Картельные сговоры в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Остапенко А. В. Картельные сговоры в РФ // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 386-389. — URL https://moluch.ru/archive/207/50878/ (дата обращения: 23.02.2019).



Нормами Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [9]. В развитие вышеперечисленных декларативных положений в России приняты и действуют различные федеральные конституционные и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты. К примеру, имеющее непосредственное отношение к теме данной статьи антиконкурентное законодательство представлено, в первую очередь, Федеральным законом «О защите конкуренции».

Научное сообщество не прекращает исследования по вопросам правового регулирования конкуренции и монополии, поскольку идеальная модель, обеспечивающая соблюдение интересов всех сторон, защищающая саму суть явления конкуренции до сих пор не найдена. Зачастую законодатель просто не поспевает за меняющейся действительностью, что, к сожалению, частая проблема длительности законодательного процесса.

Основываясь на научных разработках ученых, властные органы принимают множество мер, направленных на решение наиболее важных проблем в сфере защиты конкуренции и противодействия монополии.

Одним из множества проявлений недобросовестной конкуренции, являющихся объектом пристального внимания законодателя и правоприменителя, в современной экономике считаются горизонтальные соглашения, а в особенности их разновидность — картельные сговоры или картели. По мнению ученого Сушкевича А. Г., «горизонтальные соглашения представляют наибольшую угрозу для конкуренции, поскольку они почти всегда увеличивают степень монополизации товарного рынка» [6].

Горизонтальные соглашения, в свою очередь, подразделяются на:

1) «жесткие» (заведомо вредоносные) картели (продажа в определенном географическом ареале);

2) иные горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию (например, соглашение об использовании определенного программного обеспечения);

3) малозначительные соглашения (соглашения конкурентов, обладающих по отдельности и все вместе — незначительной рыночной долей и рыночной властью);

4) соглашения, не оказывающие воздействия на конкуренцию (соглашения о проведении конкурентами совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) [6, с. 119-120].

В данной статье нас будут интересовать именно «жесткие» горизонтальные соглашения, так называемые, картельные сговоры или картели.

В соответствии с законодательным определением признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т. е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) [4].

Картели — это наиболее опасная для экономической безопасности разновидность горизонтального соглашения. Они создаются хозяйствующими субъектами-конкурентами для установления определенного уровня цен на свои товары, могут касаться раздела рынка по территориальному принципу или по кругу покупателей товара, а также установления конкурентами пределов производства либо продаж товара на рынке.

Практически во всех развитых странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития незаконными считаются лишь «жесткие» картельные соглашения. Как это часто бывает, регулирование антиконкурентных соглашений по российскому законодательству происходит отличным от мировой практики образом. В современном виде нормы антимонопольного законодательства о запрете картельных соглашений сформировались в России лишь в 2012 г.

Третьим антимонопольным пакетом (Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 06.12.2011 и Федеральный закон № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 06.12.2011), введенным в действие в начале 2012 г., было законодательно определено понятие «картель», детализированы требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнен порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также введены небольшие дополнения по средствам борьбы с картелями.

В своей совокупности все преобразования антимонопольного законодательства в Российской Федерации и опыт работы Федеральной антимонопольной службы России привели к созданию системы противодействия картелям в виде организационной структуры, правового и методического обеспечения, а также доказательной базы при расследовании картелей. Конечно, система работает не всегда безупречно, в связи с чем необходимо обращать внимание на международный опыт других стран.

Все основные эффективные экономические и правовые механизмы по борьбе с картелями можно разделить на две подгруппы: угроза применения суровых санкций (в виде высоких административных штрафов или уголовной ответственности) и стимулирование раскрытия сговоров. В целях увеличения раскрываемости картельных сговоров предусмотрено освобождение от ответственности для участника, добровольно отказавшегося от участия в таком сговоре и сообщившего антимонопольному органу о его наличии.

Среди основных перспектив антимонопольной политики можно назвать ужесточение наказаний за явный сговор, предотвращение тех действий, которые облегчают поддержание сговора и координацию цен (т. е. воздействие на факторы, способствующие появлению картеля). Также это может быть развитие техники анализа рынков, т. е. работа над наиболее быстрым и эффективным выявлением существующих сговоров. Усиление стимулов раскрыть информацию о сговоре отдельной фирмой или даже представителя этой фирмы существенно поможет в решении проблемы негативного влияния картельных соглашений.

Суть сговора очень неустойчива, и его участники часто имеют стимул тайно отклониться от сговора. Данная сторона вопроса является хорошим источником для разработки эффективных мер по борьбе с картелями и другими видами соглашений.

Для наиболее успешного выявления подобного рода незаконных соглашений и коопераций необходимо совершенствовать также технику анализа рынков и взаимодействий участников предпринимательской деятельности на них. Следует более внимательно относиться к моментам, сигнализирующим о нарушениях закона. К примеру, завышенные цены, идентичные для различных потребителей без существенной вариации по группам, увеличенная диспропорция и вариация в ценах между различными странами, завышенные цены на сопутствующие товары и услуги

Четвертый антимонопольный пакет (Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.10.2015), подписанный Президентом РФ 05.10.2015, считается комплексом довольно либеральных поправок. Он разрабатывался совместно законодателями с учетом позиции представителей бизнес-сообщества в течение нескольких лет.

В качестве средства предотвращения незаконных сговоров теперь введена обязанность в рамках контроля за экономической концентрацией согласовывать с антимонопольным органом заключение соглашений о совместной деятельности между субъектами-конкурентами, если:

– суммарная стоимость активов их групп лиц по последним балансам превышает 7 миллиардов рублей; или

– суммарная выручка их групп лиц от реализации товаров за календарный год, предшествующий году заключения соглашения, превышает 10 миллиардов рублей.

Согласование обязательно только в отношении тех соглашений, которые касаются совместной деятельности хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Таким образом, единственной возможностью полностью исключить риск признания соглашения о совместной деятельности картелем после принятия четвертого антимонопольного пакета является согласование такого соглашения с антимонопольным органом.

Также четвертым антимонопольным пакетомрасширено понятие картеля: теперь им может быть признано соглашение между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке (картель покупателей). Подобное изменение может привести к значительному увеличению объема дел о картелях, возбуждаемых антимонопольными органами, количество которых и сейчас существенно превышает количество аналогичных дел в развитых правопорядках. Однако, хочется при этом отметить, что расширение понимания такого явления, как картель, говорит о положительном векторе законодательной мысли и ее претворения в жизненные реалии.

Следует отметить, что все вышеперечисленные меры представляются эффективными при разумном их применении, отлаженной работе антимонопольных органов, упрощении бюрократических процедур по раскрытию сговоров.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», N 278, 09.12.2011,
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Парламентская газета», N 54, 09–15.12.2011
  3. Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.10.2015, N 41 (часть I), ст. 5629
  4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» // «Российская газета», N 162, 27.07.2006
  5. Евтушенко И. В. Тайное антиконкурентное поведение участников товарного рынка: мировая практика государственной борьбы с картелями // Юридическая наука и практика: история и современность. 2013. No 1.
  6. Конкурентное право России: учебник [Текст] / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, И. В. Башлаков-Николаев и др.; отв. ред. И. Ю. Артемьев, С. А. Пузыревский, А. Г. Сушкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., перераб. и доп»: Высшая школа экономики; Москва; 2014.
  7. Писенко К. А., Цинделиани И. А., Бадмаев Б. Г., Казарян К. В. Антимонопольное (конкурентное) право Учебник. — Москва.: РГУП, 2015.
  8. Соколовская Е. Российский и международный опыт расследования картелей. Новые практики и подходы // Конкуренция и право. 2015. N 2. С. 26–30.
  9. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Основные термины (генерируются автоматически): соглашение, товарный рынок, Российская Федерация, картель, сговор, Россия, совместная деятельность, антимонопольный орган, антимонопольное законодательство, антимонопольный пакет.


Похожие статьи

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, монополия, конкуренция, обоснованность, запрет, рынок, цена

За второе полугодие 2017 г. Управлением выявлено 27 картельных сговоров, из которых 13 на рынке медицинских услуг, 3 на рынке ЖКХ.

Особенности антимонопольного контроля за соглашениями...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Некоторые вопросы злоупотребления хозяйствующего субъекта...

хозяйствующий субъект, доминирующее положение, товарный рынок, антимонопольное законодательство, антимонопольный орган, почтовая связь, РФ, субъект, группа лиц, предпринимательская деятельность.

Российская Федерация, антимонопольное законодательство...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Монополистическая деятельность как правонарушение: понятие...

хозяйствующий субъект, доминирующее положение, товарный рынок, антимонопольное законодательство, антимонопольный орган, почтовая связь, РФ, субъект, группа лиц, предпринимательская деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, монополия, конкуренция, обоснованность, запрет, рынок, цена

За второе полугодие 2017 г. Управлением выявлено 27 картельных сговоров, из которых 13 на рынке медицинских услуг, 3 на рынке ЖКХ.

Особенности антимонопольного контроля за соглашениями...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Проблемы доказывания нарушений антимонопольного...

ФАС РФ, орган, исполнительная власть, Санкт-Петербург, антимонопольный орган, нарушение, антимонопольное законодательство, Российская Федерация, субъект, антимонопольная служба.

Некоторые вопросы злоупотребления хозяйствующего субъекта...

хозяйствующий субъект, доминирующее положение, товарный рынок, антимонопольное законодательство, антимонопольный орган, почтовая связь, РФ, субъект, группа лиц, предпринимательская деятельность.

Российская Федерация, антимонопольное законодательство...

ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, картель, соглашение, Россия, Российская Федерация, картельный сговор, антимонопольное законодательство, Методическое обеспечение...

Монополистическая деятельность как правонарушение: понятие...

хозяйствующий субъект, доминирующее положение, товарный рынок, антимонопольное законодательство, антимонопольный орган, почтовая связь, РФ, субъект, группа лиц, предпринимательская деятельность.

Задать вопрос