Разбор структуры парциальной оценки по Ананьеву Б. Г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 20.05.2018

Статья просмотрена: 1225 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Разбор структуры парциальной оценки по Ананьеву Б. Г. / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50509/ (дата обращения: 13.08.2020).



В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «парциальная оценка». Представлен обзор работы Ананьева Б. Г. «Избранные психологические труды», на примере данной работы автора были рассмотрены виды парциальных оценок и приведены примеры к каждому виду оценок.

Ключевые слова: оценка, парциальная оценка, педагогическая оценка, отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка, замечание, отрицание, согласие, ободрение, порицание, сарказм, угроза, упрек, нотация, одобрение.

Прежде чем приступить к рассмотрению того, какие бывают парциальные оценки, следует привести определение понятия «оценка». В электронном источнике приведено следующее определение, «оценка — это показатель результативности учащегося, его роста относительно своих показателей в начале текущего этапа обучения» [5]. Можно сказать, что оценка является критерием успешности и показателем усвоения знаний.

Проведем анализ литературы, в которой приводится определение к понятию «парциальная оценка», прежде чем обратимся к работе Ананьева Б. Г. В первом рассмотренном электронном источнике приведено следующее определение данному термину, «парциальная оценка — это исходная форма педагогической оценки, которая имеет отношение к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения; всегда выражаются в словесной, вербальной оценочной форме суждения» [2]. В данном примере упоминается термин «педагогическая оценка», следует привести определение данному понятию для более ясного понимания термина «парциальная оценка». Рассмотрим следующий источник, в котором представлено определение в таком виде, что «педагогическая оценка — это определение и выражение в баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков, установленных программой» [4]. Во втором рассмотренном электронном источнике говорится о том, что «парциальные оценки — это отдельные оценочные обращения и оценочные воздействия учителя по ходу опроса, которые влияют на процесс работы, его содержание и форму, скорость и точность, перестраивают интеллектуальные, эмоциональные и волевые механизмы работы (переживание успеха и неуспеха, притязания, насыщение и т. д.)» [3]. Проанализировав полученную информацию можно сказать, что парциальная оценка — это всегда оценочное суждение умения, навыка, успешности учащегося, исходящее от педагога; данная оценка влияет на процесс работы в данный момент и на процесс работы в дальнейшем.

После анализа электронных источников можно перейти к основному источнику обзора парциальных оценок. В своей работе Ананьев Б. Г. «Избранные психологические труды» дает следующее определение понятию, «парциальная оценка — эта оценка не представляет собой квалификации успешности ученика вообще, она относится не к системе знании и даже не к предмету в целом, а к известному частичному знанию или навыку. Эта парциальная оценка оказывает не только действие в процессе работы, но и последействие, влияя на изменение отношений между школьниками внутри детского коллектива и между педагогами и школьниками, на формирование интересов, самооценки и т. д». [1]. В данном определении видно более углубленное понимание данного термина по сравнению с предыдущими источниками.

Далее будет раскрыта структура парциальных оценок на основе труда Ананьева Б. Г. Первым пунктом в структуре парциальных оценок Ананьев Б. Г. рассматривает значение отсутствия оценки.

По мнению автора, данный тип оценки «происходит в обстановке общего неоценивания одного при одновременном оценивании других, в этих условиях явно воспринимается объектом воздействия как проявление избирательного к нему отрицательного отношения, пренебрежения, игнорирования» [1]. Приведем пример данной оценки. Это оценивание заключается в следующем, когда ученик решает пример у доски, учитель не следит за выполнением примера и не смотрит на конечный результат, а просто говорит ученику, садится на место, но при этом оценивает тех, кто сидел за партой.

Следующим пунктом, автор рассматривает опосредствованную оценку. По мнению автора, данная оценка представляет собой «включение в оценку сооценки школьного класса и отдельных школьников. Оценка одного ученика не непосредственно, а опосредствованно через оценку другого» [1]. Пример данного оценивания заключается в следующем, ученик, отвечая на вопрос, не получает ни единого слова от учителя о правильности или неправильности ответа. После ответа ученика учитель спрашивает другого ученика и после приведенного ответа, учитель может сказать о правильности ответа, тем самым унизив первого ученика.

Далее автор рассматривает неопределенную оценку. Ананьев Б. Г. отмечает, что «характерным для неопределенной оценки является словесная форма. Словесная форма сама не дает непосредственного толкования, допуская вместе с тем множество субъективных толкований. Главным инструментом этой оценки является слово «ну». Неопределенная оценка внезапно превращается в отрицательную вследствие ошибки преподавателя» [1]. Примером может являться следующая ситуация, когда учитель в своей оценке ученика употребляет «понукание».

Ананьев Б. Г. в своей работе отмечает замечание как вид парциальной оценки. По мнению автора, замечание «является лишь отчасти оценкой, поскольку оно представляет собой отношение учителя к ученику. Ограниченная функция замечания ведет к весьма большому однообразию стиля. Замечания становятся отрицательным воздействием лишь тогда, когда ряд замечаний систематически падает на одного ученика. Само по себе отдельное замечание имеет не столько оценочное и стимулятивное значение, сколько играет роль регулятора поведения на уроке» [1]. Примером такой оценки можно считать ситуации, когда учитель пытается удержать дисциплину в классе.

Следующим видом парциальной оценки Ананьев Б. Г. выделяет отрицание. Как отмечает автор, отрицание, это «слова и фразы, указывающие на неправильность ответа и стимулирующие перестройку хода решения. Является особо важным для развития мышления, понимания у ученика в процессе опроса. Не столько стимулируют, сколько ориентируют ученика в состоянии его знаний и в тех способах, посредством которых их можно рационально излагать» [1]. Примером данной оценки могут являться все ситуации, где педагог употребляет отрицание в виде таких слов: «нет»; «не так»; «не правильно» и т. д.

За отрицанием автор отмечает согласие. Автор считает, что функция согласия — «ориентировать школьника в правильности его собственного поступка, закрепить успех ученика на этом пути, стимулировать его движение в том же направлении. Согласие, выраженное в повторении ответа ученика» [1]. Примером согласия является ситуация, где педагог после ответа ученика дает ответ в виде повторения ответа ученика или в виде слов согласия (да; так; верно; правильно).

Ободрение является следующим видом парциальной оценки в работе Ананьева Б. Г. По мнению автора, ободрение — это «наиболее стимулирующая форма парциальных оценок. В случаях весьма сложных, требующих очень квалифицированного воспитательного подхода (чуткого), необходимо не только определение верности ответа, но и эмоциональная поддержка, выражающая симпатические переживания педагога. Стимулятивная функция оценки преобладает над ориентирующей» [1]. Примером ободрение являются ситуации, когда учитель не только показывает правильность ответа ученика, но и подбадривает ученика.

Ананьев Б. Г. в своей работе отмечает и порицание. Как считает автор, порицание — это «наиболее стимулирующая форма парциальных оценок, которые воздействуют на его эмоционально-волевую сферу посредством характеристики как знаний, так и личности ученика. Порицание целиком относится к одной из форм отношения учителя к ученику, выражая представления педагога о достоинствах и недостатках ученика. Действие оценки вызывает перемещение потребностей и их рост в случае положительной стимуляции и их распад, и депрессию в случае отрицательной стимуляции (порицание не только состояния знаний в данный момент, но и возможностей ученика, его способностей, характера интересов)» [1].

Далее автор в своем труде выделяет такой термин как сарказм. Ананьев Б. Г. считает сарказм «наиболее испытанным средством, после наказания, в старой школе была угроза наказанием и насмешка, причем насмешка, носящая саркастический, а не юмористический характер» [1]. Примером сарказма в педагогической деятельности может являться ситуация, когда педагог высмеивает (именно в негативном виде) поступки, знания, интерес ученика. Данная оценка для многих учеников является самой опасной и жестокой.

В работе Ананьева Б. Г. следом за сарказмом идет угроза. Как отмечает автор, угроза «это форма порицания. С ней нельзя смешивать предупреждение о возможных последствиях невыполнения учебного задания, дезорганизации и т. д., которое имеет совершенно другие функции, организуя, a не травмируя школьника» [1]. Примером угрозы в наше время может считаться ситуация, когда учитель говорит ученику, что вызовет его родителей в школу, к директору. Но следует отметить, что в наше время, угрозы могут действовать на учеников младших классов, более взрослым ученикам становится без разницы на данную форму порицания.

Далее автор пишет про упрек. Ананьев Б. Г. отмечает следующее, «его вариации незначительны и стиль непритязателен. В нем нет той образности, которая наблюдается в саркастических оценках» [1]. Примером могут являться ситуации, когда учитель упрекает ученика в невыполнении домашнего задания.

Далее автор пишет про нотацию. Автор не многословно описывает данный вид парциальной оценки, отмечая только то, что нотация — «это форма порицания» [1]. Примером нотаций могут являться моменты, когда учитель упрекает ученика за его поведение, за слова, за незнание и т. д.

Заключительным видом парциальных оценок у Ананьева Б. Г. является одобрение. По мнению автора, одобрение — это «прямая форма положительного оценивания процесса работы на уроке в ситуации опроса и учета знаний вообще. Форма определения личности, подчеркивающая преимущество каких-то сторон этой личности — ее способность, работоспособность, активность, интерес, значение ее как образца в известном отношении. При отсутствии меры и индивидуального подхода, может перейти в собственную противоположность, производя отрицательные результаты.

Очень часто одобрение выступает в эмоциональной форме» [1]. Примером одобрения являются ситуации, когда учитель употребляет в своей речи такие слова: «Молодец!»; «Молодец, правильно!»; «Совершенно верно!»; «Хорошо!».

В данной статье был проведен анализ литературы, в которой были рассмотрены такие понятия как «оценка», «парциальная оценка», «педагогическая оценка». Был приведен обзор работы Ананьева Б. Г. «Избранные психологические труды» [1], в котором были рассмотрены виды парциальных оценок.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. П/Под ред. А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  2. Мега лекции // Виды педагогической оценки. URL: https://megalektsii.ru/s9058t3.html
  3. Менеджер образования // Парциальные оценки. URL: https://www.menobr.ru/article/28056-partsialnye-otsenki
  4. Социальная сеть работников образования // Педагогическая оценка и ее влияние на тревожность младшего школьника. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/08/29/pedagogicheskaya-otsenka-i-ee-vliyanie-na-trevozhnost
  5. ФБ // Что это — оценка? URL: http://fb.ru/article/326660/chto-eto---otsenka
Основные термины (генерируются автоматически): Ананьев, оценка, парциальная оценка, ученик, мнение автора, автор, неопределенная оценка, процесс работы, учитель, педагогическая оценка.


Ключевые слова

оценка, угроза, согласие, отрицание, педагогическая оценка, одобрение, парциальная оценка, отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка, замечание, ободрение, порицание, сарказм, упрек, нотация

Похожие статьи

Формы педагогического оценивания и их эффекты

То есть, оценка представляет собой собственно процесс оценивания, который осуществляет учитель.

- выражение общего мнения педагога об ученике. По мнению многих исследований, преимущество балльной системы заключается в наличии инструкций, в которых...

Педагогическая оценка как стимул для учащегося.

Оценка- это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемое человеком.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на...

Б. Г. Ананьев выделяет три основные функции педагогической оценки: во-первых, это ориентирующая функция, которая проявляется в воздействие оценки на умственную работу ученика, содействие осознанию учеником процесса этой работы и понимание им...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Вербальная оценка позволяет учителю выделить тех учеников, у которых есть трудности в учебе.

Оценивая работу ученика, педагог должен выделять такие моменты как

личность, учитель, учебная деятельность, младший школьник, самооценка, педагогическая оценка.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Автор: Волобуева Елена Васильевна.

Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980, т. I — С.230.

Похожие статьи. Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях...

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик, работа, оценивание, констатирующее оценивание, учебный процесс, высокий уровень.

Основные термины (генерируются автоматически): оценивание, ученик, оценка, система.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Объективность оценки — одно из важнейших требований при работе с учащимися начальных классов. Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не взирая на личные отношения.

Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности...

младший школьник, проектная деятельность, проект, работа, оценка, оценивание, класс, вид оценивания, обратная связь, ученик.

Похожие статьи

Формы педагогического оценивания и их эффекты

То есть, оценка представляет собой собственно процесс оценивания, который осуществляет учитель.

- выражение общего мнения педагога об ученике. По мнению многих исследований, преимущество балльной системы заключается в наличии инструкций, в которых...

Педагогическая оценка как стимул для учащегося.

Оценка- это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемое человеком.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на...

Б. Г. Ананьев выделяет три основные функции педагогической оценки: во-первых, это ориентирующая функция, которая проявляется в воздействие оценки на умственную работу ученика, содействие осознанию учеником процесса этой работы и понимание им...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Вербальная оценка позволяет учителю выделить тех учеников, у которых есть трудности в учебе.

Оценивая работу ученика, педагог должен выделять такие моменты как

личность, учитель, учебная деятельность, младший школьник, самооценка, педагогическая оценка.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Автор: Волобуева Елена Васильевна.

Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980, т. I — С.230.

Похожие статьи. Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях...

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик, работа, оценивание, констатирующее оценивание, учебный процесс, высокий уровень.

Основные термины (генерируются автоматически): оценивание, ученик, оценка, система.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Объективность оценки — одно из важнейших требований при работе с учащимися начальных классов. Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не взирая на личные отношения.

Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности...

младший школьник, проектная деятельность, проект, работа, оценка, оценивание, класс, вид оценивания, обратная связь, ученик.

Задать вопрос