В публикации оценивается эффективность функционирования регионального налогового механизма с точки зрения реализации двух основных его функций: контрольной и консультативной. Приведены факты влияния временного моратория на налоговые проверки на специфику функционирования налогового механизма Республики Крым.
Ключевые слова: региональный налоговый механизм, эффективность, мораторий на налоговые проверки
В настоящее время вопросы оценки эффективности налогового механизма являются регулярной темой для обсуждения бизнес — сообщества и государственных структур. Однако, говоря об эффективности налогового механизма в целом, следует отметить, что наибольшую значимость в первую очередь имеет эффективность налогового контроля, что способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства.
Эффективность налогового контроля характеризуется: уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.
В связи с временным мораторием на налоговые проверки, который действовал на территории Республики Крым и города Севастополя показатели оценки эффективности выполнения органами ФНС РК своих контрольных функций значительно ниже среднего уровня по стране. Данное ограничение было мерой необходимой для адаптации субъектов хозяйствования к особенностям осуществления предпринимательской деятельности, учетной и отчетной работы в рамках российского правового поля. Однако это не означает, что налоговая служба в эти годы бездействовала. 2015 и 2016 годы характеризуются активной аналитической работой, а также проведением регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет в ОФНС.
За период исследования сотрудниками региональных органов налоговой службы было организовано и проведено 59 семинаров для повышения грамотности учетно-финансовых специалистов в области налогообложения, выдавались консультации и письменные разъяснения налогоплательщикам по сложным и спорным вопросам налогового законодательства. Данные таблицы 1 показывают, что в 2017 году почти в 5 раз возросло количество заявлений налогоплательщиков по досудебному обжалованию результатов налоговых проверок.
Таблица 1
Показатели выполнения органами федеральной налоговой службы функций налогового консультирования в 2015–2017гг.
Наименование показателей |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Цепные индексы изменения размера имасштабов деятельности |
Базисный индекс изменения размера имасштабов деятельности |
|
I 2016/2015 |
I 2017/2016 |
I 2017/2015 |
||||
Количество семинаров по вопросам налогового учета и отчетности, организованных сотрудниками ОФНС, ед. |
26 |
18 |
15 |
0,692 |
0,833 |
0,577 |
Количество принятых решений и письменных разъяснений, выданных сотрудниками ОФНС по обращениям налогоплательщиков. ед., в т. ч. по вопросам: |
2050 |
1654 |
1263 |
0,807 |
0,764 |
0,616 |
обжалования действий (бездействия) сотрудников ОФНС (в т. ч. в ходе проведения налоговых проверок) |
2 |
4 |
15 |
2,000 |
3,750 |
7,500 |
обжалования решений по результатам нал. проверок |
4 |
6 |
29 |
1,500 |
4,833 |
7,250 |
выбора режима налогообложения и перехода на иной режим налогообложения |
1069 |
854 |
473 |
0,799 |
0,554 |
0,442 |
трактовки положений налогового законодательства |
569 |
458 |
211 |
0,805 |
0,461 |
0,371 |
проведения налоговой сверки |
201 |
118 |
159 |
0,587 |
1,347 |
0,791 |
прочее |
205 |
214 |
376 |
1,044 |
1,757 |
1,834 |
Источник: составлено автором по материалам ОФНС РК.
Показатели таблицы 2 свидетельствуют, что в 2015 -2017 годах основной формой контроля были камеральные проверки налоговой отчетности. При этом объем камеральных проверок за 3 года увеличился в 4,4 раза, и в 2017 году их количество по РК составило 4510. Следует отметить, что в 5 % случаев проверок были выявлены факты занижения налоговых обязательств, произведено начисление и взыскание недоимки, пени и штрафа.
Плановые выездные проверки налоговых органов традиционно считаются наиболее эффективным способом борьбы с налоговыми преступлениями и нарушениями. Однако в Республике Крым они в полном объеме начали проводиться только в 2017 году. До конца 2015 года был введен официальный запрет на выездные налоговые проверки бизнеса, позже этот запрет был пролонгирован на 2016 год.
Таблица 2
Показатели эффективности выполнения контрольных функций органами федеральной налоговой службы по Республике Крым в 2015–2017гг.
Наименование показателей |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Абсолютные изменения за период исследования, +/- |
Базисные темпы роста (сокращения) за период исследования, единиц |
Общее число контрольных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, проведенных органами федеральной налоговой службы самостоятельно: |
|||||
камеральных проверок |
1031 |
3201 |
4510 |
+3479 |
4,4 |
выездных проверок |
2 |
6 |
228 |
+226 |
114,0 |
Количество выездных контрольных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, проведенных органами федеральной налоговой службы совместно с органами МВД, ед. |
1 |
1 |
9 |
+8 |
9,0 |
Выявлено нарушений, всего, ед., в т. ч.: |
2 |
6 |
212 |
+210 |
106,0 |
по выездным проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно |
1 |
5 |
203 |
+202 |
203,0 |
по выездным проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД |
1 |
1 |
9 |
+8 |
9,0 |
Доначислено по результатам выездных проверок, всего тыс. руб, в т. ч. |
268,0 |
474,1 |
39398,6 |
+39130,6 |
147,0 |
по проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно |
12,0 |
78,9 |
35830,1 |
+35818,1 |
2985,8 |
по проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД |
256,0 |
395,2 |
3568,5 |
+3312,5 |
13,9 |
Взыскано по результатам выездных проверок, всего тыс. руб, в т. ч. |
268,0 |
468,7 |
35649,6 |
+35381,6 |
133,0 |
по проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно |
12,0 |
73,5 |
32081,1 |
+32069,1 |
2673,4 |
по проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД |
256,0 |
395,2 |
3568,5 |
+3312,5 |
13,9 |
Сумма налогов, взысканных по результатам всех проверок в расчете на 1 сотрудника органов федеральной налоговой службы, тыс. руб. / чел. |
2,65 |
4,96 |
98,67 |
+96,02 |
37,2 |
Сумма налогов, взысканных по результатам всех проверок в расчете на 1 руб. годового фонда оплаты труда сотрудников органов федеральной налоговой службы, руб. / руб. |
0,01 |
0,02 |
0,51 |
+0,5 |
51,0 |
Сумма налогов, взысканных по результатам выездных проверок в расчете на 1 проверку, тыс. руб. / ед. |
134,0 |
79,0 |
185,8 |
+51,8 |
1,4 |
Источник: составлено автором по материалам ОФНС РК.
Как исключение допускалось проведение проверок только по обращениям и жалобам граждан. По этим причинам в 2015 и в 2016 годах были единичные случаи выездных налоговых проверок, в 2017 году после снятия ограничения их количество составило 228, причем в 93 % случаев выездных проверок выявлялись нарушения порядка налогового учета, налоговых расчетов и отчетности. При этом средняя сумма доначислений по результатам проверок составила 185,8 тыс. руб. Всего по результатам выездных проверок в 2017 году доначислено 39,4 млн. руб. На одного инспектора региональных органов ФНС эта сумма составила 98,7 тыс. руб.
К сожалению, закрытость информации о пене и налоговых санкциях не позволяет сделать детальный анализ обо всех суммах, дополнительно перечисленных в бюджет в результате контрольных действий ОФНС. Так как наиболее распространенным видом налоговых штрафов является штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога или сбора при выявлении факта занижения налоговой базы, возможно, используя расчетный метод, предположить, что величина штрафных санкций к налогоплательщикам-нарушителям составляет 19,7 млн. руб.
В 2017 году основные усилия сотрудников ФНС были направлены на контрольную работу в отношении недобросовестных налогоплательщиков, использующих схемы уклонения от налогов. В частности, особый интерес вызвала противоречивость отчетных данных в торговых организациях, а именно — сокращение оборота розничной торговли при одновременном росте оптовой. Углубленному анализу также была подвергнута отчетность 1,5 тысяч юридических лиц, которые подавали «нулевые» декларации вследствие временной приостановки хозяйственной деятельности. Следует отметить, что большинство выездных проверок (как по числу, так и по сумме доначислений) относятся к организациям, а на проверки индивидуальных предпринимателей в целом по Крыму в 2017 году приходилось около 10 % общего количества выездных проверок.
Так как почти половина зарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности используют один или даже несколько специальных режимов налогообложения, а доля налогов, собранных в рамках спецрежимов, лишь немного превышает 6 % общей суммы бюджетных налоговых поступлений, то высока вероятность того, что сектор малого и среднего бизнеса частично работает в нелегальном или полулегальном формате.
С 2017 года начали действовать комиссии легализации налоговой базы, в которые кроме сотрудников ОФНС входили также представители муниципалитетов. Таким образом, значительно облегчалась задача выявления фактов сокрытия доходов и прочих элементов налоговой базы.
Старт выездных налоговых проверок ожидаемо вызвал увеличение числа судебных исков со стороны бизнеса, а также случаев досудебного урегулирования споров между налогоплательщиком и органом налоговой службы. В 2018 году планируется в Крыму внедрить практику некоторых региональных инспекций РФ, которые проводят аудиторские проверки бизнеса. Такая практика значительно сократит количество судебных исков. Основная тенденция в части камеральных проверок (проводимых налоговыми органами без выезда к налогоплательщику) — это резкое увеличение количества проверок и одновременное снижение сумм доначислений по итогам этих проверок.
В настоящее время практикуется заключение соглашений об информационном взаимодействии, которые предусматривают взаимодействие и информационный обмен, направленный на соблюдение налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также повышение предсказуемости налогового регулирования и качества администрирования налогоплательщиков. Подписание соглашений направлено на повышение правовой определенности при применении налогового законодательства и снижение налоговых рисков для налогоплательщиков. По состоянию на 1 марта 2018 году было заключено 2 таких соглашения с крупными налогоплательщиками.
Применение подобной практики взаимодействия в налоговой сфере имеет ряд преимуществ. В частности, у налоговых органов появляется возможность осуществления налогового контроля на постоянной основе при максимальной открытости информации о налогоплательщике, сокращения издержек на проведение выездных проверок и уменьшения рисков применения налогоплательщиками схем ухода от налогов. У предприятия-налогоплательщика в этом случае будут снижаться налоговые риски, в том числе сократится риск назначения выездных налоговых проверок, появится возможность получить консультации по вопросам налогообложения сделок для корректировки своей экономической политики.
Литература:
1. Еримизина М. И. Экономический анализ и оценка налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации / М. И. Еримизина / Новая наука: Стратегия и векторы развития. — 2016. — № 6–1 (88) — С.93–99.
2. Еримизина М. И. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Крым / М. И. Еримизина / Новая наука: Опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 6–1 (89) — С.106–111.
3. Открытый бюджет Республики Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://budget.rk.ifinmon.ru/napravleniya/analiz-nalogovoj-otchetnosti/detalizatsiya-postuplenij-nalogovykh-platezhej (дата обращения: 08.05.2018)