Образовательный менеджмент: от теории к практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 3328 раз

Библиографическое описание:

Базанова, П. С. Образовательный менеджмент: от теории к практике / П. С. Базанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50770/ (дата обращения: 21.10.2020).



В статье речь идёт об образовательном менеджменте. Делается попытка рассмотреть сущность, задачи, функции, виды, методы, принципы образовательного менеджмента. На основании анализа делается вывод о том, что главной задачей образовательного менеджмента является создание условий для образовательной деятельности обучающихся и обучающих. Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми.

Ключевые слова: менеджмент, образовательный менеджмент, объект, субъект, категории менеджмента, система, сложные системы, модель.

Требования экономической, социальной, политической систем, технологическое и информационное развитие общества определяют необходимость реформирования образования. Наличие большого числа проблем образования (отставание результатов работы системы от запросов рынка труда, несоразмерность уровней и специальностей выпускников, несовершенство нормативной, научной, материально-технической базы образовательных организаций, кадровые проблемы и многое другое [1, с. 11]) ставит новые задачи перед образованием, в том числе совершенствование образовательного менеджмента, определяя необходимость качественных изменений в управлении системой образования.

Образовательный менеджмент в современный период представляет собой развивающуюся науку, которая базируется на теории менеджмента и теории систем, теории управления социальными объектами. При этом многие авторы применяют к образованию общие принципы теории управления, рассматривая образовательную систему как социальную, что представляется нам недостаточным. Выделение системных закономерностей наряду с учетом особенностей образовательной системы и определение задач, функций и принципов образовательного менеджмента на этой основе видится перспективной задачей образовательного менеджмента.

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для достижения организациями экономических и социальных результатов их деятельности. Выполнение этой сверхзадачи требует расширения сферы ответственности менеджера, в которую входят как факторы, влияющие на деятельность организации, так и её результаты — внутренние и внешние, подконтрольные и полностью от неё не зависящие.

Менеджмент — не только наука, но и искусство практического управления людьми. Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности, научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Следовательно, эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях.

В условиях рыночной экономики будет справедливо утверждать о применимости механизмов менеджмента к сфере образования, поскольку «образование — это тоже процесс управления, управления социальным институтом подготовки и включения индивидов в различные сферы жизнедеятельности общества, их приобщения к культуре человечества» [2, с. 202]. Но необходимо учитывать специфику управления в педагогической сфере, потому как образовательный менеджмент призван изучать вопросы как управления образованием, так и управления процессами управления образованием.

Учитывая тот факт, что менеджмент как понятие трактуется достаточно широко, в качестве определения используем следующее: менеджмент — управление социально-экономической организацией, цели которой, как правило, экономические. Если обратиться к категориям менеджмента, то одной из них является объект-субъект. В образовательном менеджменте — субъект-субъект, т. к. объектом управления является личность, управляющее воздействие тоже оказывает личность.

Таким образом, образовательный менеджмент — управление, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, направленные с помощью совокупности методов, средств, приемов и принципов на достижение целей образования.

Функции менеджмента и образовательного менеджмента в целом похожи: там и там есть функции планирования, организации, контроля, мотивации и координации. Но механизм деятельности менеджмента имеет общие и функциональные особенности, как то: инновационный менеджмент, менеджмент персонала, снабженческий менеджмент, производственный менеджмент, маркетинговый менеджмент, менеджмент качества, финансовый менеджмент, международный менеджмент, экологический менеджмент.

В свою очередь, в образовательном менеджменте можно выделить менеджмент органов управления образованием и специфический, основанием для этого является возрастной подход к обучающимся, например: менеджмент образовательных дошкольных и школьных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального и дополнительного образования. В соответствии с этим, методы образовательного менеджмента нацелены на работу с детьми и педагогами, то есть в основе всех методов — человеческий фактор, поэтому ведущими методами должны быть социально-психологические методы. Через их призму должны рассматриваться — экономические, организационно-распорядительные (административные).

Принципы менеджмента и образовательного менеджмента так же можно представить как общие и специфические. К общим принципам относятся научность, целенаправленность, последовательность, демократизация, учет индивидуальных и психологических особенностей. Специфические принципы менеджмента — это специализация, целостность, иерархическая упорядоченность, централизация и децентрализация. Специфические принципы образовательного менеджмента — сознательность, доступность, систематичность, наглядность, прочность, гуманизм и принцип опыта практического действия.

Необходимость определения системных закономерностей, определяющих отношения между элементами системы, позволили выделить следующие системообразующие факторы образовательных систем:

– базовые элементы образовательных систем;

– отношения между элементами образовательных систем;

– взаимодействие элементов образовательных систем (законы системы);

– внешние условия функционирования образовательной системы (фон систем).

Выявленные системные закономерности определяют границы управления развитием в образовательных системах [3, с. 4].

– потенциал образовательной системы в существенной степени зависит от типа организации взаимодействия ее элементов;

– для образовательных систем характерна высокая степень неустойчивости, «причина» и «следствие» могут меняться местами;

– образовательная система сохранить устойчивость за счет противодействия внешним и внутренним условиям;

– структурная устойчивость образовательной системы определяется устойчивостью наиболее слабой подсистемы;

– длительность циклов развития системы, подсистем и входящих в них объектов, которые включают в себя более мелкие элементы, имеет разные периоды, при этом эти циклы сложным образом синхронизированы между собой;

– проявление нестабильности или кризисов образовательной системы наблюдается во внешней среде и во внутренней среде;

– срок жизни системы соответствует всем имеющимся в ней ресурсам;

– коэффициент полезного действия образовательной системы существенно ниже 100 %.

Таким образом, представление об образовательной системе как о сложной динамической системе, состоящей из эндогенных нелинейных подсистем, подверженных волнам экзогенных и эндогенных воздействий, является наиболее реалистичной моделью.

Следовательно, значительное количество составляющих образовательного менеджмента (педагогическая, экономическая, социальная, психологическая, информационная) определяют необходимость разрешения противоречий между потребностями и интересами стейкхолдеров образования.

Системная сложность и хаотический характер образовательных процессов существенно усложняет управление системой. В этой связи снятие противоречия между экономикой, педагогикой и интересами государства, общества и личности видится возможным при реализации процессного подхода в образовательном менеджменте на всех уровнях системы, позволяющего не только установить границы образовательных и вспомогательных процессов, структурировать их входы, выходы и ресурсы, но и осуществлять управление качеством всех названных процессов, тем самым удовлетворяя потребности всех стейкхолдеров образования.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: экономические изменения в стране отразились и на процессе управления образовательными учреждениями. Поэтому управление образованием всё больше наполняется новым содержанием, соотносится с таким понятием, как менеджмент. Однако главной задачей образовательного менеджмента является создание условий для образовательной деятельности обучающихся и обучающих, поэтому конечный результат деятельности образовательного учреждения можно увидеть тогда, когда ученики определились в обществе, нашли себя и своё место. Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми. Эффективность его зависит от системного подхода.

Литература:

  1. Мухаметзянова Ф. Ш., Ибрагимов Г. И. Развитие фундаментальных исследований в области профессионального образования (результаты исследований ИПП ПО РАО в 2013 году) / Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1 (102). С. 9–27.
  2. Мухаметзянова Ф. Ш., Левина Е. Ю. Типология управления развитием образовательных систем и структур / Ф. Ш. Мухаметзянова, Е. Ю. Левина // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 201–203.
  3. Мухаметзянова Г. В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике / Г. В. Мухаметзянова // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. C.2–7.
  4. Мухаметзянова Ф. Ш., Ибрагимов Г. И. Качество профессионального образования как ресурс национальной безопасности России / Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов // Вестник НЦБЖД. 2014. № 1 (19). С. 45–51.
  5. Левина Е. Ю., Щербаков В. С. Информационное управление в образовательных структурах // Е. Ю. Левина, В. С. Щербаков // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 1 (74). С. 14–18.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный менеджмент, образовательная система, принцип менеджмента, система, управление образованием, главная задача, категория менеджмента, образовательная деятельность обучающихся, процесс управления, создание условий.


Ключевые слова

модель, система, менеджмент, объект, сложные системы, субъект, образовательный менеджмент, категории менеджмента

Похожие статьи

Педагогический менеджмент в организации профессионального...

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебно — воспитательным процессом в профессиональном образовании. Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня...

Управление качеством образования в образовательном...

образовательный процесс, образовательная организация, подход, управление качеством, качество образования, учебное заведение, совместная деятельность, системный подход...

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Менеджмент — от англ. managementуправление, руководство. Менеджмент — это управление, предполагающее создание условий для сотрудничества руководителя и подчиненных в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Сущностные особенности управления современной...

образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система, функция управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, организационная деятельность...

Инновационная практика управления общеобразовательной...

Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества.

Moodle — свободная система управления обучением

Таблица 1. Анализ системы управления обучением.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано.

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации.

Концепция «управление по результатам»: особенности...

Прежде отметим: в образовании особый объект управленияобразовательная система

Существенным свойством управления образовательными системами выступает

1 Для менеджмента начала ХХ века было характерно управление по инструкциям (Management by...

Современные подходы к управлению развитием...

Система управления развитием образовательного учреждения...

образовательное пространство, образовательный процесс, система, форма сочетаний, принцип организации, практик образования, учебный процесс, системный подход, единое образовательное...

Эффективное управление проектной деятельностью...

Классификация педагогического управления

Корпоративное управление — это процесс формирования целей учебной деятельности, куда включаются учащиеся.

Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного...

Похожие статьи

Педагогический менеджмент в организации профессионального...

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебно — воспитательным процессом в профессиональном образовании. Под управлением в образовании понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня...

Управление качеством образования в образовательном...

образовательный процесс, образовательная организация, подход, управление качеством, качество образования, учебное заведение, совместная деятельность, системный подход...

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Менеджмент — от англ. managementуправление, руководство. Менеджмент — это управление, предполагающее создание условий для сотрудничества руководителя и подчиненных в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Сущностные особенности управления современной...

образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система, функция управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, организационная деятельность...

Инновационная практика управления общеобразовательной...

Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества.

Moodle — свободная система управления обучением

Таблица 1. Анализ системы управления обучением.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано.

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации.

Концепция «управление по результатам»: особенности...

Прежде отметим: в образовании особый объект управленияобразовательная система

Существенным свойством управления образовательными системами выступает

1 Для менеджмента начала ХХ века было характерно управление по инструкциям (Management by...

Современные подходы к управлению развитием...

Система управления развитием образовательного учреждения...

образовательное пространство, образовательный процесс, система, форма сочетаний, принцип организации, практик образования, учебный процесс, системный подход, единое образовательное...

Эффективное управление проектной деятельностью...

Классификация педагогического управления

Корпоративное управление — это процесс формирования целей учебной деятельности, куда включаются учащиеся.

Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного...

Задать вопрос