Уровень заболеваемости школьников в зависимости от санитарно-гигиенических условий обучения в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Селихова, А. А. Уровень заболеваемости школьников в зависимости от санитарно-гигиенических условий обучения в школе / А. А. Селихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50532/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме ненадлежащего соблюдения санитарно-гигиенических условий обучения в школе. Показано теоретическое обоснование проблемы, а также результаты анализа уровня заболеваемости школьников 2-9-х классов.

Ключевые слова: уровень заболеваемости, санитарно-гигиенические условия, гигиена школьного обучения.

Согласно закону Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» одним из принципов реализации государственной политики в области здравоохранения является охрана материнства и детства [1].

Подростки — особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы [2].

Дети и подростки являются одной из уязвимых частей общества по отношению к основным поведенческим факторам риска. Требует детального анализа состояния заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами у школьников для принятия адекватных мер на государственном уровне. Необходимо активное привлечение родителей, учителей, специалистов в области здравоохранения и психологии, общественности к реализации всех совместных мероприятий [3].

В стратегии развития страны «Казахстан-2030» одним из долгосрочных приоритетов Президент определил «Здоровье, образование и благополучие граждан», важнейшим компонентом которого отмечено предупреждение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Во исполнение задач, вытекающих из данной стратегии, Президентом Республики Казахстан издан Указ «О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан» [4].

Охрана здоровья подрастающего поколения — важнейшая стратегическая задача государства, т. к. фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Все перспективы социального и экономического развития государства, высокого уровня жизни населения, уровень развития науки и культуры являются итогом достигнутого здоровья детьми сегодня [5].

Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, наблюдаемые в последние годы, наносят большой социальный и экономический ущерб государству. Это обусловлено следующими причинами:

Дети и подростки являются одной из уязвимых частей общества по отношению к основным поведенческим факторам риска, включая желание испытать на себе воздействие наркотиков, табака и алкоголя.

Усугублением сложившейся ситуации такими социально-экономическими проблемами, как прекращение существования прежних и бурное развитие новых развлекательных организаций с новой идеологией и субкультурой, слабая экономическая база государственных физкультурно-оздоровительных комплексов, низкая платежеспособность населения на фоне высоких расходов на досуг и дополнительное (по интересам) образование детей [6].

В процессе обучения на каждом последующем этапе процесс адаптации школьников имеет свои особенности. Это связано, в частности, с тем, что человек в данном возрастном периоде находится в стадии формирования. Этот этап связан с дополнительными нагрузками на организм, преимущественно социально-психологического плана. Проблема адаптации школьников к внешним условиям в школе тесно связана с вопросами их здоровья, профилактики заболеваний, вызванных условиями обучения и разработки способов коррекции состояния организма [7].

Срез результатов исследования в рамках магистерского проекта был проведен в период январь-апрель 2018 года с целью выявления зависимости уровня заболеваемости школьников от условий обучения в Железинской общеобразовательной средней школе № 1 (Павлодарская область).

В исследовании приняли участие 129 учащихся 2-х-10-х классов с русским языком обучения, из них: 65 девочек и 64 мальчика. Возраст учащихся от 8 до 16 лет.

Первым этапом исследования было проведение анализа заболеваемости школьников Железинского района на основании данных медицинского осмотра за 2017 год.

Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ заболеваемости школьников Железинского района

Класс

% выявленных хронических заболеваний

2 (26 детей)

15,4 (4 ребенка)

Мальчики

3,8 (1 мальчик)

Девочки

11,5 (3 девочки)

5 (23 ребенка)

21,7 (5 детей)

Мальчики

13 (3 мальчика)

Девочки

9,2 (2 девочки)

7 (31 ребенок)

16, 1 (5 детей)

Мальчики

12,9 (4 мальчика)

Девочки

3,2 (1 девочка)

9 (20 человек)

50 (10 детей)

Мальчики

20 (4 мальчика)

Девочки

30 (6 девочек)

10 (29 детей)

48, 3 (14 детей)

Мальчики

27,6 (8 мальчиков)

Девочки

20,7 (6 девочек)

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что 15,4 % школьников 9-ти лет (2 класс) страдают хроническими заболеваниями, но уже к 9–10 классу (15–16 лет) уровень заболеваемости возрастает до 48–50 %.

Последующая обработка данных производилась путем вычисления процента встречаемости тех или иных видов заболеваний (таблица 2).

Таблица 2

Встречаемость заболеваний ушкольников

п/п

Вид заболевания

% встречаемости

1

ВЧГ (внутричерепная гипертензия мозга)

32

2

ВСД (вегетососудистая дистония)

18,9

3

Гипертензионный синдром

7,5

4

РОП ЦНС (Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы)

7,5

5

Миопия

7,5

6

ВПС (врожденный порок сердца)

3,8

7

Пиелонефрит

3,8

8

Нарушение ритма сердца

1,9

9

Хронический тонзиллит

1,9

10

Элементарное ожирение

1,9

11

ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей)

1,9

12

Гипотиреоз

1,9

13

Гломерулонефрит

1,9

14

Церебрастенический синдром

1,9

15

Хронический синусит

1,9

16

Диффузный зоб

1,9

17

Аднексит

1,9

18

Пиелонефрит

1,9

Исходя из таблицы 2, наиболее распространенными заболеваниями являются ВЧГ (внутричерепная гипертензия мозга) — 32 %, ВСД (вегетососудистая дистония) — 18, 9 %, гиперетензионный синдром, РОП ЦНС (Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы), миопия — 7, 5 %, ВПС (врожденный порок сердца), пиелонефрит — 3,8 %, другие заболевания по 1,9 %.

В таблице 3 представлен анализ заболеваемости по видам.

Таблица 3

Анализ заболеваемости школьников по видам

Вид заболевания

% встречаемости

Болезни сердца и сосудов

64

Болезни нервной системы

9,4

Болезни органов зрения

9,4

Заболевания мочеполовой системы

7,5

Заболевания эндокринной системы

5,6

Болезни дыхательной системы, горла

1,9

Болезни органов пищеварения

1,9

Согласно данным, представленным в таблице 3, подавляющую часть хронических заболеваний у школьников (64 %) занимают болезни сердца и сосудов; на втором месте (9,4 %) болезни нервной системы, болезни органов зрения; 7,5 % занимают заболевания мочеполовой системы; 5,6 % — заболевания эндокринной системы; с частотой 1,9 % встречаются болезни дыхательной и пищеварительной систем.

Таким образом, по результатам проведенного исследования предварительные данные показали действительно высокий уровень хронической заболеваемости школьников уже в возрасте 9–10 лет (15,4 %), и рост данного показателя до 48–50 % к 15–16 годам.

Таким образом, в системе образования должное место должно занимать сохранение здоровья учащихся. При этом необходимо уделять внимание гигиенической направленности, недопущению соматической заболеваемости в результате ненадлежащих условий обучения.

Важным направлением в процессе обучения должна стать систематическая работа, направленная на соблюдение санитарно-гигиенических правил, на индивидуальный подход к каждому учащемуся в зависимости от его физических, психологических особенностей и состояния здоровья.

Литература:

  1. «О здоровье народа и системе здравоохранения» Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV.;
  2. Тубчинова В. С. кандидат социологических наук — Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков — автореферат по ВАК 2004 — с. 10;
  3. http://gp21.kz/ru/patsientu/k-vnimaniyu/;
  4. Турдалиева Б. С., Аимбетова Г. Е., Абдукаюмова У. А., Байсугурова В. Ю., Мусаева Б. А. — Вестник КазНМУ — Здоровье детей и подростков Рес-публики Казахстан: проблемы и пути решения — 2012 — с. 54;
  5. https://articlekz.com/article/12017;
  6. Нуридинова Г. А., Сулейменова С. Н. — Особенности внеклассной работы, позволяющие активизировать процесс формирования здорового образа жизни школьников — ЮКГУ им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан — с. 1;
  7. http://ekolog.org/books/43/5_8.htm
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, ребенок, заболевание, таблица, мочеполовая система, нервная система, Резидуально-органическое поражение, центральная нервная система, эндокринная система.


Ключевые слова

уровень заболеваемости, санитарно-гигиенические условия, гигиена школьного обучения

Похожие статьи

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Распространенность психических заболеваний у детей при...

РОП ЦНС (Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы). Организация мониторинга заболеваемости органа зрения у детей от родственных браков, обучающихся в школе-интернате слепых и слабовидящих.

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от...

Аномалии развития центральной нервной системы составляют около 30 % от всех врожденных пороков у детей (JI.

При этом факторами риска внутриутробного инфицирования являются: воспалительные заболевания урогенитального тракта у матери, неблагоприятное...

Пантогам в лечении когнитивных расстройств у детей

В современных условиях стресс, гиподинамия, высокие интеллектуальные нагрузки, психоэмоциональное напряжение на фоне резидуально-органических изменений в центральной нервной системе приводят к быстрому утомлению, которое...

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы...

1. Органическое поражение нервной системы. Резидуальные перинатальные изменения ЦНС — это наиболее частая причина вегетативной дистонии. Вследствие перинатальной патологии при УЗИ обнаруживаются мелкие кисты, разрастание глии.

Общая заболеваемость детей болезнями нервной системы по...

В статье представлены результаты статистического анализа динамики показателей общей заболеваемости детей до 14 лет болезнями нервной системы за период с 2005 по 2015 гг. в г. Ташкенте.

Перинатальные исходы у новорожденных, рожденных от матерей...

Распределение обследованных детей по полу было следующим: мальчиков (54 %) и девочек (46 %).

Перинатальные поражения ЦНС проявлялись в виде синдрома нервно-рефлекторной гипервозбудимости, синдрома

Нарушения в системе гемостаза у новорожденных детей...

Перинатальные поражения нервной системы новорожденных...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

МСЭ при детском церебральном параличе | Статья в журнале...

Детская инвалидность, особенно вследствие заболеваний нервной системы, является важнейшей из социальных проблем. Она представляет собой не только индикатор состояния здоровья детей, но и характеризует социально-экономическое развитие общества...

Похожие статьи

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Распространенность психических заболеваний у детей при...

РОП ЦНС (Резидуально-органическое поражение центральной нервной системы). Организация мониторинга заболеваемости органа зрения у детей от родственных браков, обучающихся в школе-интернате слепых и слабовидящих.

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от...

Аномалии развития центральной нервной системы составляют около 30 % от всех врожденных пороков у детей (JI.

При этом факторами риска внутриутробного инфицирования являются: воспалительные заболевания урогенитального тракта у матери, неблагоприятное...

Пантогам в лечении когнитивных расстройств у детей

В современных условиях стресс, гиподинамия, высокие интеллектуальные нагрузки, психоэмоциональное напряжение на фоне резидуально-органических изменений в центральной нервной системе приводят к быстрому утомлению, которое...

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы...

1. Органическое поражение нервной системы. Резидуальные перинатальные изменения ЦНС — это наиболее частая причина вегетативной дистонии. Вследствие перинатальной патологии при УЗИ обнаруживаются мелкие кисты, разрастание глии.

Общая заболеваемость детей болезнями нервной системы по...

В статье представлены результаты статистического анализа динамики показателей общей заболеваемости детей до 14 лет болезнями нервной системы за период с 2005 по 2015 гг. в г. Ташкенте.

Перинатальные исходы у новорожденных, рожденных от матерей...

Распределение обследованных детей по полу было следующим: мальчиков (54 %) и девочек (46 %).

Перинатальные поражения ЦНС проявлялись в виде синдрома нервно-рефлекторной гипервозбудимости, синдрома

Нарушения в системе гемостаза у новорожденных детей...

Перинатальные поражения нервной системы новорожденных...

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

МСЭ при детском церебральном параличе | Статья в журнале...

Детская инвалидность, особенно вследствие заболеваний нервной системы, является важнейшей из социальных проблем. Она представляет собой не только индикатор состояния здоровья детей, но и характеризует социально-экономическое развитие общества...

Задать вопрос