задачами, как «стандартными», которые включены в требования к

В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя.

Похожие статьи

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

Роль задач в обучении математике. Автор: Астанина Ирина Викторовна.

1. Виленкин Н. Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты

Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач.

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

К числу заданий исследовательского характера могут быть отнесены

В процессе работы по образовательной программе «Школа 2100», на уроках математики мною были определены следующие задачи

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

(Неизвестно их общее число). Задачи с излишними данными. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг.

Таким образом, технология проблемного обучения на уроках математики — это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая...

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

В процессе обучения математике является острой проблема развития самостоятельности

Третья составная часть заключительного этапа работы с задачейформулирование и

Цель обучения решению задач должна состоять не только в том, чтобы на уроках математики...

Реализация деятельностного подхода на уроках математики...

В процессе выполнения данного задания у ребят возникает затруднение с последним примером: число 9 на два не делится.

Ученики делают вывод, что можно разделить 9 на 2, только получается остаток. Далее дети формулируют тему и задачи урока.

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

К числу общих обучающих функций задач относятся

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями, должны реализовываться и определенные воспитательные цели.

Эта общая цель воспитания реализуется на уроках математики различными путями.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

Исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения.

2) этап формулирования проблемы — самый «творческий» компонент мыслительного процесса.

Урок математики в 5 классе. Тема урока: Решение уравнений.

Формирование умения целеполагания на уроках математики

На этом этапе осуществляется осознание ситуации с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы.

Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа.

Особенности обучения младших школьников решению текстовых...

На уроках математики приходится сталкиваться с различными задачами, как «стандартными», которые включены в требования к

В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя.

Задать вопрос