Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 22.05.2018

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина Н. А. Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 75-77. — URL https://moluch.ru/archive/206/50540/ (дата обращения: 23.10.2019).



В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «личность». Представлен обзор работ отечественных авторов, направленных на исследование личности. Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подходах к изучению личности. Приведен анализ полученной информации.

Ключевые слова: личность, структура личности, методы исследования личности, личностный подход, комплексный подход, социально-психологический подход, деятельностный подход, наблюдение, изучение документов, опросы, анкеты, интервью, тесты, эксперимент

Прежде чем приступить к обзору источников, в которых представлена информация о понятии «личность», подходах к обучению личности, структуре личности, методах изучения личности, следует привести общее определение понятия «личность».

В электронном источнике представлено следующее определение понятия «личность». «Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности» [3].

Для более обширного понимания термина «личность» приведем еще одно определение. В электронном источнике говорится следующее, «личность — это качество, проявляющее себя в процессах деятельности, творчества, восприятия и общения. Она подразделяется на несколько составных частей — темперамент, характер, способности, а также когнитивно-познавательная, потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы» [8].

Первый источник, который был взят на обзор является работа Г. М. Андреевой «Социальная психология» [2]. В данной работе приведено следующее определение понятия «личность». Как отмечает автор, личность «с одной стороны, как условие деятельности, а с другой — как ее продукт» [2]. Андреева отмечает в своей работе социально-психологический подход к обучению личности. В работе Андреевой Г. М. говорится следующее, что «было предложено различать в личности три образования: психические процессы; психические состояния и психические свойства. В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется» [2]. Андреева Г. М. в своем труде отмечает следующие методы исследования личности «наблюдение, изучение документов, опросы, анкеты, интервью, тесты, эксперименты лабораторный и естественный» [2].

Для следующего источника на обзор был взят труд Рубинштейна С. Л. «Основы общей психологии» [7]. В данной работе автор приводит следующее определение личности. «Личность как субъект деятельности — это личность деятеля, или деятельная личность, т. е. качество действующей личности, способ самовыражения личности через деятельность, которое раскрывается прежде всего в контексте жизненного пути личности. Человеческая личность — это прежде всего живой человек из плоти и крови: у него есть потребности. Личность как субъект деятельности интегрирует свои потребности, способности, возможности с условиями, требованиями деятельности». [7]. Рубинштейн С. Л. отмечал следующий подход к обучению личности, «принцип единства сознания и деятельности, являющимся центральным в теоретической системе деятельностного подхода. Другой принцип — личностный, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности» [7]. Структура личности у Рубинштейна С. Л. заключается в следующем, «направленность; знания, умения, навыки; индивидуально-типологические особенности». Автор в своей работе отмечает следующие методы исследования личности такие как, «наблюдение, самонаблюдение, объективное наблюдение, экспериментальный метод» [7].

Следующий источник — это работа Мясищева В. Н. «Личность и неврозы» [6]. В представлении Мясищева, «личность — это человек, как результат всей общественной истории развития, обусловленный и определенный в классовом обществе его классовым положением; это — субъект, способный сознательно относиться к окружающему, т. е. сознавать свое отношение, и прежде всего, свои общественные связи, выделяя самого себя как общественное существо из окружающего. Личность — это субъект, способный не только приспособляться к окружающей его действительности, но и переделывать ее соответственно своим целям и потребностям. Личность как результат общественно-исторического развития является одним из объектов реального мира». [6]. Структура личности в работе Мясищева В. Н. заключается в «направленности; уровне развития; динамике нервно-психической реактивности; мотивации; отношении и тенденции личности» [6]. Автор считает, что методами исследования личности является «история личности; решающим методом исследования является метод практической переделки, перевоспитания личности; исследование уровня притязаний» [6].

Следующим источником для обзора является работа Ковалева А. Г. «Психология личности» [4]. По мнению автора, «личность выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Сама личность представляет собой синтез. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом». [4]. Структура личности, по мнению Ковалева А. Г., заключается в следующем, «направленность; способности; характер; система управления; психические процессы» [4].

Источником для следующего рассмотрения является труд Ананьева Б. Г. «Личность, субъект деятельности, индивидуальность» [1]. В работе Ананьева Б. Г. личность рассматривается как «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса». Автор в своей работе рассматривает следующий подход к обучению личности, «для того чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого, нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» [1]. Структура личности по Ананьеву Б. Г. заключается в следующем, «определенный комплекс коррелируемых свойств индивида; динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений» [1]. Методами исследования личности, по мнению автора, является «историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности. В эмпирических исследованиях современных психологов, несмотря на наличие многих теоретических расхождений, достигнут определенный уровень объективного понимания личности в системе социальных связей и отношений» [1].

Заключительным источником, который был задействован в обзоре, является труд Леонтьева А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность» [5]. Леонтьев А. Н. рассматривает личность следующим образом, «личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность» [5]. Автор отмечает следующее, «личностный подход; комплексный подход», является основным подходом в обучении личности. Структура личности, по мнению Леонтьева А. Н., «представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных¸ внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности. Три основных параметра личности: широту связей человека с миром; степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности — процесс «становления связной системы личностных смыслов». Когда в повседневной жизни мы даем характеристику личности человека, то мы без особых колебаний включаем в нее такие черты, как, например, силу воли («сильная личность», «слабохарактерный человек»), отношение к людям («доброжелательный», «равнодушный») и т. п., но обычно не относим к числу личностных такие особенности, как, например, разрез глаз или умение считать на счетах; мы делаем это, не пользуясь никаким разумным критерием для различения «личностных» и «неличностных» особенностей» [5]. Леонтьев А. Н. высказывается по методам исследования личности следующим образом, «исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Метод исследования, состоит, в изучении статистических связей между отдельными чертами личности (ее свойствами, способностями или поведениями), выявляемыми посредством их тестирования» [5].

Анализируя приведенные выше источники можно отметить, что вопросом об обучении личности занимаются большое количество авторов. В работах авторов подробно рассматривается значение и понимание термина «личность». Стоит отметить, что некоторые авторы в своих трудах не упоминают подходы к исследованию личности. Также есть авторы, которые не упоминают методы исследования личности, хотя у большинства авторов методы исследования расписаны довольно подробно.

В статье был сделан обзор определений понятия «личность», анализируя полученную информацию, можно сделать вывод, что личность — это многостороннее понятие, которое может проявляться в процессах деятельности, в различном творчестве. В статье был приведен обзор специальной литературы, в которой рассматривается определение понятия «личность», структура личности, методы исследования личности, подходы к исследованию личности. После обзора был проведен анализ информации, рассмотренной в обзоре.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 134 c.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
  3. Википедия // Личность. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Ковалев А. Г. Психология личности. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: Издательство «Просвещение». 1965. 289 с.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
  6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1960. — 428 с.
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. 2-е издание — СПб: Питер, 2009. — 720 с.
  8. ФБ // Личность — это… Характеристика личности. URL: http://fb.ru/article/63903/lichnost---eto-harakteristika-lichnosti
Основные термины (генерируются автоматически): личность, структура личности, обучение личности, работа, подход, обзор, автор, субъект деятельности, комплексный подход, личностный подход.


Похожие статьи

Личность как субъект жизненного пути | Статья в журнале...

Концепция личностной организации времени предполагает онтологический характер его организации личностью, которая осуществляется либо в деятельности — специфическом временном образовании

Событийный подход к исследованию жизненного пути личности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании

личностный подход, кадет, личность, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное воспитание...

Основные методологические подходы в педагогике

2.Личностный подход. Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

3.Деятельностный подход. Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей. Сущность: аксиология - учение о ценностях и. ценностной структуре мира.

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

личностно-ориентированное обучение, личностный подход, студент, личностно-ориентированный подход, учебная деятельность, процесс обучения, ориентированное образование, обучение, учебный процесс... Парная и групповая работа как...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности. Автор: Гусева Ирина Игоревна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

личностный подход, кадет, личность, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное воспитание...

Основные подходы личностно-ориентированного образования

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании.

Перед каждым педагогом стоит задача — организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

Гуманно-личностный подход в образовании помогает школьнику духовно вырасти.

Издано 10 сборников, обобщающих опыт работы; развитие гуманистической направленности личности дошкольника (3–7 лет) в условиях изобразительной деятельности.

Похожие статьи

Личность как субъект жизненного пути | Статья в журнале...

Концепция личностной организации времени предполагает онтологический характер его организации личностью, которая осуществляется либо в деятельности — специфическом временном образовании

Событийный подход к исследованию жизненного пути личности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании

личностный подход, кадет, личность, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное воспитание...

Основные методологические подходы в педагогике

2.Личностный подход. Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

3.Деятельностный подход. Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей. Сущность: аксиология - учение о ценностях и. ценностной структуре мира.

Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора...

личностно-ориентированное обучение, личностный подход, студент, личностно-ориентированный подход, учебная деятельность, процесс обучения, ориентированное образование, обучение, учебный процесс... Парная и групповая работа как...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности...

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности. Автор: Гусева Ирина Игоревна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

личностный подход, кадет, личность, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное воспитание...

Основные подходы личностно-ориентированного образования

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании.

Перед каждым педагогом стоит задача — организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с...

Об использовании гуманно-личностного подхода в современной...

Гуманно-личностный подход в образовании помогает школьнику духовно вырасти.

Издано 10 сборников, обобщающих опыт работы; развитие гуманистической направленности личности дошкольника (3–7 лет) в условиях изобразительной деятельности.

Задать вопрос