Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 29.05.2018

Статья просмотрена: 1134 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Е. В. Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования / Е. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50843/ (дата обращения: 24.04.2024).



Первые годы жизни ребенка полны достижений и одним из них является осознание самого себя, как части семьи, природы. Он начинает осознавать свое место в кругу родных и близких. Раннее детство также является плодотворной почвой для закладки у ребенка основ взаимодействия с окружающим миром: миром вещей, людей, природой. В этот период задачей взрослых является научить ребенка осознавать себя, как часть природы, а природу, как значимую ценность для всех людей, живущих в нашем городе, нашей стране, на нашей планете.

Но и сама природа может выступать средством воспитания. Каменский Я. А. полагал, что, когда ребенок научится взаимодействовать с природой, видеть ее изменения, понимать их сущность и значение, можно будет говорить о природе, как источнике знаний, благодаря которым у ребенка будет гармонично и природосообразно формироваться ум, развиваться чувства, воспитывать волю. [10] Этой же теории придерживался и Ушинский К. Д., он полагал, что все полезное и важное для умственного, физического, психического развития детей имеется в природе. [9] Следует отметить что данный метод воспитания целесообразен как для дошкольников, развивающихся соответственно норме, так и для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

Эти идеи продолжили раскрывать в своих научных трудах, посвященных дошкольному воспитанию, такие ученые, как О. Иогансон, А. А. Быстров, Е. И. Волкова, А. М. Степанова. [3] Педагоги-дошкольники в своей работе по экологическому воспитанию, опираются на методические пособия, разработанные М. В. Лучич, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко.

Современные дети с рождения находятся под влиянием благ, которые навязывает нам научно-технический прогресс, поэтому «красной строкой» в воспитании дошкольников стоит экологическое образование, как «основа нравственной опоры» [6] для решения многочисленных вопросов, имеющих отношение к практической жизни человека. Идентификация дошкольника, как части природы само по себе говорит о том, что у него уже сформированы основы экологической культуры, компонентами которой являются: экологические знания и умения. Педагогам-дошкольникам стоит уделить особое внимание постоянному повышению экологической грамотности детей и формированию у них гуманной позиции по отношению к природе [6].

Экологическое образование играет центральную роль в воспитании, развитии, и адаптации в социуме детей с ОВЗ в инклюзивном дошкольном образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, включенные в образовательный процесс детского сада — это особая категория дошкольников, у которых отмечаются разнообразные структуры дефектов, которые могут включать в себя как двигательные, психические, так и речевые нарушения различной степени выраженности. К примеру, дети с детей с ДЦП, в силу ограничения возможности передвижения, речевых и прочих нарушений, не могут овладеть тем объемом знаний и представлений об окружающем мире, который доступен их здоровым сверстникам. А дошкольники с задержкой психического развития — в силу быстрой утомляемости и неустойчивого, рассеянного внимания [7].

Подводя итог всему выше сказанному, можно говорить о том, что при работе по формированию экологических представлений с «особенными» детьми, цели тоже должны изменяться. Целями экологического образования и воспитания детей с ОВЗ будут являться: сформировать у дошкольников нравственно‐ценностное отношение к природе и окружающим людям, что позволит в дальнейшем более гармонично выстроить свои ценностные отношения в жизни, гармонизировать отношения с другими людьми, с природой.

Процесс экологического образования и воспитания в инклюзивной группе детского сада очень сложный, потому что требует от воспитателя знания особых методов и приемов работы. Педагог-дошкольник должен уметь создавать определенные условия, при которых дети с ОВЗ начали бы проявлять устойчивый интерес к природе, научились бы сопереживать, беречь и заботиться о ней. Вызвать интерес к изучению экологии — одно из условий для развития гармоничной, цельной личности. Именно интерес формирует то, как в дальнейшем будет относится уже взрослый человек к окружающему миру, насколько гуманными будут его помыслы и действия, как он сумеет занять свою нишу в мире людей. Особенное значение для развития дошкольника с ОВЗ имеет формирование у него представлений о симбиозе человека и природы. Ишюлитова М. В. полагает, что только при практическом взаимодействии с природой, у ребенка может наблюдаться полноценное развитие личности [8]. Это поможет ему поверить в свои возможности, что в будущем поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья, почувствовать свою значимость и позволит стать полноценным членом общества [1].

Литература:

  1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно‐двигательного аппарата — М:Academia, 2002 г
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2007.
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2007.
  4. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. − 1998. − № 2. − С. 13.
  5. Ознакомление дошкольников с природой'; Веретенникова, С.А.; Изд-во: М.: Просвещение, 1980 г.;
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]//Российская газета. (Федеральный выпуск № 6241. — 2013. — 25 ноября).
  7. Специальная педагогика под ред. Казаковой Н. М., М. 2001 г
  8. Учебно‐воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеванием опорно‐ двигательного аппарата под ред. Ишюлитовой М. В. М., 1988 г.
  9. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. — 246с.
  10. http://yspu.org/
Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, экологическое образование, ограниченная возможность здоровья, окружающий мир, детский сад, часть природы.


Похожие статьи

Экологическое воспитание детей с ОВЗ | Статья в журнале...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы. Подпишитесь на нашу рассылку

Экологическое воспитание как одно из современных...

природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад.

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру [1]. Влияние природы на ребёнка огромно.

Интеграция физического и экологического воспитания детей...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое

неживая природа, ребенок, форма работы, родитель, работа, природа, живой, экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые...

Экологическое образование должно охватывать как рациональную

Каждая образовательная область (за исключением – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской

Она обеспечивает: формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; развитие...

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Похожие статьи

Экологическое воспитание детей с ОВЗ | Статья в журнале...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы. Подпишитесь на нашу рассылку

Экологическое воспитание как одно из современных...

природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад.

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру [1]. Влияние природы на ребёнка огромно.

Интеграция физического и экологического воспитания детей...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое

неживая природа, ребенок, форма работы, родитель, работа, природа, живой, экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые...

Экологическое образование должно охватывать как рациональную

Каждая образовательная область (за исключением – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской

Она обеспечивает: формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; развитие...

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание, природа, экологическое воспитание детей, детский сад, игра, животное, явление природы, дошкольное учреждение.

Задать вопрос