Стратегия развития товаров местных производителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 27.05.2018

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова И. Д., Белик А. А. Стратегия развития товаров местных производителей // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 254-258. — URL https://moluch.ru/archive/207/50691/ (дата обращения: 18.01.2020).



В работе проведено исследование динамики развития розничной торговли по Ивановской области, определена роль стратегии в функционировании торговой отрасли. Определен удельный вес продовольственных товаров местных производителей по различным категориям. Предложена разработанная авторами статьи стратегия развития местных производителей в разрезе розничной торговли.

Ключевые слова: розничная торговля, стратегия, региональная стратегия, реализация товаров, местные производители, локальные рынки, оптимально-отраслевая стратегия, регион.

В условиях постоянного изменения политической и экономической обстановки встает глобальная задача перед нашей страной: обеспечить продуктами питания население страны, при этом быть независимыми от поставщиков зарубежных стран.

Решение такой задачи возможно при развитии местного производства товаров в каждом регионе.

Создание локальных рынков, на которых должна реализовываться местная продукция, прежде всего, должна ориентироваться не на ограничение своих границ, а на удовлетворение потребностей в товарах покупателей и роста лояльности их к товарам местного сельскохозяйственного производства [3]

Развитие рынка местных товаропроизводителей, прежде всего, необходим для устранения диспропорций между ввозом и вывозом продукции, что позволит ориентироваться в мировой экономике, а также обеспечит в целом по стране стратегическую независимость от внешних рынков, даст стабильность региональному бюджету за счет концентрации финансовых потоков, а впоследствии и сокращения дотационных регионов в стране [4].

Особенность местных рынков, особенно для торговли имеет [1]:

‒ реализация излишков, как сельскохозяйственной продукции, так и продукции отдельно взятых производителей;

‒ реализация продукции по заранее оговоренным ценам;

‒ наличие на локальном рынке огромного количества покупателей: посредники, предприятия общественного питания, розничные магазины, конечные потребители;

‒ необходимость локальных рынков обуславливается развитием рыночных отношений, где товарная продукция как ресурс, требующий реализации, стимулирует местных товаропроизводителей к расширению товарного хозяйства.

Кроме того, эффективная работа местных товаропроизводителей создает условия для поддержания определенного уровня конкурентоспособности.

Реализация товаров местных производителей невозможно представить без розничной торговли, которая представляет собой комплекс видов деятельности: торговая, хозяйственная, предпринимательская, товарообменный процесс, реализация товара/услуг для удовлетворения потребностей потребителя [2]

Важнейшим показателем, характеризующим объемы и качество розничной торговли, и главным фактором обеспечения ее доходности и финансовой стабильности является розничный товарооборот, который представляет собой объем реализации товаров в денежном выражении.

Одним из крупных городов Ивановской области является г. Иваново с численностью 403 тыс. чел., где сформирован потребительский рынок за счет развития розничной торговли. Город Иваново является административным и экономическим центром Ивановской области. Сейчас в нем насчитывается более 3842 хозяйствующих субъектов различной направленности, функционирующих на потребительском рынке.

Динамика развития рынка розничной торговли в Ивановской области, характеризующая региональный рынок с 2010г. по 2016 г. приведена в табл. 1. [6]

Таблица 1

Динамика розничной торговли Ивановской области впериод 2010–16г.г. (в фактически действующих ценах, млрд рублей)

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Оборот розничной торговли

71, 0

90, 9

115,5

127, 4

143, 7

148, 1

147,0

Темпы роста, в % % к предшествующему периоду

100

128,0

127,1

110,3

112,8

103,1

99,3

Темпы роста, в % % к базовому периоду

100

128,0

162,7

179,4

202,4

208,6

207,0

Оборот розничной торговли продовольственными товарами

36,6

44,7

53,5

64,8

68,1

74,4

73,6

Темпы роста, в % % к предшествующему периоду

100

122,1

119,7

121,1

105,1

109,3

98,9

Темпы роста, в % % к базовому периоду

100

122,1

146,2

177,1

186,1

203,3

201,1

Оборот розничной торговли продуктами питания

29, 2

36,4

43,6

52,1

55, 3

60, 9

58, 8

Темпы роста, в % % к предшествующему периоду

100

124,7

119,8

119,5

106,1

110,1

96,6

Темпы роста, в % % к базовому периоду

100

124,7

149,3

178,4

189,4

208,6

201,4

Доля продовольственных товаров в обороте, % %

51,5

49,2

46,3

50,9

47,4

50,3

50,2

Удельный вес продуктов питания в обороте РТ, % %

41,1

40,0

37,7

40,8

38,5

41,1

39,9

Таким образом, за исследуемый период наблюдается увеличение оборота розничной торговли продовольственными товарами в 2 раза, что соответствует в целом увеличение розничной торговли. Однако доля продовольственных товаров падает на 1,3 %, а удельный вес продуктов питания в обороте розничной торговли уменьшился в 2016г по сравнению с 2010г на 1,2 %. Причинами такого явления являются: изменения в структуре товарооборота, рост потребления непродовольственных товаров и услуг общественного питания и позиционирование региона как центра торговли текстильной и легкой промышленности.

В г. Иваново постоянно функционируют 346 розничных торговых предприятий, входящие в торговые сети, из которых 151 или 43,6 % расположены на его территории и обслуживают как население областного города, так и близлежащих населенных пунктов.

Однако в настоящее время на рынке розничной торговли активизировалась деятельность федеральных торговых сетей («Магнит», «Пятерочка», «Дикси», «Лента», «Ашан», «О”КЕЙ» и «Метро») и региональных сетевых торговых предприятий («Высшая лига», «РИАТ», «Купец», «Торговая лига»; «Гастроном у дома», «Экстра») в соотношении 230 ед. и 108 ед. соответственно. Между игроками рынка усиливается конкуренция за региональный потребительский рынок. Основными конкурентными преимуществами сетей являются более низкие издержки торгового обращения на основе эффекта масштаба. Появление сетевой торговли на определенной территории приводит к закрытию расположенных вблизи торговых точек, в том числе и ряда региональных сетевых магазинов.

Наибольший удельный вес местных товаров в общем объеме представляемых на полках розничных магазинов наблюдается по хлебу и хлебобулочным изделиям (57 %), яйцу столовому (49 % только у региональных сетей), мясу (28 %), овощам (20 %), наименьший — по напиткам и мясным продуктам. Так, например, было представлено: местной продукции за 4 квартал 2017 года составила 17,6 %, в том числе по федеральным торговым сетям — 8,9 %, региональным — 24,2 % [5].

Соответственно, чтобы оставаться на плаву среди множества конкурентов, необходимо уметь не только анализировать ситуацию, но и пользоваться полученной информацией, так как это поможет выстроить план дальнейших действий, т. е. стратегию дальнейшего развития.

Основной региональной стратегией до последнего времени была стратегия развития текстильно–промышленного кластера, что сыграло положительно на привлечение предпринимателей и население соседних регионов к оптово — розничным торговым комплексам, что позволило получить мультипликативный эффект в развитии экономики в регионе.

Для решения задачи по развитию и реализации продукции местного хозяйствования, нужен правильный выбор стратегии.

Стратегия — это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.

Стратегия, как экономическое понятие, применима к любой сфере деятельности независимо от ее масштабов и экономических характеристик при правильном выборе среды обитания для принятия стратегического решения.

В нашем случае можно рассматривать стратегию, с одной стороны, как региональную стратегию и, с другой стороны, как локальную стратегию.

Необходимо отметить, что региональная стратегия является обширной и охватывает все сферы деятельности региона. Ввиду того, что стратегия развития местных производителей региона нацелена на развитие его продовольственного сектора, то необходимо применить к выбираемой стратегии более узкое понятие.

Если рассматривать для локального (местного) рынка локальную стратегию, то сталкиваемся с общепринятым понятием стратегии, которая предполагают изменения информационного характера, как для предприятия, так и для отрасли [1].

На наш взгляд, необходимо обратиться к понятию стратегии, вносящая оттенок отрасли, которая дает развиваться региону по направлению продовольствия и в настоящее время включает 7 ассортиментных групп: хлебобулочные изделия, кондитерская, мясная, плодоовощная, молоко и молочные продукты, яйцо, напитки, в том числе вода, алкогольная и безалкогольная продукция.

Отрасль — отдельная сфера науки, знаний, производства, представляющая отдельную сферу жизнедеятельности региона, имеет свой жизненный цикл, свои критерии и перспективы к развитию. При исследовании отрасли определяют её вид, стадии жизненного цикла, её масштаб, значения основных экономических показателей, а именно издержки и товарооборот, так как их значение определяет направление стратегии. [4]

Предлагаемая авторами статьи оптимально-отраслевая стратегия предусматривает развитие розничного рынка товаров местных производителей. Данная стратегия включает составляющие: оптимальность и отрасль.

Оптимальность — достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Критерием оптимальности в нашем случае принимается максимум прибыли от реализации товаров, предлагаемых местными производителями.

На рисунке 1 приведена оптимально — отраслевая стратегия, включающая компоненты, предлагаемой стратегии.

Схема стратегии Исправлено.png

Рис. 1. Элементы оптимально-отраслевой стратегии

Стратегия, предлагаемая авторами статьи, совмещает в себе оптимальную и отраслевую части стратегии. Оптимальная часть стратегии направлена на улучшение показателей отрасли, а именно:

‒ прибыль;

‒ рентабельность;

‒ экологичность продукции;

‒ минимум затрат на производство и реализацию продукции;

Для наглядности работы стратегии ниже на рисунке 2 приведена её структура, критерии работы и эффекты от внедрения.

Структура стратегииИСПРАВЛЕНО.png

Рис. 2. Структура оптимально-отраслевой стратегии

Эффект от внедрения стратегии подразделяется на:

‒ Экономический эффект — повышение инвестиционной привлекательности за счёт развития местного рынка, приведёт к пополнению регионального бюджета.

‒ Социальный эффект — обеспечит увеличение количества рабочих мест.

‒ Экологический эффект — потребление экологически чистого продукта

‒ Научно-технический эффект — количество патентов, лицензий и др. для появления новых видов продуктов, производимых в регионе.

Для функционирования региональной стратегии, направленной на обеспечение населения региона товарами местных производителей, а также реализации предлагаемых мероприятий, построим матрицу «уровень развития рынка — степень обеспечения товарами местных товаропроизводителей»

Таблица 2

Матрица «уровень развития рынка— степень обеспечения товарами местных товаропроизводителей»

Стратегия развития региона

критерии

уровень развития рынка

Степень обеспечения товарами

местных товаропроизводителей

низкий

средний

высокий

низкая

1

2

3

средний

4

5

6

высокий

7

8

9

Поле 1 (квадрат «низкий — низкая») — слабое развитие регионального рынка и соответственно он не насыщен товарами местных товаропроизводителей. Выше говорилось о 10 % предоставлении товаров местных производителей, что подтверждает о «ростках» развития рынка региона. Такое положение на локальном рынке можно назвать «стратегией роста».

Поле 5 (квадрат «средний-средняя») — реализация стратегии развития на региональном рынке товаров местных товаропроизводителей в условиях жесткой конкуренции позволит увеличить объем продукции местных производителей, создаст условия для конкурентоспособности своей продукции и позволит эффективно развивать регион.

Поле 9 (квадрат «высокий — высокая») — умение адаптироваться к изменяющимся условиям под влиянием внешней и внутренней среды для увеличения объема реализации товаров местных производителей позволит стратегии трансформироваться в стадию зрелости, что обеспечит региону экономическую безопасность и переход в группу экономически развитых регионов.

В данных исследованиях рассматриваются только поля: 1,5,9, хотя практика позволяет выявить и иные варианты стратегии развития региона.

В рамках реализации стратегии развития региона на перспективу, предложенный комплекс мероприятий позволит повысить эффективность его функционирования на новом уровне развития.

Таким образом, для обеспечения развития местных производителей по Ивановской области, была предложена оптимально-отраслевая стратегия, которая концентрируется не просто только на развитии региона или же только отрасли, данная стратегия направлена на оптимизацию показателей торговой отрасли, при этом акцентируя внимание на местных производителях.

Литература:

  1. Зенин А. А., Захаров М. А. Поддержка местных производителей при закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. — 2016. — № № 4. — С. С. 22–24.
  2. Балашова Е. А., Кузнецова И. Д. Поддержка местных товаропроизводителей как фактор обеспечения продовольственной безопасности региона // Современная экономика: проблемы, закономерности, перспективы: Монография. — Пенза: Наука и просвещение, 2018. — С. 54–55.
  3. Балашова Е. А., Кузнецова И. Д., Аржаных Т. Ф. Мониторинг состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли городского округа Иваново // Экономика и менеджмент систем управления. — Воронеж: Научная книга, 2018. — С. С.4 -12.
  4. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: учебник. — М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2015. — 416 с.
  5. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды в Ивановской области за 2017 год» // Департамент экономического развития и торговли Ивановской области. URL: http://derit.ivanovoobl.ru/wp-content/uploads/sites/7/2018/03/doklad-konkurenc-2017.pdf (дата обращения: 23.05.2018).
  6. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: https://www.fedstat.ru/organizations (дата обращения: 23.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, Ивановская область, темп роста, оптимально-отраслевая стратегия, стратегия, производитель, реализация товаров, региональная стратегия, базовый период, реализация продукции.


Похожие статьи

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности...

Стратегия развития товаров местных производителей. Динамика развития рынка розничной торговли в Ивановской области, характеризующая региональный рынок с 2010г. по 2016 г. приведена в табл. 1. [6]. Таблица 1...

Анализ структуры и динамики внутренней торговли...

Стратегия развития товаров местных производителей.

Калининградская область, розничная торговля, оптовая торговля, приграничный регион, продукт питания, приграничная торговля, физический объем оборота, Россия, товар, Российская Федерация.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

цена, стратегия ценообразования, стратегия, стратегия установления цены, доставка продукции, продавец, экономическая

реализация стратегии проникновения, стратегия проникновения, текущий рынок, рынок, среднее, личная цена, цветочный рынок, товар, цена.

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Стратегия развития товаров местных производителей. Ключевые слова: розничная торговля, стратегия, региональная стратегия, реализация товаров, местные производители, локальные рынки.

Разработка мероприятий по реализации стратегии...

Основные термины (генерируются автоматически): реализация стратегии проникновения, стратегия проникновения, текущий рынок, рынок, среднее, личная цена, цветочный рынок, товар, цена.

Обзор розничной торговли в России и Красноярском крае

Стратегия развития товаров местных производителей. Оборот розничной торговли продовольственными товарами. 36,6.

Закономерности и основные тенденции развития розничной...

В этот период основной целью торговли являлась доставка товаров розничному звену, обеспечение бесперебойного процесса их реализации. В оптовом торговле в тот момент зарабатывались основные капиталы...

Проблемы и перспективы развития Кемеровской области

2. Высокие темпы роста себестоимости основных видов промышленной продукции.

Стратегия, обеспечивающая его реализацию, должна быть долгосрочной, и ее эффекты в полной мере способны проявиться только в перспективе 10–15 лет.

Похожие статьи

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности...

Стратегия развития товаров местных производителей. Динамика развития рынка розничной торговли в Ивановской области, характеризующая региональный рынок с 2010г. по 2016 г. приведена в табл. 1. [6]. Таблица 1...

Анализ структуры и динамики внутренней торговли...

Стратегия развития товаров местных производителей.

Калининградская область, розничная торговля, оптовая торговля, приграничный регион, продукт питания, приграничная торговля, физический объем оборота, Россия, товар, Российская Федерация.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

цена, стратегия ценообразования, стратегия, стратегия установления цены, доставка продукции, продавец, экономическая

реализация стратегии проникновения, стратегия проникновения, текущий рынок, рынок, среднее, личная цена, цветочный рынок, товар, цена.

Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка | Статья в журнале...

Стратегия развития товаров местных производителей. Ключевые слова: розничная торговля, стратегия, региональная стратегия, реализация товаров, местные производители, локальные рынки.

Разработка мероприятий по реализации стратегии...

Основные термины (генерируются автоматически): реализация стратегии проникновения, стратегия проникновения, текущий рынок, рынок, среднее, личная цена, цветочный рынок, товар, цена.

Обзор розничной торговли в России и Красноярском крае

Стратегия развития товаров местных производителей. Оборот розничной торговли продовольственными товарами. 36,6.

Закономерности и основные тенденции развития розничной...

В этот период основной целью торговли являлась доставка товаров розничному звену, обеспечение бесперебойного процесса их реализации. В оптовом торговле в тот момент зарабатывались основные капиталы...

Проблемы и перспективы развития Кемеровской области

2. Высокие темпы роста себестоимости основных видов промышленной продукции.

Стратегия, обеспечивающая его реализацию, должна быть долгосрочной, и ее эффекты в полной мере способны проявиться только в перспективе 10–15 лет.

Задать вопрос