Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 22.05.2018

Статья просмотрена: 5897 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50540/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «личность». Представлен обзор работ отечественных авторов, направленных на исследование личности. Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подходах к изучению личности. Приведен анализ полученной информации.

Ключевые слова: личность, структура личности, методы исследования личности, личностный подход, комплексный подход, социально-психологический подход, деятельностный подход, наблюдение, изучение документов, опросы, анкеты, интервью, тесты, эксперимент

Прежде чем приступить к обзору источников, в которых представлена информация о понятии «личность», подходах к обучению личности, структуре личности, методах изучения личности, следует привести общее определение понятия «личность».

В электронном источнике представлено следующее определение понятия «личность». «Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности» [3].

Для более обширного понимания термина «личность» приведем еще одно определение. В электронном источнике говорится следующее, «личность — это качество, проявляющее себя в процессах деятельности, творчества, восприятия и общения. Она подразделяется на несколько составных частей — темперамент, характер, способности, а также когнитивно-познавательная, потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы» [8].

Первый источник, который был взят на обзор является работа Г. М. Андреевой «Социальная психология» [2]. В данной работе приведено следующее определение понятия «личность». Как отмечает автор, личность «с одной стороны, как условие деятельности, а с другой — как ее продукт» [2]. Андреева отмечает в своей работе социально-психологический подход к обучению личности. В работе Андреевой Г. М. говорится следующее, что «было предложено различать в личности три образования: психические процессы; психические состояния и психические свойства. В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется» [2]. Андреева Г. М. в своем труде отмечает следующие методы исследования личности «наблюдение, изучение документов, опросы, анкеты, интервью, тесты, эксперименты лабораторный и естественный» [2].

Для следующего источника на обзор был взят труд Рубинштейна С. Л. «Основы общей психологии» [7]. В данной работе автор приводит следующее определение личности. «Личность как субъект деятельности — это личность деятеля, или деятельная личность, т. е. качество действующей личности, способ самовыражения личности через деятельность, которое раскрывается прежде всего в контексте жизненного пути личности. Человеческая личность — это прежде всего живой человек из плоти и крови: у него есть потребности. Личность как субъект деятельности интегрирует свои потребности, способности, возможности с условиями, требованиями деятельности». [7]. Рубинштейн С. Л. отмечал следующий подход к обучению личности, «принцип единства сознания и деятельности, являющимся центральным в теоретической системе деятельностного подхода. Другой принцип — личностный, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности» [7]. Структура личности у Рубинштейна С. Л. заключается в следующем, «направленность; знания, умения, навыки; индивидуально-типологические особенности». Автор в своей работе отмечает следующие методы исследования личности такие как, «наблюдение, самонаблюдение, объективное наблюдение, экспериментальный метод» [7].

Следующий источник — это работа Мясищева В. Н. «Личность и неврозы» [6]. В представлении Мясищева, «личность — это человек, как результат всей общественной истории развития, обусловленный и определенный в классовом обществе его классовым положением; это — субъект, способный сознательно относиться к окружающему, т. е. сознавать свое отношение, и прежде всего, свои общественные связи, выделяя самого себя как общественное существо из окружающего. Личность — это субъект, способный не только приспособляться к окружающей его действительности, но и переделывать ее соответственно своим целям и потребностям. Личность как результат общественно-исторического развития является одним из объектов реального мира». [6]. Структура личности в работе Мясищева В. Н. заключается в «направленности; уровне развития; динамике нервно-психической реактивности; мотивации; отношении и тенденции личности» [6]. Автор считает, что методами исследования личности является «история личности; решающим методом исследования является метод практической переделки, перевоспитания личности; исследование уровня притязаний» [6].

Следующим источником для обзора является работа Ковалева А. Г. «Психология личности» [4]. По мнению автора, «личность выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Сама личность представляет собой синтез. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом». [4]. Структура личности, по мнению Ковалева А. Г., заключается в следующем, «направленность; способности; характер; система управления; психические процессы» [4].

Источником для следующего рассмотрения является труд Ананьева Б. Г. «Личность, субъект деятельности, индивидуальность» [1]. В работе Ананьева Б. Г. личность рассматривается как «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса». Автор в своей работе рассматривает следующий подход к обучению личности, «для того чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого, нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» [1]. Структура личности по Ананьеву Б. Г. заключается в следующем, «определенный комплекс коррелируемых свойств индивида; динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений» [1]. Методами исследования личности, по мнению автора, является «историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности. В эмпирических исследованиях современных психологов, несмотря на наличие многих теоретических расхождений, достигнут определенный уровень объективного понимания личности в системе социальных связей и отношений» [1].

Заключительным источником, который был задействован в обзоре, является труд Леонтьева А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность» [5]. Леонтьев А. Н. рассматривает личность следующим образом, «личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность» [5]. Автор отмечает следующее, «личностный подход; комплексный подход», является основным подходом в обучении личности. Структура личности, по мнению Леонтьева А. Н., «представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных¸ внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности. Три основных параметра личности: широту связей человека с миром; степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности — процесс «становления связной системы личностных смыслов». Когда в повседневной жизни мы даем характеристику личности человека, то мы без особых колебаний включаем в нее такие черты, как, например, силу воли («сильная личность», «слабохарактерный человек»), отношение к людям («доброжелательный», «равнодушный») и т. п., но обычно не относим к числу личностных такие особенности, как, например, разрез глаз или умение считать на счетах; мы делаем это, не пользуясь никаким разумным критерием для различения «личностных» и «неличностных» особенностей» [5]. Леонтьев А. Н. высказывается по методам исследования личности следующим образом, «исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Метод исследования, состоит, в изучении статистических связей между отдельными чертами личности (ее свойствами, способностями или поведениями), выявляемыми посредством их тестирования» [5].

Анализируя приведенные выше источники можно отметить, что вопросом об обучении личности занимаются большое количество авторов. В работах авторов подробно рассматривается значение и понимание термина «личность». Стоит отметить, что некоторые авторы в своих трудах не упоминают подходы к исследованию личности. Также есть авторы, которые не упоминают методы исследования личности, хотя у большинства авторов методы исследования расписаны довольно подробно.

В статье был сделан обзор определений понятия «личность», анализируя полученную информацию, можно сделать вывод, что личность — это многостороннее понятие, которое может проявляться в процессах деятельности, в различном творчестве. В статье был приведен обзор специальной литературы, в которой рассматривается определение понятия «личность», структура личности, методы исследования личности, подходы к исследованию личности. После обзора был проведен анализ информации, рассмотренной в обзоре.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 134 c.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
  3. Википедия // Личность. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Ковалев А. Г. Психология личности. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: Издательство «Просвещение». 1965. 289 с.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
  6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1960. — 428 с.
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. 2-е издание — СПб: Питер, 2009. — 720 с.
  8. ФБ // Личность — это… Характеристика личности. URL: http://fb.ru/article/63903/lichnost---eto-harakteristika-lichnosti
Основные термины (генерируются автоматически): личность, структура личности, обучение личности, автор, обзор, подход, работа, субъект деятельности, комплексный подход, личностный подход.


Ключевые слова

наблюдение, личность, структура личности, деятельностный подход, эксперимент, тесты, опросы, комплексный подход, интервью, методы исследования личности, личностный подход, социально-психологический подход, изучение документов, анкеты

Похожие статьи

Личность как субъект жизненного пути | Статья в журнале...

Концепция личностной организации времени предполагает онтологический характер его организации личностью, которая осуществляется либо в деятельности — специфическом временном образовании

Событийный подход к исследованию жизненного пути личности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании

личностный подход, кадет, личность, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное воспитание...

Основные методологические подходы в педагогике

2.Личностный подход. Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

3.Деятельностный подход. Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей. Сущность: аксиология - учение о ценностях и. ценностной структуре мира.

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

личностно-ориентированное обучение, личностный подход, студент, личностно-ориентированный подход, учебная деятельность, процесс обучения, ориентированное образование, обучение, учебный процесс... Парная и групповая работа как...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности. Автор: Гусева Ирина Игоревна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

личностный подход, кадет, личность, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное воспитание...

Основные подходы личностно-ориентированного образования

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании.

Перед каждым педагогом стоит задача — организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

Гуманно-личностный подход в образовании помогает школьнику духовно вырасти.

Издано 10 сборников, обобщающих опыт работы; развитие гуманистической направленности личности дошкольника (3–7 лет) в условиях изобразительной деятельности.

Похожие статьи

Личность как субъект жизненного пути | Статья в журнале...

Концепция личностной организации времени предполагает онтологический характер его организации личностью, которая осуществляется либо в деятельности — специфическом временном образовании

Событийный подход к исследованию жизненного пути личности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании

личностный подход, кадет, личность, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное воспитание...

Основные методологические подходы в педагогике

2.Личностный подход. Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

3.Деятельностный подход. Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей. Сущность: аксиология - учение о ценностях и. ценностной структуре мира.

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

личностно-ориентированное обучение, личностный подход, студент, личностно-ориентированный подход, учебная деятельность, процесс обучения, ориентированное образование, обучение, учебный процесс... Парная и групповая работа как...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности. Автор: Гусева Ирина Игоревна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

личностный подход, кадет, личность, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное воспитание...

Основные подходы личностно-ориентированного образования

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании.

Перед каждым педагогом стоит задача — организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

Гуманно-личностный подход в образовании помогает школьнику духовно вырасти.

Издано 10 сборников, обобщающих опыт работы; развитие гуманистической направленности личности дошкольника (3–7 лет) в условиях изобразительной деятельности.

Задать вопрос